ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
Ямы на дороге с односторонним движением
То, что считается правильным и удобным
для всех детей,
на самом деле удобно едва ли для половины из них
Любой первоклассник вам скажет, что
пришел в школу, чтобы научиться читать и писать.
Но первые же опыты работы в прописях приносят
многим малышам горькое разочарование. Писать –
это, оказывается, так трудно! Мало того что буквы
получаются разного размера, разбредаются,
наклонившись в разные стороны, но еще и никак не
удается запомнить, в какую сторону какая из них
повернута. И любой учитель начальных классов вам
скажет, что прописные З и Е ребята путают иногда
до конца третьего, а то и четвертого класса. И
мало кто знает, в чем причина этой вечной ошибки.
Прописи и повороты
И письмо, и чтение – это асимметричные виды
деятельности, так как письмо осуществляется
только одной рукой, пишут и читают в русском
языке слева направо. Кроме того, форма
большинства букв асимметрична, и почти все дети
некоторое время пишут часть букв зеркально. Это
связано с тем, что у маленьких детей асимметрия
мозга еще не полностью сформирована и
пространственные отношения трудны для анализа.
Позже у большинства детей эти трудности
исчезают, но некоторые еще долго путают
симметричные буквы: например, заглавные “Е” и
“З” или строчные “в” и “д” (так как письменная
“д” – это перевернутая “в”). Чаще всего это
наблюдается у леворуких детей или праворуких с
некоторыми индивидуальными особенностями
асимметрии мозга. Следует помнить, что когда
ребенок устает, а это случается к концу дня,
недели, четверти, он может вернуться к тем
ошибкам, которые были свойственны ему в более
младшем возрасте.
Среди множества тестов на так называемое скрытое
левшество есть тест на кручение. Попробуйте, не
отрывая карандаша от бумаги, нарисовать на одном
и том же месте много накладывающихся один на
другой кружков. Отметьте, как вы производите
движение: по часовой стрелке или против. Обратите
также внимание, в каком направлении вы
размешиваете сахар в чашке чая, или рисуете
циркулем, или мешаете на столе одной рукой
костяшки домино. У некоторых это направление
разное, но у большинства преобладает одно. Дети,
приходящие в первый класс, в основном делятся на
две почти равные группы: предпочитающие
направление по часовой стрелке и предпочитающие
противоположное направление.
Никакая из этих групп не имеет преимущества
перед другой в развитии речи, интеллекта или
других качеств. Но вот начинается обучение
письму, и оказывается, что при существующей
системе письма и существующей методике обучения
в русском языке почти все буквы пишутся против
часовой стрелки. Так мы и учим детей писать в
прописях.
Для детей, которые как раз и предпочитают это
направление (его, как ни странно, принято
трактовать в тесте на кручение как скрытое
левшество), и для тех, у которых слабо выражено
предпочтение направления кручения, не
составляет особого труда выработать навык
общепринятого направления написания букв.
Значительно сложнее тем детям, для которых
выбранное в методике обучения письму
направление является неудобным и
противоестественным. Автоматизм в написании
букв таким способом вырабатывается у них более
длительно и трудно или не вырабатывается совсем,
и не их вина, что мы когда-то приняли именно эту
систему начертания букв из нескольких возможных.
После того как работа с прописями закончится и
дети начинают писать много и быстро, для
некоторых постоянный контроль за неестественным
для них направлением письма становится
сдерживающим и мешающим письму фактором, и они
переходят на свойственное им направление
написания: пишут буквы и некоторые цифры
(например, 6 и 9) по-своему, по часовой стрелке. Как
отнестись к этому взрослым, предлагаем решить
вам самим, основываясь не на сомнительном тезисе
“правильно то, что делает большинство”, а на
любви к детям и глубоком понимании того, что
ребенок – это неповторимая индивидуальность,
которую надо уважать и не нарушать при этом
гармонию физиологических механизмов психики и
их поведенческих проявлений.
Направление чтения
Еще один фактор, влияющий на легкость обучения
письму и чтению, – это предпочтение направления
слева направо или справа налево. В русском языке
принято читать и писать слева направо, но это
совсем не значит, что в природе человека заложено
предпочтение этого направления. Напротив,
известно, что огромное число людей на земном
шаре, во всяком случае не меньше миллиарда, пишут
и читают справа налево или сверху вниз.
Оказалось, что дети, впервые приступившие к
обучению чтению, могут иметь свое индивидуальное
предпочтение направления. У части из них оно
совпадает с общепринятым, и трудностей в этом
плане при обучении не возникает. А как же быть с
теми детьми, которые предпочитают при зрительном
восприятии, при рисовании и раскладывании
предметов направление справа налево? Эти дети
могут читать некоторые слова наоборот: вместо
“он” – “но”, вместо “то” – “от”, вместо
“ток” – “кот”. Иногда они пытаются начать
чтение строки справа. По-видимому, им легче было
бы овладеть, например, арабской грамотой, так же
как и некоторым маленьким арабам больше бы,
вероятно, подошел наш тип чтения и письма. И это
как раз тот случай, когда мы вынуждены идти
против индивидуальных особенностей ребенка.
Если необычное положение руки или листа бумаги
при письме, необычное направление написания букв
никак не влияет на способность детей научиться
писать и быть при этом понятыми теми, кому
адресуется письмо, то написание слов справа
налево сразу исключает возможность выполнения
главной цели письма – передачи сообщения
другому человеку, так как тот его просто не
сможет прочитать.
Поэтому надо бережно отнестись к таким детям, а
их немало. Эти ребята поставлены в неравные
условия с другими, и им значительно труднее
овладеть письмом и чтением. Вместе с тем надо
помнить, что это трудности временные, и если не
зафиксировать внимание ребенка на его
“отставании” от других, то через
непродолжительное время он ничем не будет от них
отличаться. Но в начале обучения такие дети,
конечно, будут отставать в скорости чтения, и это
вполне объяснимо.
Важно понимать, что предпочтение направления
слева направо или справа налево регулируется
мозгом.
Мы пока не знаем, как все это происходит в мозгу, а
тем более у ребенка, когда функциональная
организация мозга еще только начинает
формироваться. Поэтому наберитесь терпения и
оптимизма: чуть раньше или чуть позже все дети
научатся читать и писать так, как у нас принято:
слева направо.
Методики для интуиции
Условно всех людей можно разделить на две
большие группы: тех, у кого преобладает левое
полушарие, и тех, у кого сравнительно лучше
развито правое. (Часто их обозначают как
“мыслителей” и “художников”.) Первые будут
характеризоваться рациональным типом мышления,
аналитическим складом ума, склонностью к
словесному оформлению своих мыслей,
рассудочностью и одновременно некоторой
заформализованностью, слабой эмоциональной
отзывчивостью. “Правополушарные” люди,
напротив, более эмоциональны, склонны к
образному, интуитивному мышлению, могут сразу
схватывать явление в целом, без выстраивания
логической цепочки и анализа деталей. Это как бы
крайние типы, а между ними возможны самые разные
промежуточные варианты.
Вообще в мире сейчас существует такая точка
зрения, что общество переоценивает роль левого
полушария в становлении мыслительной
деятельности ребенка, а следовательно, и роль
рационального, логического мышления. Методики
обучения в начальной школе, а частично,
по-видимому, уже и в детском саду тренируют
главным образом левое полушарие, игнорируя
половину умственных возможностей ребенка. В то
же время известно, что именно правое полушарие
связано с развитием творческой интуиции.
Основным типом мышления шестилетнего ребенка
еще является наглядно-образное, тесно связанное
с эмоциональной сферой, а значит, оно
предполагает активное участие правого полушария
в обучении.
Другой путь к чтению
Известный ученый Э.Питерс пишет о том, что
существует два типа развития речи у детей:
аналитический и гештальтный (“гештальт” –
образ, форма). Дети с аналитическим типом
развития речи идут от отдельных слов к
словосочетаниям, а затем к грамматически
оформленному высказыванию. Как это происходит в
жизни? Сначала ребенок может назвать кошку –
“ки” (киса), потом, освоив другие звуки, –
“китя”, потом “китя патет” (кошка плачет –
мяукает) и далее все сложнее и сложнее.
Дети с гештальтным типом развития речи, а это в
основном левши и небольшая часть правшей, сразу
строят нерасчлененный текст, то есть сначала
строят предложение, в котором пока нет ни одного
слова. Это выглядит как непонятное бормотание,
имеющее мелодию речи. Затем ребенок начинает
встраивать в это бормотание отдельные слова,
которые он научился говорить. При этом для него
важнее не точность воспроизведения звуков, а
ритм и музыка слова. Кошку он никогда не назовет
“ки”, а скорее “ти-тя” (измененное “киса”).
Итак, ребенок-“аналитик” идет от слова к
развернутому высказыванию, а “гештальтник” –
от развернутого высказывания к овладению
отдельным словом. Именно из “гештальтников”
часто вырастают художественно одаренные люди.
Правость и левость: не только рука
Специалисты, изучающие межполушарные отношения
в мозгу человека, стараются вместо термина
“левша” употреблять слово “леворукий”. Это
связано с тем, что у человека кроме ведущей руки
имеются и ведущий глаз, ухо, нога. И праворукий
человек может быть одновременно, например,
левоглазым.
Исследования показали, что левоглазые люди часто
бывают робкими, хорошо приспосабливаются к
деятельности лишь при малом объеме групп и
неформальных межличностных контактах без
строгой подчиненности. По-видимому, такие дети
плохо чувствуют себя в больших коллективах
(переполненная группа детского сада или школьный
класс) при жесткой регламентации всех действий. В
то же время они отличаются высокой устойчивостью
к помехам и работоспособностью. Часто у них
отмечается склонность к невротическим
состояниям.
Люди, которые предпочитают правую руку, глаз, ухо
(например, при разговоре по телефону), обычно
более устойчивы к невротизирующим факторам, но у
них в среднем чуть ниже интеллект и
работоспособность. Интересно, что левоухие люди
испытывают наибольшие трудности при овладении
иностранным языком в школе, но очень легко
овладевают им при обучении так называемым
материнским способом, особенно в дошкольном
возрасте, если общаются с людьми, говорящими на
другом языке.
Обычно предпочтение правой или левой руки, а тем
более ноги, глаза, уха или скрытое левшество
ничуть не мешает ребенку нормально развиваться в
детском саду, если родители или воспитатели не
следят слишком ревностно за тем, в какую руку он
взял ложку или карандаш. Трудности начинаются,
когда ребенок приходит в школу, и связаны с
овладением письмом и чтением.
Если ребенок праворукий, но левоглазый, то у него
могут быть свои специфические трудности. Когда
такой ребенок пишет правой рукой, то основная
информация от руки приходит в левое полушарие, а
от глаза, по-видимому, в основном в правое. Для
того чтобы осуществлять координацию между
движением руки при письме и зрительными
ощущениями от написанного, необходимо
сопоставить ту и другую информацию, перенести ее
из полушария в полушарие.
Но у детей до 9–10 лет, особенно у мальчиков,
нервные пути, соединяющие два полушария, еще
окончательно не сформированы. Это создает для
детей определенные трудности. В то же время
именно левоглазые взрослые имеют обычно более
высокий интеллект, поэтому очень важно иметь в
виду, что если эти дети могут запаздывать на
ранних этапах овладения письмом, то в дальнейшем
они не только догонят сверстников, но, возможно, и
перегонят их. Поэтому надо не торопиться и не
сердиться на ребенка при первых его трудностях, а
набраться немного терпения и помочь ему принять
их как должное, временное и нестрашное.
Мальчики и девочки между лево и
право
А существуют ли различия в овладении
асимметричными видами деятельности, между
мальчиками и девочками? Да, существуют. Во-первых,
среди левшей больше мужчин, чем женщин. Кроме
того, считается, что у детей разного пола
скорость созревания мозга различна. У мальчиков,
по-видимому, медленнее созревает левое
полушарие, а у девочек – правое.
Это согласуется с данными о том, что девочки до
десяти лет лучше запоминают цифры и решают
логические задачи, превосходят мальчиков в ряде
речевых способностей. Однако у них быстрее
завершается развитие памяти. Кроме того, если у
мальчиков специализация полушарий мозга по
пространственно-временной ориентации имеется
уже в шесть лет, то у девочек ее еще нет даже в
тринадцать. То есть можно сказать, что в детстве
мальчики как бы более правополушарные, чем
девочки, но с возрастом у мужчин левое полушарие
по уровню своего функционального развития
начинает лидировать, мужчины обгоняют женщин и
становятся как бы более левополушарными, чем
женщины.
Утомление сказывается неодинаково на работе
мозга детей разного пола. Показано, что у
мальчиков при этом больше страдают
левополушарные процессы (связанные с речевым
мышлением, логическими операциями), а у девочек –
правополушарные (образное мышление,
пространственные отношения, эмоциональное
самочувствие). Родители, имеющие детей разного
пола, и наблюдательные педагоги обычно замечают
эту разницу и по-разному строят занятия с
мальчиками и девочками, с тем чтобы в конце
занятий шли задания, на выполнение которых
утомление оказывает меньшее влияние.
Две стратегии
Определить, к какому типу относится ребенок,
иногда можно, вслушиваясь в то, что он говорит,
или рассматривая его рисунки. Вот
девочки-близнецы. Они очень похожи, но
нейропсихологические исследования показали, что
Аню можно отнести к левополушарникам, а Лену – к
правополушарникам. Представьте себе такую
картину из их жизни: Лена смотрит в окно и
говорит: “Мама, смотри, весна: сосульки тают, с
крыши капает”. Аня ее перебивает: “Какая же
весна – сейчас февраль”.
Действительно, для левополушарницы если февраль
– зимний месяц, то весны в феврале быть не может,
даже если глаза говорят об ином. Для нее весна –
это время года, включающее только три месяца. Для
правополушарницы важнее не обозначение, а образ.
Весна для нее – это в первую очередь явление
природы (солнце, капель, ручьи), и нет ничего
странного в том, что весна наступает в феврале.
Какой же тип лучше? И тот и другой хороши
по-своему, у того и у другого есть свои плюсы и
минусы.
Давая разным детям одни и те же задания, мы можем
адресоваться к разным полушариям, восприятие и
переработка информации этими детьми будет
совершенно различна, несмотря на то что видимый
нами результат может быть одним и тем же
(нарисовал, написал, прочитал, слепил, прослушал и
т.д.). Каждый человек сам выбирает пути решения
какого-то вопроса или задания. Стиль
деятельности при этом может быть различным,
мозговые механизмы, реализующие эту
деятельность, тоже неодинаковы.
Мы живем в асимметричном мире, и наша культура,
наши традиции углубляют асимметричность той
внешней среды, в которой живет и развивается
ребенок. Его окружают несимметричные предметы,
приспособленные к игре и работе с ними правой
рукой. Мир книг требует возрастания
односторонней ориентации в деятельности зрения.
Научение письму окончательно нарушает симметрию
нашей зрительно-моторной системы координации.
Все это тесно связано с закономерностями работы
двух полушарий нашего мозга.
Но все мы разные, и каждый вписывается в этот
асимметричный мир по-своему. И долгий путь
формирования мозга и психики у каждого,
вступающего в этот мир, свой. Но, к несчастью, мы
ведем ребенка к знанию часто совсем не той
дорогой. А дорога эта одна – общепринятые в
данное время и в данной школе программы и
методики обучения. И счастлив тот ребенок, для
которого педагоги ищут, протаптывают ту
единственную тропинку, которая именно его
быстрее всего приведет к цели. Это трудный путь
для любого взрослого, но его итог – здоровье и
успехи нашего ребенка, его будущее.
Валентина ЕРЕМЕЕВА,
кандидат биологических наук
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|