ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
КРУГ ВОПРОСОВ
Полиция качества, где ты?
Цены на учебу в вузах – участниках
эксперимента по ГИФО выросли втрое... Почему?
В ноябре подводятся итоги эксперимента
по переходу на ГИФО. Для «обкатки» создатели
реформы выбрали три экспериментальные площадки:
Чувашию, Якутию и Марий Эл. Там уже проводился
эксперимент по ЕГЭ, непосредственно связанный с
присвоением категорий ГИФО.
О том, что ГИФО «вреден», о том, что он
«вводит платность высшего образования»,
общественность забеспокоилась почти сразу же.
Все высказывания о «вреде» ГИФО на деле
оказались бурей в стакане воды. Общественность
так и не узнала о главных негативных результатах,
к которым привел эксперимент в Чувашии, Якутии и
Марий Эл.
Первый негативный результат – в трех
экспериментальных регионах резко поползли вверх
баллы ЕГЭ. Сразу после начала эксперимента по
ГИФО в Чувашии и Марий Эл (меньше в Якутии)
обнаружилось статистическое отклонение
результатов ЕГЭ: число отличников было столь
внушительным, что эти отклонения зафиксировал
отчет о ходе эксперимента, сделанный экспертами
Высшей школы экономики и Министерства
образования. Кстати, это было первое официальное
признание факта, что процедура ЕГЭ далека от той
объективности, которую хотели бы приписать ей
авторы реформы. Стоило появиться новому стимулу
– в данном случае возможности получить
финансовые льготы для обучения в вузе, как в
регионах, сдававших ЕГЭ, сразу появились тысячи
новых отличников.
Достаточно взять статистику победителей
всероссийских и участников международных
олимпиад школьников за несколько лет, чтобы
наглядно убедиться: Чувашия и Марий Эл – отнюдь
не самые блестящие в академическом смысле
российские регионы – не могли за один-два года
воспитать такую плеяду одаренных абитуриентов.
Второй негативный результат эксперимента по
ГИФО – подскочили цены за обучение в вузах.
Обучение одного российского студента обходится
государству в среднем в 3–4 тысячи рублей в год.
Вузы имеют право назначать плату за обучение
иностранцев из ближнего и дальнего зарубежья, а
также за учебу российских студентов на
коммерческих отделениях. ГИФО замышлялось как
средство оплатить учебу в российском вузе по
европейским расценкам. Однако реальные средства,
выделяемые каждому студенту по ГИФО, оказались
скромными.
Таким образом, в реальности сложилась другая
система: почти каждый студент – участник
эксперимента, не добравший нужных баллов до
получения бюджетного места, вынужден
доплачивать вузу разницу между ГИФО и ценой за
обучение, назначенной вузом.
Завышение цен
Когда несколько лет назад Министерство
образования и ВШЭ впервые презентовало перед
журналистами эксперимент по ГИФО, прессу
волновал именно этот вопрос: не начнут ли вузы
завышать цены, чтобы получить со студента свой
«навар» – разницу между ценой обучения и ГИФО.
Первый заместитель министра Григорий Балыхин
заверял присутствующих: нет, такое невозможно. В
Министерстве образования действует специальный
отдел, который отслеживает соотношение между
качеством и ценой обучения. Поэтому вузам,
которые будут завышать цены, гарантированы
неприятности.
Кто из сторон оказался прав?
Теперь мы можем определить это по официальным
отчетам о ценах на специальности в
экспериментальных вузах.
В Марийском государственном университете
обучение математике, истории, филологии и
регионоведению на 2003 год стоило 18000 рублей,
прикладной математике и информатике, равным
образом как журналистике, мировой экономике,
бухучету, технологии мяса и мясных продуктов –
20000 рублей, юриспруденции – 24000, защите растений,
а также теории и методике преподавания
иностранных языков и культур – 15000,
международным отношениям, а также связям с
общественностью, переводу и переводоведению –
20000 рублей.
Не будем придираться к тому, что вуз оценивает
свои специальности с известной долей
экстравагантности (невозможно приравнять
обучение специальности «международные
отношения» к освоению специальности «связи с
общественностью», которую легко можно освоить в
процессе обучения специальности «журналистика».
А что такое «защита растений» и как ее можно
соотнести с «теорией преподавания иностранных
языков» – вообще можно только гадать).
Интереснее то, что новопоступившие студенты
вынуждены были доплачивать деньги из своего
кармана за все престижные специальности, которые
читатель уже определил по цене. У большинства
плативших была третья (а в некоторых случаях –
даже вторая) категория ГИФО. Напомним, что
финансовое наполнение этих категорий равняется
соответственно 3000 и 7000 рублей. Разница в ценах
впечатляет.
Чуть-чуть дешевле оценили свои образовательные
услуги в Чувашском государственном университете.
Там в 2003 году специальности «журналистика»,
«вокальное искусство», «композиция»,
«музыковедение», «филология», «география» и
«сестринское дело» оценивались в 17000 рублей,
«переводоведение» – в 21000, «юриспруденция» и
«стоматология» – в 26000, «охрана окружающей
среды» – в 9000, «финансы и кредит», «мировая и
национальная экономики», «прикладная
информатика» – в 23000 рублей, «промышленное и
гражданское строительство» – в 10500 рублей.
О чем способен поведать этот список? Тот, кто его
сочинял, был, вероятно, в игривом настроении. В
том, что журналисты приравнены к певцам, а юристы
– к стоматологам, таится какой-то местный намек,
нам со стороны непонятный. Может быть, аллюзия на
шутку главы региона или его зама? Впрочем, не
будем же мы всерьез ломать над этим головы: к
реальным затратам на обучение той или иной
специальности эти цены все равно отношения не
имеют.
Может быть, подешевле оценили себя в Чувашском
государственном педагогическом университете?
Ничуть не бывало!
В 2003 году специальность «технология и
предпринимательство» оценивалась в этом вузе в
16800 рублей, «музыкальное образование» – в 22000,
«изобразительное искусство» – в 16800, «логопедия»
– в 7700, «математика с дополнительной
специальностью» – в 17000, «лингвистика и
межкультурная коммуникация» – в 21000.
А в Марийском пединституте им. Крупской так и
вовсе повеселились: оценили специальность
«иностранный язык» всего на 500 рублей дороже, чем
«физическую культуру» (19000 против 18500 рублей)!
Задумаемся: почему вузы, придумывавшие эти цены,
были уверены, что люди, которые считают богатым
любого, зарабатывающего 5000 рублей, найдут 20–26
тысяч рублей на учебу своих детей всего лишь в
местных вузах? (Напомним – эти местные цены даже
выше, чем назначают некоторые столичные альма-матер).
Однако каждый рубль рассчитан точно. У
выпускников местных школ нет выбора: для
поступления в столичные вузы им не хватает
знаний или тренировки, а для жизни в Москве –
денег.
Даже если вузы Москвы в будущем все же
присоединятся к ЕГЭ, ситуация не разрядится: в 2003
году, по официальным данным, оглашенным на III
Всероссийском совещании по итогам ЕГЭ, миграция
абитуриентов составляла 4%. Эти 4% – абсолютно
стабильная цифра, не менявшаяся с конца 80-х! Еще
тогда, по данным общероссийского обследования,
проведенного Ульяновским социологическим
центром «Перспектива», всего лишь 5% выпускников
российских школ морально и материально были
готовы к учебе в столице.
Если с введением ЕГЭ к этим прошлогодним 4%
прибавятся хотя бы 3 или 2% абитуриентов, которые
решились учиться в Москве, это надо считать
большой победой. Все остальные выпускники
региональных школ будут заперты в своих регионах.
На том же совещании Владимир Филиппов вынужден
был признать, что половина абитуриентов из
российских регионов, зачисленных по ЕГЭ в
Российский университет дружбы народов,
отказались приехать на учебу в столицу. По всей
видимости, у них не хватило денег на билет до
Москвы. И этот прискорбный факт еще долгое время
будет определять образовательный ландшафт
России. Способные студенты, желающие получить
высшее образование, обречены на то, чтобы брать
ссуды в банке, изворачиваться, влезать в долги,
даже голодать ради того, чтобы учиться в местном
университете.
И местные вузы, назначая запредельно высокую
цену за учебу, отлично это поняли.
Но позвольте, что делала все это время
пресловутая полиция образовательного качества?
Ведь эксперимент по ГИФО все два года находился в
зоне самого пристального внимания
Минобразования.
Заглянем в «черный список» на личном сайте
Владимира Филиппова. Там по сей день числится
всего лишь один вуз, к эксперименту отношения не
имеющий. У этого бедолаги, попавшего явно под
горячую руку кому-то из образовательных
начальников, была приостановлена лицензия. Как
сообщается, «за дезинформацию абитуриентов».
Как случилось, что остались безнаказанными
местные вузы, которые (не меняя качества
образования) за два года утроили цены?
Между 2001 и 2003 годами Россия не знала ни одного
финансового кризиса. Более того: именно в это
время курс доллара по отношению к рублю стал
снижаться, чего не было на протяжении взрывных и
кризисных 90-х годов.
Однако за 2 года цены за учебу в вузах
экспериментальных регионов выросли в 2, а на
некоторые специальности даже в 3 раза. Приятное
исключение составляет Якутский госуниверситет
им. М.К.Аммосова, где цены на обучение выросли
приблизительно в 1,8 раза.
В чем дело? Можно ответить так: вузы смекнули, что
эксперимент по ГИФО нежизнеспособен, и захотели
урвать со студентов побольше, прежде чем
кормушка прикроется.
Можно отметить любопытный факт: синхронность в
колебаниях цен на обучение во всех трех регионах
между 2001 и 2003 годами. Она делает сомнительной
саму возможность самодеятельности в вопросах
вузовского ценообразования». Такое впечатление,
что руководители вузов из трех разных регионов
всякий раз созванивались друг с другом и
совещались, какую цену назначить на ту или иную
специальность.
Но предположим другое: само Министерство
образования, одной рукой публично раздавая ГИФО,
другой рукой благословляло ректоров удваивать и
даже утраивать цены на обучение.
О том, что эксперимент по ГИФО пошел не по тому
пути, на который его направили, стало известно
уже в декабре 2002 года (см. выше). Однако
правительство приняло решение не останавливать
эксперимент. Было всего лишь урезано финансовое
наполнение ГИФО. Некоторые эксперты посчитали,
что в ответ на эту «санкцию» обиженные ректоры
экспериментальных вузов резко повысили цены за
обучение.
Но все могло произойти проще и без обид.
Министерство образования вполне могло
использовать текущий год эксперимента по ГИФО,
чтобы посмотреть, как отреагируют на удвоение и
утроение платы за высшее образование жители трех
«типичных» российских регионов. Ведь для
эксперимента по ЕГЭ – ГИФО Чувашию, Марий Эл и
Якутию отобрали за то, что они являются, по словам
Владимира Филиппова, «типичными российскими
регионами с типичными проблемами».
Год заканчивается. Жители экспериментальных
регионов на повышение цен не отреагировали никак.
Не было демонстраций протеста, не было обращения
к депутатам, не было гневных писем в газеты.
Запредельные цены на обучение в вузах устроили
региональный рынок.
Возможно, что это – главный вывод, который будет
сделан по окончании эксперимента по ГИФО.
ГИФО сегодня и завтра
Эксперимент по введению
Государственных именных финансовых
обязательств (ГИФО), переходит в принципиально
новую стадию. Теоретическую.
В 2003 году вузы, принимавшие участие в
эксперименте по ГИФО, присуждали студентам,
получившим определенные баллы ЕГЭ, заранее
установленную категорию ГИФО. В соответствии с
Методикой планирования и финансирования
расходов федерального бюджета на высшее
профессиональное образование на основе ГИФО (приложение
к приказу Минобразования и Минфина от 29.04.2002 года)
на период эксперимента устанавливались
следующие соответствия между баллами ЕГЭ и
категорией ГИФО: 1-я категория присваивается за
набранные на ЕГЭ 80–100 баллов, 2-я – от 68 до 80
баллов включительно, 3-я категория – от 52 до 68
баллов, 4-я – от 43 до 52 баллов, 5-я категория – от 35
до 43 баллов.
Поскольку отличников в экспериментальных
регионах оказалось на порядок больше, чем
предполагалось, а экспериментальные вузы
исхитрились увеличить целевой набор почти на 50%,
правительство не рискнуло выделять деньги под
столь сомнительные показатели и урезало ставки
финансирования ГИФО.
Первая категория ГИФО составляла в 2003 году 12 500
рублей, 2-я категория – 7200 рублей, 3-я категория –
3000 рублей, 4-я категория – 2000 рублей, 5-я категория
– 700 рублей.
Эксперимент, который теперь только отчасти можно
назвать экспериментом по ГИФО, будет
продолжаться и в 2004 году. Но теперь «живого»
финансового наполнения каждого конкретного ГИФО
у новых участников не будет. Участие ряда вузов
будет заключаться в предоставлении Министерству
образования информации о том, как обучаются
студенты, принятые с результатами ЕГЭ.
Так что министр образования Владимир Филиппов,
выступивший с заявлением, что эксперимент по
ГИФО будет в 2004 году продолжаться, формально не
погрешил против истины.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|