Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №77/2003

Третья тетрадь. Детный мир

ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ 
 

Сергей КАМЕНСКИЙ

Под градусом эмоций

...которые мы совершаем, если строго придерживаемся одного из стилей воспитания

Народная мудрость гласит: своего ребенка воспитывать гораздо труднее, чем чужих детей.
Правда ли это? И если правда, то почему? Какие особенности семейных отношений приводят к тому, что собственную кровиночку растить тяжелее?

Кандидат педагогических наук, специалист в области психологии семьи, консультант по семейному воспитанию Валентина Целуйко считает, что народная мудрость – хоть и нелегкая, но правда, над которой всем родителям следовало бы серьезно задуматься. В своей книге «Проблема неблагополучной семьи» автор пишет: «Важнейшее отличие семейного воспитания заключается в ярко выраженной эмоциональной форме отношений между родителями и детьми, в их любви друг к другу. Но одной любви для полноценного воспитания недостаточно; более того, бездумная родительская любовь зачастую приводит к формированию таких личностных качеств, которые можно условно обозначить как «синдром избалованного ребенка».
Чем же осложняется и затрудняется воспитание собственных детей? Валентина Целуйко выделяет три принципиальные трудности.
Усталость, которую родители подавляют на рабочем месте, заставляя себя выполнять служебные обязанности. Дома они расслабляются, полагая, что уж завтра-то непременно займутся ребенком всерьез. Но назавтра их подстерегает все та же усталость...
Неорганизованный быт, который приводит к несогласию между родителями и неупорядоченной жизни в семье. На фоне разнообразных и тяжких бытовых проблем ребенком занимаются лишь от случая к случаю, все остальное время он предоставлен самому себе. Ребенок остро нуждается в том, чтобы к нему проявляли постоянное внимание и интерес. Если в семье он этого не находит, то начинает искать на стороне.
Недостаточный уровень педагогической подготовки родителей. Семейное воспитание – управляемая система взаимоотношений родителей с детьми. Ведущая роль в этой системе принадлежит родителям. Поэтому именно им необходимо знать, какие формы взаимоотношений с собственными детьми способствуют гармоничному развитию детской психики и личностных качеств, а какие, наоборот, препятствуют формированию нормального поведения и ведут к деформациям личности. Да вот беда: у одних родителей нет даже минимума педагогических знаний, у других отсутствуют педагогические умения, третьи просто не понимают важности специфических методов воспитания. Они полагаются исключительно на интуицию и добрые намерения. А этого недостаточно.
Почему недостаточно? Ведь тысячи лет отцы и матери воспитывали детей, полагаясь именно на интуицию и добрые намерения, на традиции, на принцип «как люди, так и мы», и никто не требовал от них психолого-педагогической подготовки и особых навыков семейной коммуникации.
«Отношение к воспитанию в семье как к делу несложному и доступному для всех, – объясняет Валентина Целуйко, – сложилось не случайно. Практика была такова, что существовали строгие, раз и навсегда установленные семейные нравы и роли, раннее вовлечение ребенка в производительный труд хлебороба или ремесленника, строгий и легко осуществляемый контроль за поведением детей и каждого члена общины. Сегодня неизмеримо возросли требования к личности, воспитательные задачи и семьи, и общества усложнились. Решить их только на основе эмпирических привычек уже невозможно».
Верный путь совершенствования воспитания детей в семье – предупреждение педагогических ошибок родителей. Целуйко перечисляет несколько самых типичных: 1) недостаточная психологическая компетентность родителей в возрастном развитии ребенка, 2) недооценка родителями личного примера и единства требований, предъявляемых к ребенку, 3) гиперопека, 4) гипоопека.
Две последние – типичные ошибки семейной коммуникации. Неестественный, завышенный уровень заботливости и тревожности, постоянный мелочный контроль, категорическое требование быть абсолютно послушным и поступать так, как предписано родителями (гиперопека), ни к чему хорошему не приведут. Как и неоправданно раннее предоставление ребенку полной свободы (гипоопека), которой он еще не умеет пользоваться, и недостаток эмоционального тепла, когда за хорошее поведение ребенок не получает одобрения, зато все его недочеты и ошибки немедленно замечаются и осуждаются.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru