Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №75/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛЬНОЕ ДЕЛО 
 

Людмила РЫБИНА

Инструкция с человеческим лицом?

Даже в министерских документах, когда речь заходит о первоклассниках, появляются слова о необходимости защитить ребенка от той школы, которую построили для него взрослые

Еще в сентябре 2000 года министерство направило в школы письмо «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы». Подготовкой его занимались НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Российской академии медицинских наук, Институт возрастной физиологии, Центр начального образования Российской академии образования и министерство. К этому письму есть еще и дополнение «Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период». Поскольку в составлении документа принимали участие медики, рекомендации получились очень конкретными.
Если первый класс организован на базе дошкольного учреждения, ребенок может находиться в нем полный день. Если в школе нет условий для организации полного дня (спальня, питание, игровая, участок), то время пребывания первоклассника – не более 4 часов.
В сентябре–октябре в первом классе должно быть по три урока по 35 минут каждый. Остальное время – целевые прогулки, экскурсии, физкультурные занятия, развивающие игры.
Важно и то, как организован урок у первоклассников. Ребенок этого возраста может произвольно заниматься одним видом деятельности (чтение, письмо, беседа) не более 10–12 минут. Но, кроме того, быстро и часто переключать внимание с одного объекта на другой дети не способны. Это значит, что на уроке необходимо менять виды деятельности, но не более трех раз.
Может быть, самое важное – стиль отношений, который складывается в это время в классе. Ребенок слишком эмоционально, не всегда адекватно, если подходить со взрослыми мерками, реагирует на замечания и критику учителя, поэтому требует постоянной положительной поддержки.
«В начале обучения учитель должен предоставить каждому ребенку возможность работать в присущем ему темпе. Совершенно недопустимы в это время замечания типа «Быстрее!», «Задерживаешь всех!». Объем работы школьников должен увеличиваться постепенно».
Нецелесообразно вызывать в первые месяцы к доске детей, неуверенных в себе, стеснительных, демонстрировать перед всеми недостатки и ошибки отдельных детей.
Разная скорость развития детей диктует необходимость предоставления разных по сложности учебных заданий и разную долю участия учителя в их выполнении. Многие дети в этом возрасте могут выполнять задания только с помощью взрослого, который подсказывает, что за чем делать. «Это не является отрицательной характеристикой ученика, а отражает возрастные и индивидуальные особенности и уровень «школьной зрелости».
Инструктивное письмо определяет даже тон общения (это очень важно!): «Тон учителя должен быть доверительным и мягким. Недопустим авторитарный стиль общения учителя с первоклассником». Рекомендуется не пренебрегать невербальными формами общения: взять за руку, обнять, погладить по голове. Это успокаивает и вселяет уверенность, что взрослый хорошо относится к ребенку.
Свои требования учитель должен предъявлять постепенно и «не в форме указаний, а в форме пожеланий. Со стороны учителя недопустимы проявления раздражения, резкие замечания. Следует терпеливо и мягко еще и еще раз повторять необходимое правило».
Особого внимания требуют дети с низким уровнем активности. «Очень важно специально подготовить такого ребенка к ответу – стоять с ним рядом, поощрять, не боясь перехвалить, демонстрировать всему классу его успехи и активность. Нельзя спешить вызывать ребенка к доске, если учитель не уверен в правильности ответа, лучше пусть ученик ответит ему «на ушко», чтобы не демонстрировать классу ошибки ребенка».
Большая часть детей (50–60%) адаптируются к школе в течение первых 2–3 месяцев. «У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя».
Примерно 30% детей могут до конца первого полугодия «предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами».
Период острой адаптации длится первые четыре недели. В это время нельзя повышать нагрузку и темп работы. Активный период обучения должен начинаться после «острого» периода адаптации.
И еще очень важный пункт письма. «В первом классе четырехлетней начальной школы исключается система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и пр.), допускается лишь словесная объяснительная оценка. Кроме этого, нельзя при неправильном ответе ученика говорить: «не думал», «не старался», «неверно»; лучше обходиться репликами: «ты так думаешь», «это твое мнение», «давай послушаем других». Если при этом еще не забывать и о тоне, который должен быть «мягким и доверительным», то точно все получится!
И еще. «В течение первого полугодия первого года обучения контрольные работы не проводятся».
«В первом классе четырехлетней начальной школы домашние задания не задаются».
«Обучающиеся первого класса четырехлетней начальной школы на второй год не оставляются».


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru