Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №75/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛЬНОЕ ДЕЛО 
 

Овена КОРСУНОВА

Мелкие причины больших неприятностей

Самыми опасными оказываются микрострессы повседневной школьной жизни, считает директор Института возрастной физиологии РАО Марьяна Михайловна БЕЗРУКИХ

– Сегодня можно и модно отвести ребенка, имеющего школьные трудности, к неврологу, который поставит диагноз, например: дизлексия, дидактогения. Однако эти термины годятся лишь в том случае, если врача не интересуют причины, которые привели к появлению у ребенка проблем. Скажем, ребенок не может научиться читать, пересказывать простой текст. Это симптомы синдрома дизлексии. Нельзя только забывать, что в классификаторе болезней после описания синдрома стоит примечание «исключения: неадекватная методика обучения». Это значит, что все замеченные проявления могут быть не дизлексией как таковой, а результатом несоответствия требований, предъявляемых ребенку, его возрастным и индивидуальным возможностям.
Что же в самой школе часто становится причиной затруднений учеников, начиная с первого класса?
Первое – негативное влияние стресса. Чаще всего, говоря об этом факторе, имеют в виду стресс, связанный с конфликтами в межличностных отношениях. Однако если вы спросите ребят в школе, что для них труднее всего, от многих услышите: когда надо что-то сделать, а не успеваешь. Это один из самых пагубных стрессов, под действием которого оказывается ребенок в современной школе, – стресс ограничения времени. Особенно в последнее десятилетие, когда скоростные параметры деятельности стали ведущими показателями эффективности обучения. А какой ценой?
Методик и технологий обучения, не соответствующих возрастным особенностям детей, великое множество. Нельзя придумать ничего более не соответствующее возможностям ребенка 6–7 лет, чем методика обучения безотрывному письму. Или требование: научиться читать со скоростью 120 слов в минуту. Не у всех младших школьников артикуляционный аппарат устроен так, чтобы выговаривать слова с этой скоростью. При очень быстром чтении еще и нарушается смысл проговаривания: проговорить, чтобы услышать и за счет этого понять прочитанное. Ведь известно, что ребенок хорошо воспринимает и понимает информацию, которая подается со скоростью всего 80–90 слов в минуту.
Еще один фактор негативного влияния обучения на физическое и психическое здоровье ребенка – нерациональная организация учебного процесса. Каким бы странным ни показалось мое утверждение, но однозначные рекомендации в вопросах расписания, планирования недельной учебной нагрузки можно дать не всегда, потому что, как правило, каждое решение имеет свои плюсы и минусы. Учителям и администрации школы нужно подумать, что целесообразнее выбрать в конкретной школе, для конкретного класса. Например, пятидневная учебная неделя дает детям больше возможностей побыть с родителями. Плюс? Но если в вашем классе такой контингент ребят, что хорошо бы им и субботу провести в школе, а не видеть пьяных родителей, то оставьте шестидневку. Разгрузите учебные дни динамическими паузами после третьего урока, отведите четверг под познавательные прогулки и экскурсии.
Очень многое в здоровье детей можно сберечь или погубить в зависимости от того, как организована в школе физкультурно-оздоровительная работа, а также работа по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни. Как показал мониторинг, который мы уже два года ведем в полутора тысячах российских школ, школы, в которых были бы организованы физкультурные занятия для ребят из так называемой спецмедгруппы, – большая редкость. Это значит, 15–20% всех детей проводят урок физкультуры, сидя на скамейке. С другой стороны, многие школы увлечены приобретением и использованием тренажеров, вибромассажеров, физиотерапевтических приборов. Какой должна быть нагрузка ребенка на тренажере? Какой – мощность массажера? В школах часто все это определяют на глазок, а требуется серьезный врачебный контроль. Пусть это делает
детское лечебное учреждение и за это отвечает.
Мы выделяем детей нескольких групп риска: с синдромом дефицита внимания, леворуких, часто и длительно болеющих, медлительных. Мерило вашего профессионализма – адекватность требований возможностям ребенка и ситуации (не умеет выводить параллельные прямые линии – рано учить письму; медлителен – недопустимо даже самым ласковым тоном при всем классе снова и снова журить: «Опять мы тебя, Петя, ждем»). Трудности неизбежны, но обязательно пройдут, если вовремя оказана помощь. Это должна быть не только моральная поддержка, но и реальная помощь, которая требует от взрослых не только желания, но порой большого терпения и немалых усилий.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru