РЕЖИССУРА УРОКА
ДИДАКТИЧЕСКИЕ СКОРОГОВОРКИ
В театральной педагогике есть такое
упражнение: прыгая через скакалку, нужно, не
сбиваясь, проговорить: “На горе, на горке стояли
тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три
Егорка…” (и так до тридцати трех Егорок). У нас в
“Режиссуре урока” тоже есть своя любимая
долгоговорка, которую нам не лень повторять хоть
каждый день: “В народе говорят: за двумя зайцами
погонишься – ни одного не поймаешь. А у нас в
социоигровом стиле заведено гоняться за 133
зайцами. Тогда, глядишь, десяток и поймаешь. А из
них пяток таких, о которых и не мечтал”.
Вот учителя-предметники каждый за своими зайцами
и гоняются. У нас “зайцев” этих полон портфель. И
мы решили по чуть-чуть, скороговоркой, знакомить
читателей с социоигровыми наработками коллег,
которые так или иначе, но действительно
стараются “уходить в тень”, не маячить у доски,
не брать на себя роль главнокомандующего.
А теперь прикинем: уместны ли такие уроки на
каком-нибудь учительском конкурсе? Вряд ли. Там
ведь люди друг с дружкой соревнуются, кто больше
в жанре бенефиса преуспеет. Там любая
погрешность – позор. А по-нашему, так все
наоборот: ошибка – это подарок! Поэтому,
наверное, социоигровой учитель не ко двору
приходится на всяких конкурсах. Мы же работаем
прежде всего с ошибками – и своими, и учеников!
…Собрались на горке тридцать три Егорки – может
быть, это учителя, может быть, ученики – и стали
ловить зайцев в надежде стать одним из трех
богатырей. Итого 133 зайца + 33 Егорки = 3 богатыря.
Вот такая арифметика на сегодняшней страничке
получается!
Мария ГАНЬКИНА,
Вячеслав БУКАТОВ
Тридцать три Егорки
Из пухлого портфеля с учительскими
наработками
Носом по воздуху
Попробовала написание латинских букв и
химических формул носом по воздуху. 7 и 8 классу
это явно нравится. А вот 9–11 классы считают, что
это не очень интересно.
Учитель химии, Сочи, 2002
От балды
Характеристика музыкальных
произведений в любом классе вызывает
затруднение. Так было и у меня, пока я не
использовала социоигровой прием «от балды».
Написала на доске фамилию композитора и название
симфонии. После этого раздала листочки (один на
четверых) и сразу предложила ученикам сочинить
(пальцем в небо) характеристику этой симфонии. А
уж потом я включила музыку.
Уж как они ее слушали – это надо было видеть! И с
каким рвением они потом друг другу доказывали,
какое место и в чьей характеристике оказалось
самым точным!
Учитель МХК, Москва, 2002
Все наоборот
Мы должны были на уроке друг у друга
загадки отгадывать – молча! Обычно ученики свои
версии писали на доске, а судьи (загадывающие)
потом стирали ошибки, в том числе грамматические.
А тут я вспомнила совет – попробовать как-то
наоборот. И решила, что ответы мы будем писать
хоть и мелом, но не на доске, а на стенах. На урок
пришла с ведром теплой воды…
Такой активности в классе я никогда не видела!..
А на перемене мы все вместе смывали разводы со
стен.
Урок литературы, Красноярск, 2001
Федот, да не тот
Все эти баллы, очки – это же на самом
деле фикция. Федот, да не тот. У меня на каждом
уроке обязательно должны быть и выигравшие, и
проигравшие. Иначе как они поймут, что награды не
в «местах» и не в «оценках», а в самом стремлении
что-то узнать: и друг друга, и какую-то новую
информацию.
Уроком я довольна, если явно видно, что это
стремление на уроке присутствовало. И чтобы
соревнования соревнованиями, но вот дети ушли –
и никто из них не думал бы о каких-то там местах,
реваншах или отметках. Это мой идеал.
Учительские посиделки, Москва, 2002
Три богатыря
Наконец-то решила реализовать свою
родную идею – прием, которым я давно
пользовалась, но только наполовину. У нас тема
была “Богатырские образы в музыке и живописи”. Я
и раньше после знакомства с каким-нибудь
музыкальным отрывком ученикам говорила:
«Представьте, какими красками вы нарисовали бы
картину к этой музыке», – и они называли разные
цвета: кто зеленый, кто оранжевый, кто черный.
А тут я на самом деле приготовила баночки с
красками. Первый раз!
И получилось потрясающе: дети рисовали в группах
по трое, причем пальцами – это было
принципиально. После того как они разложили
вдоль доски свои картины-образы и вымыли руки, я
предложила назвать отрывок каким-нибудь одним
словом. Тут зазвучали слова: «бой», «сражение»...
То есть мощь музыкального фрагмента они явно
услышали. И тогда я сообщила, что и на самом деле
за этой музыкой закрепилось название –
“Богатырская”.
А потом мы открыли репродукции Васнецова...
Учитель музыки, Москва, 2003
Неготовность номер один
Уж если проводить конкурсы среди
учителей, то соревноваться на НЕготовых уроках.
Вот, например, через три минуты звонок на урок –
участники тянут темы, тянут классы и идут все
одинаково неготовыми. Тогда мы можем
действительно сказать, кто какой учитель.
Один будет профессионалом, потому что он
энциклопедист и быстро сориентируется, что из
подручного материала в качестве учебного
пособия использовать.
Другой свой профессионализм докажет тем, что
начнет выяснять у детей, что они прошли, что знают
и что думают по совершенно новой теме.
Третий умело организует групповые работы с
учебниками.
А четвертый такую творческую работу закрутит,
что любая учебная тема и ученикам, и ему самому
откроется в новом свете.
Учительские посиделки, Москва, 2002
Контрольная в стихах
Последний урок. Тема «Расчет
сопротивления проводника».
На середине урока я говорю: «А сейчас
контрольная. Садитесь по четверкам и пишите
стихами». И никаких гвоздей!
Было много протестов. Но к концу урока свои
работы сдали все.
Вечером я этими контрольными просто
зачитывалась. Самыми интересными оказались те, в
которых вместо учебной темы – длиннющие
протесты, изложенные в стихах!
Урок физики, Тверь, 1999
Эхо
У нас 10 «Б» класс очень сложный, все
учителя от них в ужасе, они шумные, невоспитанные,
хулиганистые – одним словом, плохо занимаются.
Стала я с ними делать «Эхо» [см. II.5, «Хрестоматия
игровых приемов обучения» в библиотечке «Я иду
на урок» издательства «Первое сентября»]. После
третьего хлопка они начали смеяться. Тогда я
сказала: «Кто меня слышит, встаньте». Встали.
Затем: «Кто меня слышит, сядьте». Сели – и тишина.
Вдруг тихий вопрос из класса: «А что это?»
Тут же кто-то ответил: «Это то, чтобы все
успокоились». Класс хихикнул, и начался
спокойный урок.
Урок химии, Гагры, 2002
Жми на тормоза
Учителю так трудно удержаться от
бенефиса. И как вы понимаете, я на уроках в
бенефис соскакиваю только так. Это как
профзаболевание. Хлебом не корми – дай блеснуть
своими познаниями. Как встану в позу, так и начну
вещать. Заносит так, что остановиться не могу. Вот
и прихожу сюда, чтобы научиться вовремя
тормозить.
Учительский семинар, Тверь, 1999
Урок из бутика
Для темы «Мода» я взяла каталог из
бутика. Весь изрезала. Ведь по учебнику лексика
какая? Платье да рубашка. А тут – почва
благодатная.
С этими карточками тема пошла на ура. А заодно – и
весь раздел обычного учебника.
Тогда я для итогового занятия приготовила 13
французских слов-подсказок и разрезала их на
слоги. Перемешала, разбросала по классу. Начался
урок…
Я знала, что подсказок у меня 13. А у ребят-то вышло
больше! Новый словарь французского языка.
Урок французского Языка, Тверь, 2000
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|