ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ
Под градусом эмоций
...которые мы совершаем, если строго
придерживаемся одного из стилей воспитания
Народная мудрость гласит: своего
ребенка воспитывать гораздо труднее, чем чужих
детей.
Правда ли это? И если правда, то почему? Какие
особенности семейных отношений приводят к тому,
что собственную кровиночку растить тяжелее?
Кандидат педагогических наук,
специалист в области психологии семьи,
консультант по семейному воспитанию Валентина
Целуйко считает, что народная мудрость – хоть и
нелегкая, но правда, над которой всем родителям
следовало бы серьезно задуматься. В своей книге
«Проблема неблагополучной семьи» автор пишет:
«Важнейшее отличие семейного воспитания
заключается в ярко выраженной эмоциональной
форме отношений между родителями и детьми, в их
любви друг к другу. Но одной любви для
полноценного воспитания недостаточно; более
того, бездумная родительская любовь зачастую
приводит к формированию таких личностных
качеств, которые можно условно обозначить как
«синдром избалованного ребенка».
Чем же осложняется и затрудняется воспитание
собственных детей? Валентина Целуйко выделяет
три принципиальные трудности.
Усталость, которую родители подавляют на рабочем
месте, заставляя себя выполнять служебные
обязанности. Дома они расслабляются, полагая, что
уж завтра-то непременно займутся ребенком
всерьез. Но назавтра их подстерегает все та же
усталость...
Неорганизованный быт, который приводит к
несогласию между родителями и неупорядоченной
жизни в семье. На фоне разнообразных и тяжких
бытовых проблем ребенком занимаются лишь от
случая к случаю, все остальное время он
предоставлен самому себе. Ребенок остро
нуждается в том, чтобы к нему проявляли
постоянное внимание и интерес. Если в семье он
этого не находит, то начинает искать на стороне.
Недостаточный уровень педагогической
подготовки родителей. Семейное воспитание –
управляемая система взаимоотношений родителей с
детьми. Ведущая роль в этой системе принадлежит
родителям. Поэтому именно им необходимо знать,
какие формы взаимоотношений с собственными
детьми способствуют гармоничному развитию
детской психики и личностных качеств, а какие,
наоборот, препятствуют формированию нормального
поведения и ведут к деформациям личности. Да вот
беда: у одних родителей нет даже минимума
педагогических знаний, у других отсутствуют
педагогические умения, третьи просто не понимают
важности специфических методов воспитания. Они
полагаются исключительно на интуицию и добрые
намерения. А этого недостаточно.
Почему недостаточно? Ведь тысячи лет отцы и
матери воспитывали детей, полагаясь именно на
интуицию и добрые намерения, на традиции, на
принцип «как люди, так и мы», и никто не требовал
от них психолого-педагогической подготовки и
особых навыков семейной коммуникации.
«Отношение к воспитанию в семье как к делу
несложному и доступному для всех, – объясняет
Валентина Целуйко, – сложилось не случайно.
Практика была такова, что существовали строгие,
раз и навсегда установленные семейные нравы и
роли, раннее вовлечение ребенка в
производительный труд хлебороба или
ремесленника, строгий и легко осуществляемый
контроль за поведением детей и каждого члена
общины. Сегодня неизмеримо возросли требования к
личности, воспитательные задачи и семьи, и
общества усложнились. Решить их только на основе
эмпирических привычек уже невозможно».
Верный путь совершенствования воспитания детей
в семье – предупреждение педагогических ошибок
родителей. Целуйко перечисляет несколько самых
типичных: 1) недостаточная психологическая
компетентность родителей в возрастном развитии
ребенка, 2) недооценка родителями личного примера
и единства требований, предъявляемых к ребенку, 3)
гиперопека, 4) гипоопека.
Две последние – типичные ошибки семейной
коммуникации. Неестественный, завышенный
уровень заботливости и тревожности, постоянный
мелочный контроль, категорическое требование
быть абсолютно послушным и поступать так, как
предписано родителями (гиперопека), ни к чему
хорошему не приведут. Как и неоправданно раннее
предоставление ребенку полной свободы
(гипоопека), которой он еще не умеет пользоваться,
и недостаток эмоционального тепла, когда за
хорошее поведение ребенок не получает одобрения,
зато все его недочеты и ошибки немедленно
замечаются и осуждаются.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|