КРУГ ВОПРОСОВ
Золушка информационных технологий
Всемирный банк советует, как правильно
провести информатизацию российских школ.
Рекомендации хороши. Но – не для России...
В Московском представительстве
Всемирного банка состоялась презентация доклада
«Политика информатизации и новая школа в
России». Это развернутый комплекс рекомендаций,
направленных на преодоление российского
комплекса компьютерной неполноценности. Все они
базируются на основе исследования 2002 года
«Готовность России к электронному развитию»,
частично проведенного Институтом развития
информационного общества.
Главный герой презентации, сам доклад,
не претендует на то, чтобы сказать что-то новое.
Подобно доброй тетушке, он охотно раздает
хорошие советы. Послушаем.
«В ряде крупных городов соотношение учащихся на
компьютер составляет 30 в гимназиях и лицеях и 55 –
в обычных школах. Рекомендация для соблюдения
равенства – индивидуальные решения для целевых
групп, включая дистанционное предоставление
образовательных услуг, распространение
бесплатных ресурсов и сервисов».
Или: «В среднем в неделю компьютерный класс
работает в системе начального профессионального
образования 28 часов, в школах – 38 часов.
Рекомендация – разработка
нормативно-методической базы для интенсификации
использования оборудования».
Что еще можно сделать для эффективного
использования информационных технологий в
школах?
Всемирный банк дает ответ и на этот трудный
вопрос.
Цитирую: «Необходимо создание сети
демонстрационных школ, эффективно использующих
информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
Разработка новых стандартов содержания
образования, ориентированных на использование
ИКТ. Обучение учителей для распространения
методов использования ИКТ в образовательном
процессе».
Из доклада «Оценка
готовности России к электронному развитию:
использование ИКТ в образовании»:
– Число учащихся на один современный
компьютер в России в 2002 году – 113,
Казахстане – 62, Чехии – 15, Венгрии – 9.
Чтобы Россия достигла уровня Венгрии (9 учеников
на 1 компьютер), понадобится 1,5 миллиарда долларов.
– На начало 2002 года в Дании к Интернету были
подключены 100% образовательных учреждений, в
Италии – 88, в Греции – 59, в России – 26%.
– 19% российских школ имеют внутреннюю
компьютерную сеть, 11% – электронную почту, 3% –
веб-сайты.
24% российских учителей имеют дома компьютер, 6% –
доступ к Интернету.
– 5% учителей и 27%
преподавателей вузов в России используют
Интернет в работе с учениками. 6% учителей и 31%
преподавателей вузов прошли специальное
обучение по использованию в преподавательской
деятельности Интернета. В странах ЕС эти
показатели равны 38 и 40%. |
Задумаемся. Обучение учителей
ИКТ сегодня идет черепашьим шагом: мы до сих пор
не знаем, для какого стандарта готовить учителей.
Не более 10% программы общеобразовательной школы
поддерживается цифровыми ресурсами и методиками
их использования. (Для сравнения: в Эстонии –
более 50%, в Голландии – более 90%.) В проекте
стандартов наличие Интернета практически не
учитывается.
Зато создавать «демонстрационные» школы было
выгодно всегда, начиная с советских времен. В них
водили иностранцев, журналистов и делегации
провинциальных учителей. «Демонстрационные»
школы с образцовыми компьютерными классами, с
собственными веб-сайтами учителей и учащихся у
нас есть и сейчас (кстати, по данным доклада, 3%
российских школ имеют собственные веб-сайты, что
является неплохим результатом).
«Закупка компьютеров – это самый простой
участок работы, – признала на презентации
руководитель сектора образования Всемирного
банка по региону Европы и Центральной Азии Морин
Маклахин. – Каждая страна просит у нас
компьютеры, но глобальная проблема – именно их
использование».
Поэтому в России велика опасность другого
сценария: руководители, прижатые дефицитом
финансов, будут (как им и советует ВБ) создавать
«демонстрационные» школы, нашпигованные
компьютерной техникой. Обычным школам мало чего
достанется. Именно эти школы координатор
проектов по образованию Московского
представительства Всемирного банка Исак Фрумин
справедливо назвал «Золушками информационных
технологий».
И получится, как всегда: огромные средства будут
направляться на интернетизацию России, а большая
часть школ останется в Золушках. Ведь даже
программные продукты для уроков учителя и
родители покупают за свои средства!
В 2002 году 30% городских и 25% сельских учащихся
тратили собственные деньги на приобретение
образовательных СD-дисков. 50% используемых в
школах цифровых учебных материалов были созданы
учителями, и около 30% мероприятий в области ИКТ
проводились ими же без оплаты…
«Я должен извиниться за эту цифру – 30%, –
прибавил на презентации доклада Исак Фрумин. –
Когда наши аналитики писали доклад, они
посчитали так. С тех пор мне приходилось слышать
от учителей, что эта цифра составляет 100%…»
Дареному коню, как известно, в зубы не смотрят.
Россияне должны быть благодарны экспертам
Всемирного банка за осуществление нескольких
интересных опросов и за дельные рекомендации.
Вероятно, советы ВБ сыграют свою роль в том, что
когда-нибудь дома учительницу из Кимр или Торжка
будет ждать персональный компьютер,
подключенный к Сети (сейчас такую роскошь могут
себе позволить только 6% отечественных учителей).
И дети из деревни Папино будут получать
достойное образование с помощью Интернета, а
способные школьники из сел и малых городов –
обучаться в лучших всероссийских заочных школах.
Правда, один совет ВБ России явно не поможет. Речь
идет о главной рекомендации экспертов в докладе
«Политика информатизации и новая школа в
России».
«Основные преграды на пути эффективной
информатизации – масштабы российской
территории, недостаток финансовых ресурсов,
региональные различия, – пишут они. –
Субъективные трудности – ориентации программ на
вложения, а не на использование или результаты».
Каков же выход?
«Интенсивная стратегия – ориентация на
социальные и образовательные результаты».
Скажем так: подобная рекомендация нехороша даже
для просвещенных европейцев, у которых до сих пор
не все школы обеспечены компьютерами (исключение
составляет Дания). Россиянам лучше такого вообще
не советовать. Пока есть вложения – в школы
поставляются компьютеры, а когда в учебном
заведении есть «железо», рано или поздно
находится провайдер, который соглашается
подключить машины к Сети.
Что до образовательных результатов программы
информатизации, то они дадут (или не дадут) о себе
знать спустя десятилетие. А социальных
последствий образовательных реформ мы будем
ждать 15–20 лет, если не больше. Так что
рассчитывать на них не всегда дальновидно.
«Очень просто потерять деньги и не получить
результатов, – признал на презентации Джулиан
Швейцер, директор представительства Всемирного
банка. – Такие печальные примеры в нашей
практике были. Но у России есть теперь шанс
избежать ошибок некоторых других стран».
Правда, мы знаем, что на чужих ошибках не учатся.
Учатся на своих. И то не всегда.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|