Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №77/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ 
КРУГ ВОПРОСОВ 

Светлана КИРИЛЛОВА

Полиция качества, где ты?

Цены на учебу в вузах – участниках эксперимента по ГИФО выросли втрое... Почему?

В ноябре подводятся итоги эксперимента по переходу на ГИФО. Для «обкатки» создатели реформы выбрали три экспериментальные площадки: Чувашию, Якутию и Марий Эл. Там уже проводился эксперимент по ЕГЭ, непосредственно связанный с присвоением категорий ГИФО.

О том, что ГИФО «вреден», о том, что он «вводит платность высшего образования», общественность забеспокоилась почти сразу же. Все высказывания о «вреде» ГИФО на деле оказались бурей в стакане воды. Общественность так и не узнала о главных негативных результатах, к которым привел эксперимент в Чувашии, Якутии и Марий Эл.
Первый негативный результат – в трех экспериментальных регионах резко поползли вверх баллы ЕГЭ. Сразу после начала эксперимента по ГИФО в Чувашии и Марий Эл (меньше в Якутии) обнаружилось статистическое отклонение результатов ЕГЭ: число отличников было столь внушительным, что эти отклонения зафиксировал отчет о ходе эксперимента, сделанный экспертами Высшей школы экономики и Министерства образования. Кстати, это было первое официальное признание факта, что процедура ЕГЭ далека от той объективности, которую хотели бы приписать ей авторы реформы. Стоило появиться новому стимулу – в данном случае возможности получить финансовые льготы для обучения в вузе, как в регионах, сдававших ЕГЭ, сразу появились тысячи новых отличников.

Достаточно взять статистику победителей всероссийских и участников международных олимпиад школьников за несколько лет, чтобы наглядно убедиться: Чувашия и Марий Эл – отнюдь не самые блестящие в академическом смысле российские регионы – не могли за один-два года воспитать такую плеяду одаренных абитуриентов.
Второй негативный результат эксперимента по ГИФО – подскочили цены за обучение в вузах.
Обучение одного российского студента обходится государству в среднем в 3–4 тысячи рублей в год. Вузы имеют право назначать плату за обучение иностранцев из ближнего и дальнего зарубежья, а также за учебу российских студентов на коммерческих отделениях. ГИФО замышлялось как средство оплатить учебу в российском вузе по европейским расценкам. Однако реальные средства, выделяемые каждому студенту по ГИФО, оказались скромными.
Таким образом, в реальности сложилась другая система: почти каждый студент – участник эксперимента, не добравший нужных баллов до получения бюджетного места, вынужден доплачивать вузу разницу между ГИФО и ценой за обучение, назначенной вузом.

Завышение цен

Когда несколько лет назад Министерство образования и ВШЭ впервые презентовало перед журналистами эксперимент по ГИФО, прессу волновал именно этот вопрос: не начнут ли вузы завышать цены, чтобы получить со студента свой «навар» – разницу между ценой обучения и ГИФО. Первый заместитель министра Григорий Балыхин заверял присутствующих: нет, такое невозможно. В Министерстве образования действует специальный отдел, который отслеживает соотношение между качеством и ценой обучения. Поэтому вузам, которые будут завышать цены, гарантированы неприятности.
Кто из сторон оказался прав?
Теперь мы можем определить это по официальным отчетам о ценах на специальности в экспериментальных вузах.
В Марийском государственном университете обучение математике, истории, филологии и регионоведению на 2003 год стоило 18000 рублей, прикладной математике и информатике, равным образом как журналистике, мировой экономике, бухучету, технологии мяса и мясных продуктов – 20000 рублей, юриспруденции – 24000, защите растений, а также теории и методике преподавания иностранных языков и культур – 15000, международным отношениям, а также связям с общественностью, переводу и переводоведению – 20000 рублей.
Не будем придираться к тому, что вуз оценивает свои специальности с известной долей экстравагантности (невозможно приравнять обучение специальности «международные отношения» к освоению специальности «связи с общественностью», которую легко можно освоить в процессе обучения специальности «журналистика». А что такое «защита растений» и как ее можно соотнести с «теорией преподавания иностранных языков» – вообще можно только гадать).
Интереснее то, что новопоступившие студенты вынуждены были доплачивать деньги из своего кармана за все престижные специальности, которые читатель уже определил по цене. У большинства плативших была третья (а в некоторых случаях – даже вторая) категория ГИФО. Напомним, что финансовое наполнение этих категорий равняется соответственно 3000 и 7000 рублей. Разница в ценах впечатляет.
Чуть-чуть дешевле оценили свои образовательные услуги в Чувашском государственном университете. Там в 2003 году специальности «журналистика», «вокальное искусство», «композиция», «музыковедение», «филология», «география» и «сестринское дело» оценивались в 17000 рублей, «переводоведение» – в 21000, «юриспруденция» и «стоматология» – в 26000, «охрана окружающей среды» – в 9000, «финансы и кредит», «мировая и национальная экономики», «прикладная информатика» – в 23000 рублей, «промышленное и гражданское строительство» – в 10500 рублей.
О чем способен поведать этот список? Тот, кто его сочинял, был, вероятно, в игривом настроении. В том, что журналисты приравнены к певцам, а юристы – к стоматологам, таится какой-то местный намек, нам со стороны непонятный. Может быть, аллюзия на шутку главы региона или его зама? Впрочем, не будем же мы всерьез ломать над этим головы: к реальным затратам на обучение той или иной специальности эти цены все равно отношения не имеют.
Может быть, подешевле оценили себя в Чувашском государственном педагогическом университете? Ничуть не бывало!
В 2003 году специальность «технология и предпринимательство» оценивалась в этом вузе в 16800 рублей, «музыкальное образование» – в 22000, «изобразительное искусство» – в 16800, «логопедия» – в 7700, «математика с дополнительной специальностью» – в 17000, «лингвистика и межкультурная коммуникация» – в 21000.
А в Марийском пединституте им. Крупской так и вовсе повеселились: оценили специальность «иностранный язык» всего на 500 рублей дороже, чем «физическую культуру» (19000 против 18500 рублей)!

Задумаемся: почему вузы, придумывавшие эти цены, были уверены, что люди, которые считают богатым любого, зарабатывающего 5000 рублей, найдут 20–26 тысяч рублей на учебу своих детей всего лишь в местных вузах? (Напомним – эти местные цены даже выше, чем назначают некоторые столичные альма-матер). Однако каждый рубль рассчитан точно. У выпускников местных школ нет выбора: для поступления в столичные вузы им не хватает знаний или тренировки, а для жизни в Москве – денег.
Даже если вузы Москвы в будущем все же присоединятся к ЕГЭ, ситуация не разрядится: в 2003 году, по официальным данным, оглашенным на III Всероссийском совещании по итогам ЕГЭ, миграция абитуриентов составляла 4%. Эти 4% – абсолютно стабильная цифра, не менявшаяся с конца 80-х! Еще тогда, по данным общероссийского обследования, проведенного Ульяновским социологическим центром «Перспектива», всего лишь 5% выпускников российских школ морально и материально были готовы к учебе в столице.
Если с введением ЕГЭ к этим прошлогодним 4% прибавятся хотя бы 3 или 2% абитуриентов, которые решились учиться в Москве, это надо считать большой победой. Все остальные выпускники региональных школ будут заперты в своих регионах. На том же совещании Владимир Филиппов вынужден был признать, что половина абитуриентов из российских регионов, зачисленных по ЕГЭ в Российский университет дружбы народов, отказались приехать на учебу в столицу. По всей видимости, у них не хватило денег на билет до Москвы. И этот прискорбный факт еще долгое время будет определять образовательный ландшафт России. Способные студенты, желающие получить высшее образование, обречены на то, чтобы брать ссуды в банке, изворачиваться, влезать в долги, даже голодать ради того, чтобы учиться в местном университете.
И местные вузы, назначая запредельно высокую цену за учебу, отлично это поняли.
Но позвольте, что делала все это время пресловутая полиция образовательного качества? Ведь эксперимент по ГИФО все два года находился в зоне самого пристального внимания Минобразования.
Заглянем в «черный список» на личном сайте Владимира Филиппова. Там по сей день числится всего лишь один вуз, к эксперименту отношения не имеющий. У этого бедолаги, попавшего явно под горячую руку кому-то из образовательных начальников, была приостановлена лицензия. Как сообщается, «за дезинформацию абитуриентов».
Как случилось, что остались безнаказанными местные вузы, которые (не меняя качества образования) за два года утроили цены?
Между 2001 и 2003 годами Россия не знала ни одного финансового кризиса. Более того: именно в это время курс доллара по отношению к рублю стал снижаться, чего не было на протяжении взрывных и кризисных 90-х годов.
Однако за 2 года цены за учебу в вузах экспериментальных регионов выросли в 2, а на некоторые специальности даже в 3 раза. Приятное исключение составляет Якутский госуниверситет им. М.К.Аммосова, где цены на обучение выросли приблизительно в 1,8 раза.
В чем дело? Можно ответить так: вузы смекнули, что эксперимент по ГИФО нежизнеспособен, и захотели урвать со студентов побольше, прежде чем кормушка прикроется.
Можно отметить любопытный факт: синхронность в колебаниях цен на обучение во всех трех регионах между 2001 и 2003 годами. Она делает сомнительной саму возможность самодеятельности в вопросах вузовского ценообразования». Такое впечатление, что руководители вузов из трех разных регионов всякий раз созванивались друг с другом и совещались, какую цену назначить на ту или иную специальность.
Но предположим другое: само Министерство образования, одной рукой публично раздавая ГИФО, другой рукой благословляло ректоров удваивать и даже утраивать цены на обучение.
О том, что эксперимент по ГИФО пошел не по тому пути, на который его направили, стало известно уже в декабре 2002 года (см. выше). Однако правительство приняло решение не останавливать эксперимент. Было всего лишь урезано финансовое наполнение ГИФО. Некоторые эксперты посчитали, что в ответ на эту «санкцию» обиженные ректоры экспериментальных вузов резко повысили цены за обучение.
Но все могло произойти проще и без обид. Министерство образования вполне могло использовать текущий год эксперимента по ГИФО, чтобы посмотреть, как отреагируют на удвоение и утроение платы за высшее образование жители трех «типичных» российских регионов. Ведь для эксперимента по ЕГЭ – ГИФО Чувашию, Марий Эл и Якутию отобрали за то, что они являются, по словам Владимира Филиппова, «типичными российскими регионами с типичными проблемами».
Год заканчивается. Жители экспериментальных регионов на повышение цен не отреагировали никак. Не было демонстраций протеста, не было обращения к депутатам, не было гневных писем в газеты. Запредельные цены на обучение в вузах устроили региональный рынок.
Возможно, что это – главный вывод, который будет сделан по окончании эксперимента по ГИФО.

ГИФО сегодня и завтра

Эксперимент по введению Государственных именных финансовых обязательств (ГИФО), переходит в принципиально новую стадию. Теоретическую.
В 2003 году вузы, принимавшие участие в эксперименте по ГИФО, присуждали студентам, получившим определенные баллы ЕГЭ, заранее установленную категорию ГИФО. В соответствии с Методикой планирования и финансирования расходов федерального бюджета на высшее профессиональное образование на основе ГИФО (приложение к приказу Минобразования и Минфина от 29.04.2002 года) на период эксперимента устанавливались следующие соответствия между баллами ЕГЭ и категорией ГИФО: 1-я категория присваивается за набранные на ЕГЭ 80–100 баллов, 2-я – от 68 до 80 баллов включительно, 3-я категория – от 52 до 68 баллов, 4-я – от 43 до 52 баллов, 5-я категория – от 35 до 43 баллов.
Поскольку отличников в экспериментальных регионах оказалось на порядок больше, чем предполагалось, а экспериментальные вузы исхитрились увеличить целевой набор почти на 50%, правительство не рискнуло выделять деньги под столь сомнительные показатели и урезало ставки финансирования ГИФО.
Первая категория ГИФО составляла в 2003 году 12 500 рублей, 2-я категория – 7200 рублей, 3-я категория – 3000 рублей, 4-я категория – 2000 рублей, 5-я категория – 700 рублей.
Эксперимент, который теперь только отчасти можно назвать экспериментом по ГИФО, будет продолжаться и в 2004 году. Но теперь «живого» финансового наполнения каждого конкретного ГИФО у новых участников не будет. Участие ряда вузов будет заключаться в предоставлении Министерству образования информации о том, как обучаются студенты, принятые с результатами ЕГЭ.
Так что министр образования Владимир Филиппов, выступивший с заявлением, что эксперимент по ГИФО будет в 2004 году продолжаться, формально не погрешил против истины.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru