ШКОЛЬНОЕ ДЕЛО
Школьная травма. Школа как фактор риска.
Мы совершенно всерьез обсуждаем эту тему на
страницах газеты. Не травму носа на перемене, а
травму детской души, возникшую от неумелости или
агрессии взрослого, другого ребенка. Дети
проводят в школе полжизни. Есть такой предмет в
программе – «основы безопасности
жизнедеятельности», попросту ОБЖ. Дети сдают
зачеты и получают отметки. Но нам кажется, должен
быть еще один предмет – «основы школьной
безопасности и жизнедеятельности», напоминающий
нам, какой должна быть школа, чтобы учить, а не
калечить ребенка. И экзамены по этому предмету
придется сдавать взрослым, поскольку от них
зависит детская жизнь. Поскольку оказывается,
что в школе ребенка, особенно маленького,
ежедневно подстерегают нешуточные опасности,
что тембр учительского голоса может быть
убийственным, так же как и не вовремя
нарисованное «солнышко» в тетради
первоклассника на полях. Оказывается, что и
родители не стоят в стороне, а выбирают теперь
школу, руководствуясь во многом и безопасностью
(душевной в первую очередь) своего ребенка.
Мария АНДРЕЕВА,
психолог-гештальттерапевт
Четыре первоклассные ловушки
Как происходят психологические травмы
в начальной школе
Какие опасности подстерегают психику
ребенка в первые школьные годы?
Опасность первая. Оценка
До возраста 7–8 лет ребенок не отделяет
себя от отметки. Ребенку кажется, что учитель
оценивает его как человек человека – насколько
ты ценен, хорош, умен, любим, наконец.
Сейчас эта опасность несколько теряет свою
остроту. Взрослые (и учителя, и родители)
настолько хорошо осведомлены об этой
особенности детской психики, что уделяют
достаточно внимания профилактике возможных
«ранений».
И все же, что может оказаться травматичным? В
первую очередь несправедливость. Причем для
ребенка такого возраста справедливость оценки
определяется зачастую не тем, соответствует ли
качество работы оценке, а тем, оценены ли его
старания, труд, напряжение, которые
потребовались, чтобы эту работу выполнить.
Опасность вторая. Неуспешность
Школа вводит в жизнь ребенка новое
требование – быть успешным. Конечно, и раньше
ребенок мог учиться музыке, заниматься спортом и
просто расти дома, где от него требуют
определенного (хорошего) результата. Но если он
не живет в интернате спортивной школы, то эти
требования все-таки носят второстепенный
характер, не определяют его жизни. Никто не
спрашивает при знакомстве или редкой встрече:
«Ну как, ты уже занимаешься плаванием (борьбой,
музыкой)? За сколько ты проплываешь
стометровку?». Как только ребенок достигает
школьного возраста, ситуация меняется. Всех
начинает интересовать, пошел ли он уже в школу и
«ну как у него там». Под этим «ну как»
подразумевается многое, но для ребенка это
означает одно – теперь он должен (должностные
обязанности ученика всем хорошо известны). И все
то, что он должен, он должен делать хорошо.
Хорошо, если ребенок уверен в себе, контактен и
быстро соображает. А если нет? Здесь растерялся,
там недопонял, тут не переспросил. Факт, что ты в
чем-то проиграл, сам по себе неприятен. А
представьте, что это повторяется каждый день? Уже
через неделю у ребенка (особенно если ребенок
склонен уважать мнение старших) может возникнуть
ощущение, что он НИЧЕГО не помнит, не успевает, не
понимает и не делает хорошо. Очень скоро наступит
отчаяние – «у меня это никогда не получится,
зачем стараться». Так формируется синдром
хронической неуспешности.
Прежде чем требовать результата, необходимо
научить ребенка той новой деятельности, к
которой он приступает. Родителям – научить
ходить в школу, собирать каждый день портфель,
вовремя делать уроки и вовремя останавливаться,
если устал и «больше не могу». Учителям – научить
слушать и слышать, поднимать руку, видеть доску,
отпрашиваться в туалет, переспрашивать то, что
непонятно. Потом – пользоваться учебником,
тетрадью, дневником. То есть научить тому, что
входит в понятие «учебная деятельность».
Важно не обесценивать того, что ребенок уже
хорошо умеет – ездить на велосипеде, придумывать
игры со сверстниками, складывать пазлы, рисовать,
лепить. Математика и русский – это важно, но не
является для ребенка смыслом жизни.
Опасность третья. Несовпадение с
учителем
Я обращаю ваше внимание на то, что говорю
сейчас не о «трудных» детях, которые готовы
поссориться везде и со всеми, а о тех ситуациях,
когда вы видите, что ребенок не виноват. И вы не
виноваты. Просто не складывается у вас что-то, и
все. Или ребенок может вызывать у вас совершенно
безотчетное раздражение – как входит в класс,
как говорит.
Ситуация усугубляется, если в начальной школе
нет предметников и учитель – один на все 4 года
как данность. Игнорировать такую ситуацию по
принципу «стерпится – слюбится» довольно
опасно. Ребенок «не подходит» учителю просто
потому, что он – такой. Как он себя при этом
чувствует – можно себе представить.
Если ваш профессионализм не позволяет вам
отказаться от ребенка, с которым не можете найти
контакт, то ищите его. Только имейте в виду, что
ваше настоящее отношение ребенок обязательно
почувствует, как бы вы ни держали себя в руках. И
тогда лучше честно сказать: «Что-то мне трудно
бывает тебя понять. Может быть, ты мне поможешь с
тобой подружиться?».
Если вы не видите возможности наладить контакт,
то найдите возможность перевести ребенка к
другому преподавателю до того, как ситуация
станет конфликтной.
Опасность четвертая. Неопытность в
разрешении конфликтов
Пока ребенок ходит в детский сад – он
все время на глазах у взрослых. Воспитатель
присматривает за детьми постоянно, а мама
приходит и интересуется: «ну как он сегодня»,
имея в виду все – как ел, спал, играл, как у него
настроение и как у него с друзьями. Когда ребенок
попадает в школу, уровень контроля взрослых на
порядок снижается. В фокусе оказывается его
учебная деятельность, а собственно жизнь в школе,
что называется, «уходит в фон». А выходит оттуда,
когда уже в ход идут кулаки, льются слезы, утром
перед школой ребенка рвет, а после школы к вам
подлетает разъяренная или перепуганная мамочка.
Мне кажется, конфликты детей в начальной школе
требуют очень внимательного и бережного подхода,
поскольку характеры детей только формируются, а
наше (взрослое) влияние еще велико. Дети
нуждаются в нашем опыте, здравомыслии, защите и
справедливости и еще верят нам и в нас.
Они идут на открытый конфликт тогда, когда у них
нет другого выхода и способа справиться с
напряжением. И страдающие стороны – обе. Нет
ничего хуже (и проще), чем бросить детей в этой
ситуации под лозунгом «должны уметь разбираться
сами» или на скорую руку наказать того, кто
выглядит виновным. Самым травматичным здесь для
ребенка оказываются беззащитность и
безвыходность, если вместо помощи от взрослого
он получает нагоняй или вообще оказывается
проигнорированным.
Самая лучшая профилактика психологических травм
детей – это внимание учителя. Когда вы смотрите
на тетради учеников, вы видите их успехи, их
трудности, их старание или усталость, а когда вы
смотрите на самих детей, вы обязательно увидите
испуганные, растерянные или горящие глаза.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|