ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Колонка редактора
Художник должен быть голодным –
крылатое выражение, к которому, правда,
большинство художников относится скептически.
Этой сентенцией, видимо, руководствуются те, кто
определяет размер учительской зарплаты: чтоб не
иссякало вдохновение и творчество. Между прочим,
судя по количеству авторских школ и программ,
метод себя оправдывает. Верной дорогой идете,
господа чиновники. А если учителям вообще
перестать платить? Страшно подумать, какие
творческие перспективы откроются перед ними. И
немногочисленные выжившие дистрофики достигнут
небывалых высот педагогического мастерства…
А если серьезно – наше образование и
свежеиспеченная рыночная экономика как-то
стыдливо сторонятся и стараются не замечать друг
друга. Цены за проезд, за коммунальные услуги, на
продукты – да на всё – бодро растут, а
образование остается номинально бесплатным, и
труд учителя – почти благотворительной
деятельностью.
В какой-то степени это понятно. «То бензин, а то –
дети!» – говорил еще симпатичный уголовник
Василий Алибабаевич из старого фильма. И жесткая
такса на посев разумного, доброго, вечного как-то
неуловимо обесценивает и одно, и другое, и третье.
Наверное, поэтому многие опытные хорошие
учителя, которых уговаривают позаниматься с
ребенком, долго отнекиваются и стесняются
назвать цену. Возможно, это предрассудки
перезрелого социализма.
Кстати, успешнее всех эти пережитки преодолевают
(в государственной системе образования) те, от
кого так или иначе зависит статус школы и
учителя. Мне, например, не раз за последние годы
пришлось платить ощутимую сумму за брошюрки с
рекомендациями какого-нибудь методического
кабинета или кафедры ИПК. То есть за правильные
ответы на вопросы, которые будет задавать
учителю методист – автор книжки. Или, другими
словами, за возможность получить свидетельство
без лишних осложнений. (Опять учитель за все
отдувается.)
Ну никак не получается в образовании, чтобы и
учителя сыты, и родители с детьми довольны.
Казалось бы, красивая рыночная схема должна
действовать в платных школах. Там учителя
зарабатывают больше своих муниципальных коллег.
Но они должны быть готовы к тому, что спросят с
них, как с золотой рыбки.
Однажды я пришла в частную школу наниматься на
работу. Зарплату обещали хорошую: примерно треть
от ежемесячной платы родителей за одного
ученика. Но сразу предупредили, что родители
могут в любой момент, не дожидаясь каникул,
увезти ребенка на полторы-две недели
попутешествовать, и не однажды за учебный год, а
раз пять-шесть. Когда он все же будет приходить в
школу, ему должно быть легко и беззаботно. И
вообще нужно беспрекословно выполнять все
указания, требования и капризы родителей («Даже
если это, по моему мнению, нанесет вред ребенку?»
– «Да»). А в конце года я должна гарантировать
любому ученику возможность поступления
(перехода) в любую престижную школу. Если его не
примут, родители могут подать в суд («Были
прецеденты», – нервно пояснил директор) и
потребовать вернуть сумму, потраченную на
обучение. Прикинув, что в этом случае придется
следующие три года работать бесплатно, я
поблагодарила и вышла, тихо закрыв за собой
дверь.
Может быть, и правда достойная зарплата и
педагогика – вещи несовместные, примерно как
гений и злодейство?.. Вспомним об этом,
расписываясь в ведомости. Особенно после того,
как пообещают увеличить зарплату на треть, а
прибавят сумму, которой хватит на то, чтобы
двадцать раз прокатиться на трамвае.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|