КНИГА ИМЕН
Стена и ее легенда
О человеке, создавшем музыку Pink Floyd
Есть что-то похоронное в
выражении “живая легенда”. Особенно – “легенда
рока”. Рок – ключевое слово.
Звездный час Роджера Уотерса пришелся на падение
Берлинской стены. В 1990-м он отстроил Стену там же,
на Потсдамер-плац, только уже из пластиковых
кирпичей, чтобы через три часа сакраментального
действа под названием The Wall – разрушить.
Планета рукоплескала: 200 тысяч – на самом
концерте, и прямая трансляция на оба полушария.
На этой оптимистической ноте и кончилась
романтическая рок-легенда под названием Pink Floyd.
Вообще-то кончилась она раньше. И не
романтически. Но шоу в Берлине было громким
финальным аккордом. По крайней мере для Уотерса.
Эта песенка – про кирпичики
Уотерсу и “Пинк Флойд”, возможно, повезло чуть
больше других рок-звезд 60–70-х. Именно “пинков”
великие Пети и Нуриев пригласили писать музыку к
балету по мотивам “Утраченного времени” Пруста.
(Это стало поводом для Уотерса одолеть по крайней
мере первую часть романа – “По направлению к
Свану”, хотя Анатоль Франс, видимо, прав: “Жизнь
коротка, а Марсель Пруст так длинен”…) Балет
состоялся, хотя и не по Прусту (Пети с Нуриевым
его тоже, наверное, не дочитали).
Именно музыку “ПФ” использовал Антониони в
культовом “Забриски Пойнт” – о молодежи 60-х.
Были и другие киноэпизоды в судьбе “ПФ”. Но
никому, кроме них, не посчастливилось встретить
такого художника, как Джеральд Скарф, и такого
режиссера, как Алан Паркер, чтобы явить миру
“Стену”.
О жанре альбома, ставшего потом феерическим шоу,
а позже и уникальным фильмом, нет единого мнения.
Можно назвать его рок-оперой: атрибуты налицо –
сюжет, сквозные темы, герои. Но ничего общего с
классикой жанра, операми Ллойд-Уэбера, у
“Стены”, конечно, нет. Нет и аналогов. И едва ли
предвидятся.
Наверное, потому, что “Стена” – грандиозная
“авторская песня” Роджера Уотерса, его соло –
поэта, композитора, вокалиста. И человека. Это
очень личный монолог – о грустном одиноком
детстве, о незадавшейся любви, о блестящей
карьере звезды и неизбежном творческом кризисе.
О кошмарном роке Стены, растущей между человеком
и миром, когда каждая утрата, каждое
разочарование – еще один кирпич в стене. “Another
brick in the wall”.
Поиск Уотерсом своего Утраченного Времени в
“Стене” – подлинная поэзия. Не шекспировского,
конечно, уровня (договорились и до такого), но
трудно оспорить, что Уотерс – самый глубокий из
рок-поэтов, имевший право шутливо заявить: “Я –
один из пяти лучших авторов в английской
послевоенной музыке. Вы спрашиваете, есть ли
кто-нибудь лучше меня? Ну, Леннон. Кто еще? Дайте
подумать”.
Непедагогичные песни протеста
С Ленноном Уотерса роднит многое. Прежде всего
оба – те немногие (если не единственные) из
рок-звезд, кто вообще держал в руках книжки. А
Леннон еще и писал. Ему же – первому в мире из
рокеров – надоело трендеть блюзы про любовь.
Собственно, здесь и случился прорыв “Битлз”:
началось с психоделических шутовских
побрякушек, а кончилось социальным бунтом. А
потом и расколом группы.
Одноклассники из Кембриджа Роджер Уотерс и Сид
Барретт, по кличке Безумный Алмаз, затеяв свою
рок-группу, начали не с любви, а сразу с
побрякушек. На первом же диске “Пинк Флойд” –
“Волынщик у Врат Зари” – царит изящный
сюрреалистический сор Барретта, еще и
замечательного композитора.
Безумный Алмаз вскоре бросил группу, и
музыкальным лидером “ПФ” стал гениальный
гитарист Дэйв Гилмор, а идеологом – Уотерс.
“Дэйв заставлял людей наслаждаться, а Роджер –
думать. И это сочетание работало прекрасно”
(позже эту фразу перетолкуют: “Это и развело
их”). Но Уотерс оказался посильнее, хотя играл-то,
по совести, плохонько: ему доверяли только
бас-гитару. Зато он первым задумался о
концептуальной рок-поэзии, адекватной сложной
музыке.
Уже в первом прославившем “Флойд” на весь мир
альбоме “Темная сторона Луны” зазвучала его
социальная философия. Еще более явно – в Wish you were
here (“Вам бы здесь побывать” – перевод условный,
но переводить английский рок – занятие вообще
неблагодарное). В полный голос Уотерс заговорил в
Animals.
Все-таки не зря читал книжки. Только, как истовый
архитектор по образованию, читал как-то не так.
Формально Animals – сюита по мотивам “Скотного
двора” Оруэлла. Знакомые все морды: Свиньи, Овцы,
Псы. Но Оруэлл писал памфлет про СССР, а Уотерс
развернул орудие в другую сторону – на
“ненавистную капиталистическую
действительность”.
В СССР, где помимо секса не было в 1977-м и
рок-музыки, жест бунтаря оценили. У нас зато были
фестивали политической песни. Или песен
протеста. Понятно против чего. Первым из
допущенных “протестантов” стал Леннон (“Дайте
миру шанс”), вторым – как раз Уотерс. Несмотря на
“явный социальный пессимизм прогрессивных
британских музыкантов”, молодежным журналам
писать о “Флойд” разрешили. Ну и петь кое-где.
На конкурсе политической песни в 1982 г. сводный
хор старшеклассников нестройно орал “Another brick in
the wall”, вздымая вверх плакаты про Артек,
найденные в пионерской. Косо переглядывались
только учителя английского, с трудом, но все же
разбиравшие “прогрессивные” слова: “Мы
ненавидим учебу! Учитель, вон из класса! Оставь
козлят одних!”
Кстати, “школьный” эпизод в фильме “Стена”,
быть может, самый сильный. Сотни детей в
униформах мерно двигаются по лабиринту в жутких
слепых масках и падают в гигантскую мясорубку…
Своих учителей в родной Cambridge High School Уотерс
называл сборищем “диккенсовских садистов”,
убивающих детскую индивидуальность. (Между
прочим, его родители – погибший в Италии в 44-м, в
год рождения сына, Э.Ф.Уотерс и мать – были
учителями.)
Ненавидевший нивелирующую личность школу,
Уотерс тем не менее говорил: “Я с гордостью
получаю письма от учителей, которые используют
мои песни для дискуссии в классе. О “Стене” я
читал и в книге по детской психологии и испытал
теплый трепет, что кто-то рассматривает мои вещи
настолько серьезно”.
Кстати, именно в школе Уотерс стал председателем
общества за ядерное разоружение, да и альбом 83-го
– The Final Cut (переводы: “Последний отрезок”,
“Последний надрыв” – равно страдают
неточностью) памяти погибшего отца (эта тема
звучала еще в “Стене”) был однозначно
антивоенным и посвящен начавшейся тогда
кампании Англии против Аргентины.
Но – о ужас! – ударная песня начиналась
отчетливой фразой: “Брежнев взял (took)
Афганистан”.
“Флойд” тут же возглавил “черный список”
запрещенных в СССР групп – и тамошних, и наших.
“Всех, кто слушает “Пинк Флойд”, гнать поганою
метлой!” – тут же сподобились наши шутники.
(Кстати, действующий Президент РФ в одном из
предвыборных интервью 2000 г. сказал, что очень
любит “ПФ”.)
Последний надрыв
Однако в 83-м Уотерсу было не до любви и ненависти
советских слушателей. The Final Cut стал последним
альбомом, записанным группой, – уже без
органиста Райта. Уотерс его выгнал.
Кульминация “Стены” – эпизод, когда главный
герой – рок-музыкант Пинк – в бреду становится
бритым наголо фюрером, призывающим
организованные орды бить всех: черных, педиков,
красных, желтых и т. п. Художник-аниматор Старф
придумал отличный символ – марширующие молотки,
превращающиеся при ходьбе в свастики. Хотя
метафоры “Стены” и нельзя трактовать
однозначно.
По легенде идея альбома родилась у Уотерса в 77-м,
после очередного побоища на концерте, когда на
сцену летели банки, а остро заточенная и метко
пущенная монета рассекла ему бровь…
Переживавший в свои 33 глубокий кризис, Уотерс
уехал в глушь и задумался о том, что надо строить
во время концерта стену, которая к концу
представления скрывала бы музыкантов (что и было
потом воплощено в шоу). Он уже четыре года был
явным лидером группы: стихи – только его, 70%
музыки – его.
И “фюрером” – в масштабах группы – Уотерсу
довелось стать. Особенно после фантастического
успеха “Стены” – альбома, шоу, фильма. Вслед за
изгнанием Райта обострились отношения с
Гилмором и другом детства – барабанщиком
Мэйсоном.
Уотерс считал, что “ПФ” творчески изжил себя, и
одновременно заставлял товарищей играть только
свою музыку. В 86-м группа распалась, и началась
долгая и грязная тяжба за название “Пинк Флойд”.
Формально Уотерс был прав: Гилмор и Мэйсон пели
его песни, а все, что теперь писали
самостоятельно, было лишь призраком былого
“Флойда”. Но и альбомы Уотерса-одиночки успехом
не пользовались. Гилмор вел себя некрасиво,
наладив выпуск маек с надписями типа: “Кто такой
этот Уотерс?”. Название и репертуар остались за
ним и Мейсоном.
Исполнять свою “Стену” в Берлине-90 Уотерс
пригласил целую толпу звезд со всего мира, и хотя
это было уже третье “вхождение в воды”, шоу
прошло с триумфом.
Одна лишь Шинед О’Коннор, также спевшая там, со
свойственной ей ирландской резкостью сказала:
“Мастурбация, вот что это было”.
Легенды живые и мертвые
В конце 90-х конфликт утих. Уотерс встречался с
Райтом и Мэйсоном. Сказал в интервью, что все
простил Гилмору. Тут же добавив, что, когда
выстраданные песни поют на стадионе на потеху
стареющих фанатов, чувствуешь то же, как если бы
твоих детей принуждали к проституции. Словом,
лучше бы не прощал. Кстати, и сам поет на
стадионах. Правда, новые песни.
Но похоже, так и остался, как и его герой Пинк из
“Стены”, старым подростком, выросшим без отца и
не научившимся прощать.
Примерно об этом Уотерс сказал в одном интервью:
“Медики говорят, что жизненно необходимо не
растерять то, что ты чувствуешь в 16–17 лет или
года в четыре... Для людей очень важно сохранять
какие-то сиюминутные ощущения, вроде того, что я
чувствую, когда рыбачу. Я вообще по природе своей
охотник. Я должен чувствовать, как у меня под
ногами хлюпает речной ил”.
Наверное, неправда, что старых поэтов не бывает.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|