Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №76/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ТЕМА С ПРОДОЛЖЕНИЕМ

«ЕГЭ несовместим с автономией вузов»

Ректор МГУ Виктор Садовничий рассказал журналистам о перспективах единого экзамена в главном вузе страны. Перспектив никаких…

В последний год эксперимента по ЕГЭ для столичных вузов и школ приоткрылась дверь в иной мир. Перспективы, которую увидели сквозь щелку ректоры столичных вузов и директора московских школ, было достаточно, чтобы между деятелями образования, прежде знать друг друга не знавшими, начали складываться союзы. Более того, к обсуждению проблем ЕГЭ подключились организации, далекие от школьных проблем.
Ссылаясь на свою неангажированность, руководство столичного Клуба спортивных журналистов открыло цикл дискуссий по образованию. На первое мероприятие был приглашен неожиданный тандем: ректор МГУ Виктор Садовничий и директор Центра тестирования Министерства образования Владимир Хлебников. До сих пор ни тот, ни другой не заседали одновременно ни в одном президиуме.
Отношения МГУ и ЦТ несколько лет характеризовались настороженностью. Виктор Садовничий хотел бы задействовать в подготовке тестов для централизованного тестирования и для ЕГЭ кадры и технологии МГУ. Но перспектива ЕГЭ в Москве заставила ректора МГУ и руководителя ЦТ вместе обсуждать одну проблему.
(Заметим, что недавно, когда перспективы ЕГЭ обсуждались в медиа-центре «Известий», Виктор Садовничий уклонился от чести сидеть за одним столом вместе с куратором эксперимента по ЕГЭ Виктором Болотовым.)
Садовничий и Хлебников упорно говорили о позитиве. Их волновало, в какую сторону направить ЕГЭ, чтобы сделать его полезным. Порой их позитив расходился с официальным.
«ЕГЭ нельзя рассматривать как инструмент набора в вузы, зато с его помощью можно получить уникальную информацию о состоянии российского образования, – заявил Владимир Хлебников. – ЕГЭ нужен безальтернативно. Но какова в его теперешнем состоянии степень его надежности? Скажем, нам представляется странным, что одними и теми же тестами оценивается знание учеников от коррекционных школ до элитных. Для слабых, средних и сильных учеников тесты должны быть другими. И мы теперь ориентируемся на создание батареи тестов. Поставлен вопрос о точности измерений, но должна измениться и технология ЕГЭ. При наличии общественного соглашения эта акция может проводиться дешево и эффективно».
Идею создания особого общественного совета, наблюдающего за проведением нового экзамена, высказал и Виктор Садовничий. Если «верхи» не могут решить, в какой форме можно допускать общественность к контролю за ЕГЭ (Владимир Филиппов уже второй год неуверенно повторяет, что во время ЕГЭ хорошо бы создавать общественные наблюдательные советы), то «низы» не хотят жить в неизвестности.
Неделю назад ученый совет МГУ единогласно принял заявление, что ЕГЭ неприемлем как единственная форма поступления в вузы. По словам ректора МГУ, такие же заявления готовят или уже выпустили почти все УМО вузов России. Из 30 финалистов конкурса «Учитель года» 29 высказались против ЕГЭ. С ними солидарны, по ряду данных, 98% учителей Москвы.
«История образования в России изобилует реформами, – заметил ректор МГУ. – Но реформы проводятся прорывно, изнутри. Колмогоров ответил на вызов времени и прочел курс функционального анализа, позднее все университеты мира перешли на этот предмет. Именно это и есть реформа. Я думаю, что, обсуждая ЕГЭ, мы подменяем тему: надо обсуждать не ЕГЭ, а модернизацию образования, подразумевая под нею работу, которую проводят учителя, школы и вузы».
Свое мнение о вреде ЕГЭ для школы Садовничий определил четко. Ректор МГУ не против тестирования (он находит сегодняшние тесты «в целом неплохими»), не против единого госэкзамена, а против тотального применения ЕГЭ при поступлении в вузы.
«ЕГЭ может быть полезен для руководства Министерства образования и регионов, может применяться как форма сравнения и оценки уровня школ, может быть полезным материалом при поступлении в вуз, но его абсолютизация является ошибочной, – заявил Садовничий. – В таком случае через несколько лет школы будут ориентированы на подготовку к ЕГЭ. Тем самым мы изменим отношение детей к занятиям науками, отучим их думать и потеряем талантливую верхушку. Если судьба выпускника будет определяться на ЕГЭ в один день и навсегда – это приведет к ошибкам».
В продавливании Министерством образования ЕГЭ Садовничий видит ущемление завоевывавшейся десятилетиями университетской автономии.
«Продвижение ЕГЭ несовместимо с автономией университетов, – пояснил он. – Автономия – это не только свобода вести академическую деятельность, но и свобода вуза курировать школы и интернаты для одаренных детей, вести прием абитуриентов».
Однако ответов на прямые вопросы о том, как он расценивает позицию других ректоров, согласившихся принимать сертификаты ЕГЭ, Виктор Антонович уклонился.
«Сейчас появляются уровни тестов, экзамен становится частичным, а не тотальным. Если университеты захотят признать тесты – это их право, – сказал он. – Но МГУ не будет учитывать абсолютное значение тестов до того, как будет принят закон о ЕГЭ. И я буду возражать против этого закона. Решение о приеме вузами Москвы результатов ЕГЭ обсуждалось на Совете ректоров Москвы. Пока проект решения ректоров еще готовится. Не знаю, все ли вузы подчинятся тому, что определенный процент абитуриентов должен идти по ЕГЭ. Я не хотел бы теперь излагать подробности».
Интересно, что позиция Садовничего относительно ЕГЭ в главном вузе страны не смягчилась. Во время 7 съезда российских ректоров ректор МГУ молча выслушал реплику министра образования: «Мы говорили с Виктором Антоновичем, и он согласился, что разумно было бы принимать у абитуриентов сертификаты ЕГЭ по русскому языку».
Сегодня Садовничий заявил: «В прошлые годы, когда человек получил отличную оценку на нашей математической олимпиаде, мы могли засчитать ему за вступительный экзамен оценку по русскому языку, выставленную в школьный аттестат. Нас спрашивают: может быть, в похожих случаях мы будем засчитывать абитуриентам результат ЕГЭ по русскому языку? Не знаю. Здесь есть опасность: начнутся разговоры, что МГУ принимает абитуриентов по результатам ЕГЭ!»
Все свидетельствует о том, что ректор МГУ (математик и завкафедрой матанализа) просчитал: перспективы внедрения в России «тотального», по его выражению, ЕГЭ минимальны. Но без всеобщности экспериментальному ЕГЭ будет крышка. На то он и эксперимент. Зато МГУ выйдет из ЕГЭ с незапятнанной репутацией. На то он и МГУ.

Светлана КИРИЛЛОВА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru