ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Ждать неизбежной проверки можно по-разному...
И не только ждать, а сделать так, чтобы
она действительно помогала вашей работе
Аттестация и всякого рода проверки,
к сожалению, неотъемлемая часть
профессиональной деятельности каждого учителя.
Но мало кто из педагогов думает о приближении
аттестации без неприятного волнения, многие
опытные и хорошо работающие учителя
отказываются проходить испытание, “сползая” в
более низкий разряд. Но если уж эта процедура
неизбежна, можно попробовать превратить ее в
средство повышения своего педагогического
мастерства и даже использовать как повод для
мониторинга работы всей школы. Так поступили в
лицее № 74 г. Омска. Об опыте “не травматичной”
для учителей подготовки к аттестации
рассказывает заместитель директора лицея по
научно-методической работе Ирина Лукашенко.
– С какими трудностями, по вашим
наблюдениям, сталкиваются учителя при
подготовке к аттестации?
– Одни недостаточно полно знают требования к той
квалификационной категории, на которую
претендуют. Другие не могут адекватно оценить
результаты своей работы и соотнести их с
требованиями к квалификационной категории.
Некоторые педагоги испытывают затруднения,
выбирая форму прохождения аттестации и оформляя
документы.
Мы разработали целую программу работы с
коллегами в течение всего периода между
аттестациями: помогаем учителям оценить и
реализовать свои возможности; знакомим их с
требованиями аттестационной комиссии и
процедурой аттестации; оказываем помощь в
оформлении документов.
– Какие формы работы с учителями вы
используете?
– Наша программа состоит из четырех блоков.
Первый – “Нормативно-правовое и информационное
обеспечение процесса аттестации”. В его рамках
творческой группой были разработаны и изданы на
уровне школы методические материалы по
аттестации в сборнике “Аттестация как система”.
Сейчас он даже используется в нашем ИПКРО.
Отследить в динамике уровень профессионального
роста позволяет индивидуальная карта педагога,
систематизирующая информацию о
профессиональной деятельности учителя. В нее
вносят данные о прохождении курсов повышения
квалификации, выступления на семинарах,
результаты педагогической работы, тему
самообразования.
Второй блок программы – “Повышение
квалификации педагогов лицея” – помогает
педагогу совершенствовать знания в области
педагогики, психологии и методики преподавания.
Работа происходит на двух уровнях: 1-й уровень –
для молодых педагогов, участвующих в работе
школы молодого учителя. Это позволяет успешно
пройти адаптацию и подготовиться к аттестации на
вторую квалификационную категорию. 2-й уровень –
повышение квалификации учителей на
психолого-педагогических семинарах, где
предоставляется возможность познакомиться с
новинками в области психологии, педагогики, с
новыми технологиями.
Третий блок – “Реализация творческого
потенциала педагогов” – предполагает участие в
работе методических объединений, кафедр,
научно-методического совета, творческих групп,
педагогических советов, научно-практических
конференций, семинаров по обмену опытом. Педагог,
общаясь с коллегами, успешнее решает проблемы
выбора педагогических концепций, педагогических
технологий, учебных программ, учебников.
Результатом работы кафедр стали, например,
авторские программы спецкурсов по физике,
логике.
Четвертый блок – “Аттестация” – подготовка к
аттестационным испытаниям, экспертиза и
аттестация на вторую квалификационную категорию
на уровне лицея.
– Можно ли сказать, что целью всей этой
работы становится главным образом повышение
квалификации и рост профессионального
мастерства каждого педагога; мониторинг работы
всей школы?
– Безусловно. В марте – апреле каждого года
проводится микроисследование по теме
“Потребности педагогических кадров в повышении
квалификации”.
Мы предлагаем учителям заполнить анкету и,
проанализировав ответы и пожелания, планируем на
следующий год направления и формы работы с
коллегами. Например, в последние годы стали
отказываться от теоретических семинаров в
пользу семинаров-практикумов; педсоветы
оказалось продуктивнее проводить в форме
деловой игры, а семинары разной направленности
предлагаем для учителей с разным уровнем
подготовки.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|