УЧЕБНИКИ
Взгляд экспериментатора
Никольский С.М, Потапов М.К.,
Решетников Н.Н., Шевкин А.В.
Алгебра и начала анализа. 10 класс.
(Серия «МГУ – школе»)
М.: Просвещение, 2003
|
Никольский С.М., Потапов М.К.,
Решетников Н.Н., Шевкин А.В.
Алгебра и начала анализа. 11 класс.
(Серия «МГУ – школе»)
М.: Просвещение, 2003
|
Учебник «Алгебра и начала анализа»
серии «МГУ – школе» (авторы С.М.Никольский,
М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В.Шевкин) входит в
перечень учебников, используемых при проведении
широкомасштабного эксперимента по
совершенствованию структуры и содержания
образования. Поскольку мы знакомы с первыми
учебниками этой линии («Арифметика-5»), то наш
выбор из перечня учебников, предложенных для
работы в экспериментальных классах, пал на
учебники для 10-го и 11-го классов того же
авторского коллектива.
Эксперимент в нашей школе проходил не вполне
гладко. Во-первых, учебники поступили в школу с
опозданием на два месяца и в 2002 г., и в 2003 г. –
такова ситуация по всей России. Во-вторых, набор
учащихся в профильный класс проходил по
заявлениям учащихся и их родителей – то есть без
конкурсного отбора, поэтому пришлось
корректировать тематическое планирование,
предложенное авторами, а некоторые
дополнительные темы, отмеченные звездочкой,
опускать.
В этих условиях оказалось особенно важным, что
предложенные нам учебники
двухуровневые, т.е. предназначены как для
общеобразовательных классов, так и для
профильных классов. Учебники дали возможность
организовать дифференцированное обучение, так
как учитель может легко варьировать глубину
изучения теоретического материала в зависимости
от возможностей класса и имеющейся недельной
нагрузки (у нас, например, она составляет 5 часов).
Поэтому ребята с недостаточной математической
подготовкой получили реальную возможность
повысить свой уровень знаний, а ученики с хорошей
подготовкой – углубить свои знания.
Одна из особенностей учебника состоит в том, что
он выстроен линейно: к однажды изученному
материалу авторы не возвращаются в
теоретическом плане. В теоретической части
учебника содержится большое число образцов
решения задач по всем темам. Система упражнений
строится в соответствии с принципом «от простого
к сложному», в ней использованы задачи выпускных
школьных экзаменов за последние годы, а также
задачи конкурсных экзаменов в различные вузы
страны.
Учебник «Алгебра и начала анализа. 10» включает
две главы: «Корни, степени, логарифмы» и
«Тригонометрические формулы.
Тригонометрические функции», а также раздел
заданий для повторения. Во втором издании
учебника (2003 г.) появилось дополнение – «Элементы
теории вероятностей». Содержание учебника
позволяет учителю провести качественное
повторение материала, изученного в девятилетней
школе, подготовить учащихся и к изучению нового
материала, и к качественному обучению на
подготовительных курсах, которые они посещают в
11 классе, а также организовать целенаправленную
подготовку к вступительным экзаменам в вуз уже в
10 классе.
Учебник «Алгебра и начала анализа. 11» включает
также две главы: «Функции. Производные.
Интегралы» и «Уравнения. Неравенства. Системы»,
дополненные разделом о комплексных числах и
разделом заданий для повторения. Интересно, что
материалы первой и второй глав по тому и другому
учебнику авторы предлагают изучать параллельно,
отводя на их изучение 3 часа и 2 часа в неделю
соответственно. Я полностью согласна с этим
предложением, так как тригонометрию, изученную
частично в 9 классе, лучше не откладывать на
второе полугодие 10 класса, а уравнения,
неравенства и системы – материал, мало связанный
с содержанием первой главы учебника для 11 класса,
поэтому его можно изучать независимо от
материала первой главы. Это позволяет повысить
качество подготовки к олимпиадам и к экзаменам. В
этом порядке изучения материала очевидно есть
определенный выигрыш. Однако применить это
предложение авторов так и не удалось, ведь
изучение материала пришлось перестраивать из-за
несвоевременности поступления учебников.
Хочется отметить особенность методики обучения
решению уравнений, неравенств и их систем.
Впервые я встречаю четкое объяснение в учебнике
понятия уравнения-следствия, равносильности
уравнений, неравенств и их систем. Поэтому при
решении соответствующих упражнений удалось
помочь ребятам избежать очень многих
традиционных ошибок и повысить качество знаний.
Важно, что в учебнике очень много заданий,
которые производят впечатление на учащихся
неожиданным результатом или красотой
математического решения.
В послесловии для учителя в учебнике авторы
пишут, что содержание учебника нацелено на
подготовку учащихся к поступлению в вуз и к
обучению в вузе. Итоги вступительных экзаменов в
вузы еще раз убедили меня в правильности выбора
учебника, так как почти все выпускники поступили
в государственные вузы. Все бы эксперименты
давали такие результаты…
Лариса БОЧКОВЕНКО,
учитель школы № 13
г. Москвы
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|