ШКОЛЬНОЕ ДЕЛО
Мелкие причины больших
неприятностей
Самыми опасными оказываются
микрострессы повседневной школьной жизни,
считает директор Института возрастной
физиологии РАО Марьяна Михайловна БЕЗРУКИХ
– Сегодня можно и модно отвести ребенка,
имеющего школьные трудности, к неврологу,
который поставит диагноз, например: дизлексия,
дидактогения. Однако эти термины годятся лишь в
том случае, если врача не интересуют причины,
которые привели к появлению у ребенка проблем.
Скажем, ребенок не может научиться читать,
пересказывать простой текст. Это симптомы
синдрома дизлексии. Нельзя только забывать, что в
классификаторе болезней после описания синдрома
стоит примечание «исключения: неадекватная
методика обучения». Это значит, что все
замеченные проявления могут быть не дизлексией
как таковой, а результатом несоответствия
требований, предъявляемых ребенку, его
возрастным и индивидуальным возможностям.
Что же в самой школе часто становится причиной
затруднений учеников, начиная с первого класса?
Первое – негативное влияние стресса. Чаще
всего, говоря об этом факторе, имеют в виду
стресс, связанный с конфликтами в межличностных
отношениях. Однако если вы спросите ребят в
школе, что для них труднее всего, от многих
услышите: когда надо что-то сделать, а не
успеваешь. Это один из самых пагубных стрессов,
под действием которого оказывается ребенок в
современной школе, – стресс ограничения времени.
Особенно в последнее десятилетие, когда
скоростные параметры деятельности стали
ведущими показателями эффективности обучения. А
какой ценой?
Методик и технологий обучения, не
соответствующих возрастным особенностям детей,
великое множество. Нельзя придумать ничего более
не соответствующее возможностям ребенка 6–7 лет,
чем методика обучения безотрывному письму. Или
требование: научиться читать со скоростью 120 слов
в минуту. Не у всех младших школьников
артикуляционный аппарат устроен так, чтобы
выговаривать слова с этой скоростью. При очень
быстром чтении еще и нарушается смысл
проговаривания: проговорить, чтобы услышать и за
счет этого понять прочитанное. Ведь известно, что
ребенок хорошо воспринимает и понимает
информацию, которая подается со скоростью всего
80–90 слов в минуту.
Еще один фактор негативного влияния обучения на
физическое и психическое здоровье ребенка – нерациональная
организация учебного процесса. Каким бы
странным ни показалось мое утверждение, но
однозначные рекомендации в вопросах расписания,
планирования недельной учебной нагрузки можно
дать не всегда, потому что, как правило, каждое
решение имеет свои плюсы и минусы. Учителям и
администрации школы нужно подумать, что
целесообразнее выбрать в конкретной школе, для
конкретного класса. Например, пятидневная
учебная неделя дает детям больше возможностей
побыть с родителями. Плюс? Но если в вашем классе
такой контингент ребят, что хорошо бы им и
субботу провести в школе, а не видеть пьяных
родителей, то оставьте шестидневку. Разгрузите
учебные дни динамическими паузами после
третьего урока, отведите четверг под
познавательные прогулки и экскурсии.
Очень многое в здоровье детей можно сберечь или
погубить в зависимости от того, как
организована в школе
физкультурно-оздоровительная работа, а также
работа по формированию ценности здоровья и
здорового образа жизни. Как показал
мониторинг, который мы уже два года ведем в
полутора тысячах российских школ, школы, в
которых были бы организованы физкультурные
занятия для ребят из так называемой
спецмедгруппы, – большая редкость. Это значит,
15–20% всех детей проводят урок физкультуры, сидя
на скамейке. С другой стороны, многие школы
увлечены приобретением и использованием
тренажеров, вибромассажеров,
физиотерапевтических приборов. Какой должна
быть нагрузка ребенка на тренажере? Какой –
мощность массажера? В школах часто все это
определяют на глазок, а требуется серьезный
врачебный контроль. Пусть это делает
детское лечебное учреждение и за это отвечает.
Мы выделяем детей нескольких групп риска: с
синдромом дефицита внимания, леворуких, часто и
длительно болеющих, медлительных. Мерило вашего
профессионализма – адекватность требований
возможностям ребенка и ситуации (не умеет
выводить параллельные прямые линии – рано учить
письму; медлителен – недопустимо даже самым
ласковым тоном при всем классе снова и снова
журить: «Опять мы тебя, Петя, ждем»). Трудности
неизбежны, но обязательно пройдут, если вовремя
оказана помощь. Это должна быть не только
моральная поддержка, но и реальная помощь,
которая требует от взрослых не только желания, но
порой большого терпения и немалых усилий.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|