Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №76/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН

В России долгие годы было принято оберегать детей от прозы жизни, держать их подальше от материальных расчетов. На пользу или во вред шло ребятам такое воспитание, сегодня рассуждать не имеет смысла. Стихия денежных расчетов, отношений захватила и взрослых, и детей.
В школе, в семье деньги сегодня нередко становятся не только средством взаимной поддержки, но и взаимного шантажа, унижения.
Опыт Америки, Германии, стран, где к деньгам всегда относились внимательно, может оказаться полезным для нас. Он дает повод к размышлениям. Как, не впадая в крайности, приучить ребенка видеть в деньгах плоды труда, вложенных усилий, новых возможностей в жизни? Как сделать деньги средством не разрушения, а созидания личности?
Не случайно в словаре Ушакова синоним денег – «состояние», то, что состоялось, произошло, придает устойчивость нашей жизни.

Самое выгодное вложение капитала

Каждый доллар, потраченный на программы развития дошкольников, сберегает обществу семь долларов будущих вложений в программы специального образования и предотвращения преступлений

Последнее исследование американских экономистов, опубликованное в журнале “Education Evaluation and Policy Analises”, показало: финансовые вложения в создание условий для нормального развития маленьких детей в конечном счете ведут к экономии. Увы, даже в богатой Америке далеко не каждая семья способна обеспечить своему ребенку здоровое питание, не говоря уж о чтении сказок на ночь, красивых игрушках, посещении музеев. Многие родители, особенно юные, просто не умеют общаться с собственными детьми, не знают, как правильно за ними ухаживать, как обустроить безопасное и насыщенное пространство. Такому обездоленному малышу потом и в школе учиться труднее, и в жизни устраиваться. Поэтому правительство отчасти берет на себя заботу о детях из неблагополучных и малообеспеченных семей. Но каждый доллар, потраченный на программы развития дошкольников, сберегает обществу семь долларов будущих вложений в программы специального образования и предотвращения преступлений, утверждает Артур Рейнолдс, профессор психологии образования и развития человека из Висконсинского университета в Мэдисоне.
Результаты исследования были обнародованы недавно, как раз в разгар правительственных дебатов относительно 20 миллиардов долларов на дошкольное образование.
Рейнолдс и его сотрудники сравнили 989 детей, посещавших дошкольные центры, с 550 их сверстниками аналогичного социально-экономического уровня, воспитанными исключительно в семье. Ученые следили за развитием ребят на протяжении 17 лет и установили, что посещение центра малышом в течение 18 месяцев (с 3 до 5 лет) стоит государству 6692 доллара. Это позволяет за годы взросления ребенка вернуть обществу 47795 долларов. Такая гигантская сумма складывается из экономии на школьных вспомогательных службах (4652$), на судебно-правовой системе (7130$), из уменьшения ущерба жертв преступлений (6127$), из увеличения налоговых поступлений (7243$), так как благодаря более высокому уровню образования человек получает работу с более высокой зарплатой.
По данным исследования, у детей, которые занимались в центре, средний балл на выпускных экзаменах на 20% выше, они вдвое реже попадают за решетку, у них на 52% ниже уровень агрессии.
“Работая в программах такого типа, мы не только минимизируем возможные материальные затраты на коррекцию поведения, мы меняем жизнь людей, – утверждает Рейд Лайн, руководитель отдела поведения и развития ребенка в Национальном институте здоровья ребенка и развития человека. – Мы даем людям возможности, которых они не имели раньше. Теперь они могут соревноваться с другими на равных и двигаться дальше, приобретая достойное положение в жизни”.
Наиболее популярны в Америке поддерживаемые на федеральном уровне программы “Центры для детей и родителей”, основанные в 1997 году, и “Ранний старт” – с 1999 года. Через 23 центра каждый год проходят около 3 тысяч детей, в программе “Ранний старт” – более сорока тысяч участников.
Центры для детей и родителей стремятся сделать так, чтобы ребенок был не только сыт, но и узнал что-то новое об окружающем мире, научился основам чтения и счета, культуре поведения и общения, чтобы послушал интересные истории, подержал в руках яркие игрушки и книжки.
Успехи малыша во многом зависят от родителей. Поэтому во всех центрах действуют программы обучения взрослых, помогающие им понять, в чем нуждаются их дети, как с ними можно заниматься. Родителей привлекают к активному участию в детских занятиях, в экскурсиях, в праздниках. Здесь же молодые мамы и папы могут поступить на курсы, позволяющие получить диплом об окончании средней школы. Так что благодаря центру родители повышают свой социальный статус, хотя наличие маленького ребенка обычно считают помехой карьере.
Если во многих других дошкольных программах очень высока текучесть кадров из-за низких зарплат и отсутствия должной квалификации сотрудников, то в Центрах для детей и родителей штат довольно стабилен. Зарплату преподавателей удалось поднять до уровня учителей начальной школы. Почти у всех работников высшее педагогическое образование.
“Если у детей есть условия для качественного развития в дошкольном возрасте, а потом они получают хорошее начальное образование, они станут успешными людьми, а не проблемой для общества, – говорит Джеймс Хекман, экономист из Университета Чикаго. – Известно, что нездоровая обстановка как минимум неблагоприятна для ребенка. Что мы делаем? Берем неблагоприятную среду, облагораживаем ее и видим определенные улучшения. У нас есть доказательства”.

Перевод Е. ЛАЗАРЕВОЙ
По материалам сайта “Inter-педагогика”

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru