РЕЖИССУРА УРОКА
ФАБРИКА ЗВЕЗД
И угораздило же!
Учительский конкурс глазами
потерпевшей
Оказывается, чтобы поколебать
уверенность специалиста в себе, нужно совсем
немного – всего лишь выставить ему отметки.
Очень
хочется поделиться впечатлениями от последних
событий. В нашем городке недавно проводился
региональный педагогический конкурс, и бес меня
попутал в нем поучаствовать. В школе предложили,
а я не отказалась, о чем впоследствии очень
пожалела. Хотя сейчас уже способна рассказывать
об этом “действе” с юмором, но тогда была очень
унижена, обижена и травмирована. Начну по
порядку.
Основные и “доп.”
Конкурс состоял из трех этапов. Первый –
представление-визитка. Регламентирована только
временем; можно представлять себя любыми
способами, задействовать детей и коллег.
Второй – непосредственно урок. И третий – защита
“творческой работы”, написанной заранее.
Критериев оценки этой работы заявлено не было.
Участвовали 19 педагогов: 11 представляли
учителей, а 9 – педагогов “доп. образования”. Я и
попала в это самое “доп.”. (На награждении
ведущая сказала: награждается дополнительный
педагог. Оговорка по Фрейду!) В общем, основные и
дополнительные.
Никаких тренингов
Я быстро со своими “театральными
детьми” сочинила маленький
спектакль-приветствие, где сама с удовольствием
играла Алису в Стране чудес. Пела песенку,
беседовала с персонажами своих спектаклей. На
общем фоне выступили блестяще (как оказалось).
Дальше – урок. Воодушевленная “Режиссурой
урока” и общением с вами, я решила: никаких
тренингов – и сочинила урок полностью на
социоигровых приемах. Никаких “руки в боки” и
никаких “скажи мне”. Задания интересные и
необычные придумала. Урок проводила на
незнакомом пятом классе: 20 детей, двое гостей и
члены комиссии. Детям, конечно, страшно, но к
середине урока они уже забыли, что за ними
наблюдают, и практически все с упоением работали
и в больших, и в маленьких группах.
На три с плюсом
Я бы, конечно, поставила себе три с
плюсом, потому что запланировала очень много и
некоторые важные вещи не довела до конца, чтобы
успеть “выполнить план”.
Дети “застряли”: на театральных профессиях
ничего не могли вспомнить, кроме актера и
режиссера, но потихоньку, помогая друг другу
(задание было по командам-рядам), все-таки
вспомнили.
И я, когда читала вслух, прочитала: директор – и
задала вопрос: а чем занимается директор в
театре? Вразумительно никто не ответил, и я вдруг
с ужасом подумала, что сама не смогу объяснить,
чем директор занимается в театре. Как-то
скомкала, вопрос остался без ответа.
Чиновники, впрочем…
Детям очень понравился
усовершенствованный “сломанный телефон”. Один
ряд передавал название незнакомой пьесы, а
другой пытался подслушать, что они передают. То,
что их пытаются подслушать, усложнило ситуацию, и
они очень старались, шепча в самое ухо. А те –
“шпионы”, – кто что-то понял, бежали ко мне и на
ухо шептали, что они услышали. (Потом меня
обвинили, что я поощряю подслушивание и
доносительство.) Дети в конце урока были очень
веселые, и большинство – живые и подвижные.
Комиссия, впрочем, сама очень веселилась,
наблюдая, как дети показывают стоп-кадры из
разных сказок.
В комиссии были в основном чиновники: директор
института усовершенствования учителей, главный
специалист по воспитательной работе – оттуда же
– дядька из профсоюзов, методистка по
воспитательной работе, тетенька-хореограф и одна
из руководителей детского театра “Подросток”.
Она потом с горечью мне говорила: “Почему ты не
провела театральный тренинг на старших детях?! А
так никто не понял, какие умения и навыки вы
тренировали”.
Что я им говорила? Зачем?
Объяснить свою позицию я попыталась на
защите своей творческой работы. Увешав доску (все
происходило в классе) своими дипломами всяких
конкурсов, афишами, программками и фотографиями
из спектаклей, я сделала огромную ошибку.
Я пыталась с этими равнодушными и чужими людьми
разговаривать как с единомышленниками. Очень
эмоционально и взволнованно я рассказывала о
том, что было мною продумано и выстрадано. Но
глядя на лысину дяденьки, уткнувшего нос в парту,
и напрасно пытаясь поймать взгляд директорши
Центра повышения квалификации, которая упорно
глядела вбок, на мою подругу-режиссера, которая в
свою очередь смотрела на меня с неприкрытым
ужасом, – я подумала, что я что-то не то говорю,
надо бы не так, не об этом…
Тогда я стала рассказывать о том, как пришла в эту
профессию, как изменились мои взгляды за десять
лет работы. Лысина стала еще ниже, а скошенные
глаза еще больше скосились. Только методистка
смотрела на меня с добрым сочувствием – как на
больную. Мне стало казаться, что я вообще
перестала управлять своей речью. Потом со стыдом,
как после попойки, я вспоминала, что я им говорила
– зачем?!
Глотая слезы
После того как жюри долго совещалось и
объявило финалистов, всем разрешили пойти
посмотреть свои оценки. За урок у меня 10 баллов из
20. За защиту – 4,6 из 10. Если перевести на обычную
пятибалльную систему – два с плюсом.
Всего у меня 18 баллов, а у победительницы –
тренера по баскетболу – 34. А у 20-летней
девочки-хореографа, которую непонятно как взяли
на конкурс (вальс на уроке она предложила детям
танцевать на раз-два-три-четыре вместо
раз-два-три!) и у которой, кроме самоуверенности,
не было ничего (ну, может быть, наивность – на
вопрос комиссии, кто у нее в коллективе ведет
актерское мастерство, она ответила: «Да я же и
веду!» – «А вы где-то учились?» – «На станции
туристов в кружок ходила»), – так вот у нее оценки
сопоставимы с моими: 3,7 – за защиту работы и 8 – за
урок, вместе – 14.
Хороший удар я получила по самолюбию. И не я одна,
конечно. В общем, я достаточно самоуверенна,
чтобы чувствовать себя хорошим специалистом, но
даже я не ожидала, что эту мою веру можно так
легко поколебать, выставив мне оценки.
Глотая слезы в троллейбусе, я вспомнила слова
Соловейчика “Вы прекрасный учитель, у вас
прекрасные ученики”, которые так часто видела на
газете “Первое сентября”. Мне стало стыдно, что
я так расстраиваюсь из-за ерунды. Но тяжелое
ощущение “несварения желудка” преследовало
меня еще долго.
Статья подготовлена при поддержке типографии «BePrint». Если вы решили приобрести качественную и надежную рекламную продукцию, то оптимальным решением станет обратиться в типографию «BePrint». Перейдя по ссылке: "beprint.ru/vizitki", вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать рекламную продукцию по выгодной цене. В типографии «BePrint» работают только высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы типографским оборудованием.
Убили наповал
В день награждения были “показательные
уроки” на сцене. Уроки-спектакли, поставленные
дилетантами в режиссуре, были смешны. А вот урок
преподавателя плетения из соломки был отличный.
И урок по фольклору тоже. Хорошо, что они вдвоем
“вырвали” второе место у “блестящей”
баскетболистки.
Потом было еще вручение призов, где после
кухонных комбайнов и магнитофонов, настольных
ламп и часов мне подарили “Записную книжку
учителя”, чем просто убили наповал. Еле добежала
до туалета, чтобы никто не видел, как я
истерически рыдала. Вот такие впечатления.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|