Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №77/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ 
НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ 

Александр АДАМСКИЙ

Российский форум-2003

Представители гражданского общества и власти сели за стол переговоров по ключевым направлениям развития России

Рабочая группа по подготовке форума, в которую имеет честь входить автор этих строк вместе с Л.Алексеевой, Э.Памфиловой, Г.Павловским, А.Аузаном, Е.Гонтмахером, С.Марковым, М.Слободской, Л.Глебовой, С.Абрамовым, С.Абакумовым, после широкой общественной дискуссии выбрала 13 тем и составила программу «круглых столов», переговорных площадок и других форм дискуссии представителей власти, гражданских организаций, бизнеса и СМИ.
Надо сказать, что за несколько месяцев до форума председатель комиссии по правам человека при Президенте РФ Э.Памфилова написала от имени комиссии письмо президенту, в котором одной из тем были взаимоотношения бизнеса и правоохранительных органов, а одним из предложений – поддержать проведение Российского форума и делегировать на него представителей исполнительной власти. Президент инициативу комиссии по правам человека поддержал и дал распоряжение подчиненным ему ведомствам принять участие. Силовики на форуме были представлены очень широко: и Минобороны, и ФСБ, а также миграционная и пограничная службы. Да и социальный блок не подкачал: была вице-премьер Г.Карелова, министр труда А.Починок, глава Пенсионного фонда А.Зурабов. На один день приехал первый заместитель министра образования А.Киселев и очень активно участвовал и в дискуссиях, и в других мероприятиях форума.
На форуме была апробирована новая технология диалога общества и власти: от граждан выступали не только правозащитные организации или НКО, но и в равной доле с ними – победители конкурса социальных и культурных проектов Приволжского федерального округа.
С моей точки зрения, это одно из самых важных достижений форума – на поле отношений с властью от имени гражданского общества появился новый игрок. Не представитель формальной организации, пусть и общественной, а своего рода собственник. Собственник идеи, собственник проекта. Причем проекта, который прошел довольно сложную и строгую экспертизу.
Таким образом, два общественных субъекта – экспертное сообщество и проектное сообщество – начинают играть роль представителей граждан и вести диалог с властью.
Это то, чего прежде всего так добивается в образовательной политике сообщество «Эврика»: партнерами министерства должны стать носители культурно-образовательных инициатив, проектов, прошедших не ведомственную, а научно-общественную экспертизу.
Забегая вперед отмечу, что на этой неделе состоялся семинар управления развитием Министерства образования, на котором один из заместителей начальника этого управления убеждал участников, что расходование федеральных бюджетных средств на поддержку площадок – носителей инициатив – нерационально. На самом деле деньги надо выделять площадкам, решающим исключительно задачи министерства. При этом у нас есть масса свидетельств – например, пресловутый широкомасштабный эксперимент по новой структуре содержания образования, когда подобное расходование средств, правда, в гораздо больших масштабах, продемонстрировало свою «рациональность» в полном блеске.

Но дело не в интригах министерства. Дело в том, что чиновники не должны иметь право заведовать распределением средств. Должен быть механизм, который основан на независимой, прежде всего от ведомств, экспертизе и поддержке инициатив. Об этом и шла речь на форуме – общественным структурам нужен доступ к бюджетному финансированию не через столоначальников, а напрямую. И такой механизм апробирован в Приволжском федеральном округе: ярмарка социальных и культурных проектов стала основой Российского форума.
И в миграционной политике, и в социальном обеспечении, и в коммунальном хозяйстве, и в сфере охраны здоровья, и в других социальных сферах, как показал форум, основной проблемой является не отсутствие средств, а принцип их рационального расходования.
Явным лидером инновационного способа управления бюджетными ресурсами стала Пермская область. Сегодня здесь намечается переход к конкурсному распределению средств социального бюджета.
Ефим Коган, лидер образования Самарской области, заявил, что, поскольку государство ушло от тотальной ответственности за образование, надо серьезно работать над созданием эффективных и ответственных гражданских институтов управления образованием.
Обратите внимание – управления образованием, а не пристяжных советов при министерстве.
Чрезвычайно важным событием форума стало Родительское собрание. Его проводили участники со всех регионов на базе авторской экспериментальной школы № 186 Нижнего Новгорода, которой руководит известный директор Михаил Буров. Он и его коллеги создали уникальную систему гражданского управления школой, когда родители действительно могут не только сформулировать свой заказ школе, но и в сотрудничестве с коллективом учителей реализовать его. Так, например, у М.Бурова появилась система допрофильной подготовки и профильного обучения – задолго до министерских указаний и на качественно иной, гораздо более проработанной основе.
На итоговое заседание форума от образовательной линии был вынесен такой тезис: «Аттестацию образовательных учреждений должны проводить общественные организации».
Большинство участников форума эту идею поддержали.
И в этом смысл распределения обязанностей: государство создает условия, а общество проверяет качество.
А сегодня все наоборот: родители создают условия, а ведомство проверяет качество.
Вот такая иррациональность...


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru