Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №76/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Колонка редактора

Художник должен быть голодным – крылатое выражение, к которому, правда, большинство художников относится скептически. Этой сентенцией, видимо, руководствуются те, кто определяет размер учительской зарплаты: чтоб не иссякало вдохновение и творчество. Между прочим, судя по количеству авторских школ и программ, метод себя оправдывает. Верной дорогой идете, господа чиновники. А если учителям вообще перестать платить? Страшно подумать, какие творческие перспективы откроются перед ними. И немногочисленные выжившие дистрофики достигнут небывалых высот педагогического мастерства…
А если серьезно – наше образование и свежеиспеченная рыночная экономика как-то стыдливо сторонятся и стараются не замечать друг друга. Цены за проезд, за коммунальные услуги, на продукты – да на всё – бодро растут, а образование остается номинально бесплатным, и труд учителя – почти благотворительной деятельностью.
В какой-то степени это понятно. «То бензин, а то – дети!» – говорил еще симпатичный уголовник Василий Алибабаевич из старого фильма. И жесткая такса на посев разумного, доброго, вечного как-то неуловимо обесценивает и одно, и другое, и третье.
Наверное, поэтому многие опытные хорошие учителя, которых уговаривают позаниматься с ребенком, долго отнекиваются и стесняются назвать цену. Возможно, это предрассудки перезрелого социализма.
Кстати, успешнее всех эти пережитки преодолевают (в государственной системе образования) те, от кого так или иначе зависит статус школы и учителя. Мне, например, не раз за последние годы пришлось платить ощутимую сумму за брошюрки с рекомендациями какого-нибудь методического кабинета или кафедры ИПК. То есть за правильные ответы на вопросы, которые будет задавать учителю методист – автор книжки. Или, другими словами, за возможность получить свидетельство без лишних осложнений. (Опять учитель за все отдувается.)
Ну никак не получается в образовании, чтобы и учителя сыты, и родители с детьми довольны. Казалось бы, красивая рыночная схема должна действовать в платных школах. Там учителя зарабатывают больше своих муниципальных коллег. Но они должны быть готовы к тому, что спросят с них, как с золотой рыбки.
Однажды я пришла в частную школу наниматься на работу. Зарплату обещали хорошую: примерно треть от ежемесячной платы родителей за одного ученика. Но сразу предупредили, что родители могут в любой момент, не дожидаясь каникул, увезти ребенка на полторы-две недели попутешествовать, и не однажды за учебный год, а раз пять-шесть. Когда он все же будет приходить в школу, ему должно быть легко и беззаботно. И вообще нужно беспрекословно выполнять все указания, требования и капризы родителей («Даже если это, по моему мнению, нанесет вред ребенку?» – «Да»). А в конце года я должна гарантировать любому ученику возможность поступления (перехода) в любую престижную школу. Если его не примут, родители могут подать в суд («Были прецеденты», – нервно пояснил директор) и потребовать вернуть сумму, потраченную на обучение. Прикинув, что в этом случае придется следующие три года работать бесплатно, я поблагодарила и вышла, тихо закрыв за собой дверь.
Может быть, и правда достойная зарплата и педагогика – вещи несовместные, примерно как гений и злодейство?.. Вспомним об этом, расписываясь в ведомости. Особенно после того, как пообещают увеличить зарплату на треть, а прибавят сумму, которой хватит на то, чтобы двадцать раз прокатиться на трамвае.

Елена КУЦЕНКО

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru