ПОВЕСТКА ДНЯ
Министр образования Владимир Филиппов провел
рабочее совещание с советом ректоров
Санкт-Петербурга. На встрече обсуждались
перспективы эксперимента по ЕГЭ в северной
столице.
До последнего момента петербургские ректоры
отказывались от участия в ЕГЭ. Что же заставило
их принять предложение министерства и на каких
условиях?
Виктор Романов, председатель Совета
ректоров Санкт-Петербурга:
“Нам предложили мягкую форму эксперимента”
– Виктор Егорович, вы еще в 2002 году
предлагали дать вузам право проводить
дополнительные испытания для перепроверки
результатов ЕГЭ. Тогда чиновники министерства
отвечали вам, что таким образом “эффект
эксперимента можно свести к нулю”. И вот сейчас
министр образования говорит о том, что летом 2004
года “вузы Петербурга будут проводить свои
вступительные испытания по материалам ЕГЭ”. Это
и будет та самая перепроверка сертификатов?
– Не совсем так. Мы просто будем проводить
собственные вступительные испытания по
методике, приближенной к методике ЕГЭ. Но один
экзамен, русский язык, выпускники будут сдавать
по КИМам ЕГЭ.
– Почему для ЕГЭ-2004 в Петербурге был
выбран экзамен именно по русскому языку?
– Большинство вузов Санкт-Петербурга –
технические. Экзамен по русскому языку в них не
является профильным, и это удобно для
экспериментирования. Кстати, ректор
Санкт-Петербургского государственного
университета Людмила Вербицкая возражала против
того, чтобы ЕГЭ проводился именно по русскому. Но
в итоге все согласились с тем, что гуманитарные,
языковые факультеты могут провести
дополнительно вступительный экзамен по русскому
языку устно.
– Почему, на ваш взгляд, произошла столь
резкая смена позиций, ведь вузы Санкт-Петербурга
были категорически против ЕГЭ?
– Мы поняли, что процесс перехода к ЕГЭ
необратим. Министр образования предложил нам
мягкую форму эксперимента. Мы считаем, что лучше
задуматься сейчас и не ломать впоследствии
систему высшего образования.
– В своем выступлении летом 2003 года
нынешний губернатор Петербурга Валентина
Матвиенко заявила, что “Петербург, прежде чем
включиться в эксперимент по ЕГЭ, ожидает от
министерства детального разбора его итогов в
масштабах страны”. Вам были предоставлены
материалы этого разбора? И что бы вы хотели
дополнительно узнать о ЕГЭ, чего не знаете
сейчас?
– Да, такие материалы нам предоставлены, но не на
все вопросы в них есть ответ. Например, нам важно
знать, каков впоследствии отсев детей,
поступивших с сертификатами ЕГЭ, как учатся эти
дети, насколько это объективно способные ребята.
Не решен и вопрос профильности образования. Я
имею в виду работу вузов с профильными школами,
систему профильной довузовской подготовки. Ведь
вузы имеют глубокие связи со школами, и возникает
опасение, что эти связи будут разрушены.
– Каково ваше впечатление от столкновения
с необходимостью вводить ЕГЭ?
– Мы надеялись, что эксперимент есть
эксперимент, он будет анализироваться перед
запуском в масштабах страны, что мы найдем
золотую середину. Хотя определенная гибкость уже
проявлена. Сохранены порядок приема победителей
олимпиад, конкурсов, квоты по школам и
талантливым детям. Но сам эксперимент уже не
остановить. ЕГЭ очень активно продвигают
инициаторы этой идеи, к тому же в эксперимент
вложены средства Мирового банка.
Известно, что в 2004 году 67% абитуриентов будут
поступать с результатами ЕГЭ. Если мы продолжим
отрицать ЕГЭ, то потеряем большую часть этих
ребят – ведь среди них есть талантливые.
– Итак, вам не удалось бы остаться в
стороне от эксперимента?
– Как только мы настаиваем на собственных
вступительных испытаниях, нас обвиняют в
коррупции, говорят о том (и в этом реформаторы
видят главную пользу ЕГЭ), что благодаря единым
тестам дети, у которых нет денег, чтобы доехать до
Москвы и обратно, смогут поступить в престижный
вуз. Но для того чтобы учиться и жить в столице,
индексированной стипендии точно не хватит.
Безусловно, это ошибочная аргументация.
Беседовала Наталия ИШТРИКОВА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|