Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №76/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

Как понять причины непонимания?

Вряд ли удастся чему-то научить ребенка, если считать, что он всегда мыслит точно так же, как мы

“Как можно не понимать таких простых вещей!” – восклицаем мы в отчаянии, обращаясь к ребенку, которому объяснили уже в сотый раз приведение к общему знаменателю или закон Ома. И ученик, и учитель в одинаково тупиковой ситуации: они оба не понимают, один – новый материал, другой – причины непонимания. Возможно, трудности происходят оттого, что у них разные типы мышления. Учителю нужно лишь допустить, что не все дети соответствуют его типу, и предложить им другой путь изучения материала.

Познавательная мотивация при изучении программного предметного материала возникает довольно редко. Школьный материал весьма далек от проблем реальной жизни, интересные факты привлекают внимание учеников ситуативно. И мотивация работы на уроках связана в основном с желанием получить хорошую оценку, с решением своих собственных задач. И даже если ученик настроен на запоминание фактов, теорий, способов действий, знания зачастую остаются внешними, сторонними.
Но совершенно иначе происходит работа с новым материалом, если ученик создает свою картину (модель) явления. Именно самостоятельное выстраивание модели и последующая проверка правильности этой модели при использовании ее в новых ситуациях и есть то универсальное умение, которое ученик может использовать впоследствии в самостоятельной работе.
Для создания модели нужны факты, подробности, иначе ведь невозможно представить условия изучаемого явления. Воссоздание картины, то есть создание образов изучаемого явления, необходимо при изучении любого фактологического предмета: истории, географии, биологии, физики. Эмоциональное представление объектов изучения необходимо для возникновения живого интереса.
В специальной работе по созданию образов нуждаются не все ученики. Есть дети с аналитическим складом ума. Они легко применяют алгоритмы для выполнения заданий по образцу. Но дети с преимущественно образным мышлением нуждаются в дополнительной помощи. Создание учеником образов, соответствующих его представлениям и не противоречащих условиям изучаемой системы, позволяет адаптировать учебный материал. Из чужих, и потому непонятных, изучаемые явления превращаются в осязаемые, видимые картины. Это делает ребят более уверенными.
Особенно отчетливо это было видно во время выполнения заданий по ионным реакциям. Дети с образным мышлением, которые опирались на теорию электролитической диссоциации, были неуспешны, часто вообще отказывались от самостоятельного решения. Им непонятно, почему в одном случае вещество распадается на ионы (диссоциирует), а в другом, наоборот, ионы, находящиеся в растворе, объединяются и образуют новое вещество.
Но те же ученики становились увереннее, собраннее и находили решение, воображая картину сначала одного, затем другого из взаимодействующих растворов. “Представь себе, что ты уменьшился до размеров частиц вещества и перенесся внутрь его. Какие частицы окружают тебя в кристалле (сульфата натрия, например)? Каковы их размеры, какие силы действуют между ними? Почему каждый ион в кристалле не слепляется с противоположно заряженным ионом, а находится на определенном расстоянии от других ионов? Можешь ли ты ощутить на себе действие сразу нескольких сил притяжения со стороны нескольких противоположно заряженных ионов, да еще и силы отталкивания от ионов, заряженных так же, как твой ион?”
Детям трудно представить внутри твердого вещества пустоты: аналогичных моделей среди привычных вещей нет. Значит, можно подсказать образ: мешок набит яблоками, например, между которыми довольно много свободного пространства. “Ваш кристалл попадает в воду. Какое влияние испытывают ионы (ты сам, если ты представил себя ионом) со стороны молекул воды? Могут ли ионы, находящиеся на поверхности погруженного в воду вещества, противодействовать урагану сил, исходящих от диполей воды?” Далее стараемся подробно представить свободно перемещающиеся гидратированные ионы, рассредоточенные среди подвижных молекул воды. Затем так же подробно составляем картину другого раствора. После этого пытаемся представить, какие частицы находятся в стакане, если эти два раствора слить вместе.
Для этого можно прибегать к разным ассоциациям, например: объединение двух аквариумов с рыбками в один или коридор школы во время перемены, в котором находится сначала один класс, а затем там появляются ребята и из параллельного класса. Ученики сами предлагают разные ассоциации. Важно, чтобы было соответствие между характеризуемым явлением и ассоциацией.
Следующий этап – это выяснение, есть ли среди ионов в растворе такие, которые обязательно соединяются с образованием прочного соединения: либо нерастворимого в воде, либо слабого электролита. Опять создаем ассоциации вокруг двух элементов, которые прочно соединяются при случайном столкновении. Например, если есть четыре вида шариков: пара пустых и пара с магнитами внутри, то при хаотичном движении этих шариков обязательно слепляются те, что с магнитами внутри, и безразлично пролетают мимо друг друга пустые шарики. Ребята с удовольствием предлагают свои примеры. Важно, чтобы они в каждом случае обосновывали параметры, на основании которых создается тот или иной образ.
Такие вопросы, как строение атомов, свойства элементов, взаимное влияние атомов в молекулах органических и неорганических веществ, вызывают затруднения учеников и требуют специальной работы по созданию вместе с ними системы образов. Связи между элементами изучаемого явления должны быть адекватны связям в создаваемой учеником системе образов. Создаваемая система образов должна помогать ученику представлять изменения в изучаемом явлении в зависимости от изменяемых условий.
Мне кажется, создание системы образов – это не только методический прием для облегчения усвоения материала, но и универсальное умение, необходимое для самостоятельного продвижения ребенка во многих образовательных ситуациях.

Ирина МЕЩАНИНОВА,
учитель химии

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru