УЧЕБНИКИ
«Тематические центры» языка и словесности
Г.П.Соколова
Уроки русского языка и словесности. (Серия
«Мастер-класс»)
М.: Дрофа, 2003
Количество разнообразных пособий и
методических изданий по преподаванию
словесности сейчас таково, что, казалось бы, у
работающих в этой области педагогов не должно
возникать никаких проблем. Однако, как
показывает практика, каждая решенная проблема
порождает несколько новых, грамотность не растет
на глазах, орфографическая реформа по-прежнему
актуальна, а репетиторы по русскому языку
уступают в востребованности разве что
преподавателям английского.
На фоне многочисленных, в том числе сомнительных
и откровенно спорных изданий книга, которую я
держу в руках, смотрится очень выигрышно. Это
неудивительно: автор ее – заслуженный учитель
России с огромным преподавательским стажем, и
само пособие – далеко не первое.
Книгой «Уроки русского языка и словесности»
открывается новая серия «Мастер-класс». Строго
говоря, этой книгой и открывается новая серия,
созданная, чтобы, как заявлено в аннотации,
«обобщать педагогический опыт лучших учителей
России». Как следует из подзаголовка «Опыт
лингвистического анализа текста», разработка
предлагаемых в ней уроков ориентирована в первую
очередь на подробный анализ текстов
классической литературы.
Книга содержит и дидактические материалы, и
теоретические разработки по методике, и
поурочное планирование. Одновременно эта книга
– «открытый урок», книга-эксперимент,
своеобразное ноу-хау автора. Книга хороша во
многих отношениях. Хороша нестандартным и
творческим подходом к каждому занятию, хороша
тем, что методические разработки, в ней
предлагаемые, оставляют широкое поле для
дальнейшего экспериментирования и творческого
поиска. Кроме того, «Уроки…» опираются на
богатейший иллюстративный материал: больше
трети книги занимают отрывки из произведений
мастеров русской словесности XIX–XX вв. – от
Пушкина до Твардовского. Эффективность пособия
еще и в том, что основной упор в нем делается на
поисковый метод, на активизацию познавательной
деятельности учащихся. Каждый урок построен с
расчетом на сознательное и осмысленное усвоение
знаний, чтобы школьники учились самостоятельно
работать с языковыми фактами и явлениями,
сопоставлять их, анализировать, делать выводы.
Главное теоретическое положение, являющееся
лейтмотивом всего пособия, формулируется еще в
предисловии: «Только научившись погружаться в
чудные законы языка, ученики придут к пониманию
правил, логики, системы его…» (стр. 4). Для этого же
на уроках необходима «работа с текстом больших
художников слова; в такой работе будет
постепенно формироваться, создаваться «твердый
зрительный образ» (Л.Щерба) слова, предложения, но
главное… «твердая лингвистическая подготовка
учеников», а если будет сознательное осмысление
законов языка и речи, будет и любовь к этому
единству» (стр. 8).
Собственно, весь последующий материал направлен
на то, чтобы показать, в какой значительной мере
регулярное обращение к классическим
произведениям на уроках русского языка
способствует постижению учащимися законов и
правил языка, формированию навыков грамотной
речи. Различные аспекты этой задачи Г.П.Соколова
рассматривает в разделах «Основные принципы
работы на уроках русского языка», «Изучение
частей речи» (в качестве примера здесь
приводятся развернутые конспекты уроков по
наречиям и частицам), «Комплексное повторение».
Важное значение автор придает понятию
«тематических центров» (речь идет об уроках,
текстовой материал которых объединен некой
общей темой, как правило, с нравственной либо
эстетической проблематикой). «Каждый урок, –
пишет Г.П. Соколова, – должен иметь «тематический
центр», ему, этому центру, нужно подчинить все: и
вопросы, и примеры, и творческие задания…»
(стр.114). Варианты названий некоторых таких
центров содержатся уже в самих подзаголовках:
это может быть бунинское «И цветы, и шмели, и
трава, и колосья…», или «Сосуд добра не исчерпать
до дна» Б.Окуджавы, или просто творчество одного
писателя, объединяющее материал 5–6 уроков
(подразделы «На урок – с К.Д.Бальмонтом», «На урок
– с А.П.Чеховым» и т.д.).
По замыслу Соколовой, для такой работы ученики
могут завести и «Тематические тетради», в каждой
из которых фиксируются необходимые для работы на
уроке тексты определенного автора. Так, учащийся
должен иметь отдельную «Пушкинскую тетрадь», а
также «Гоголевскую», «Толстовскую»,
«Есенинскую» и т.д. Туда выписываются общие
замечания о творчестве писателя (эпиграфы),
отрывки из наиболее характерных в языковом
отношении произведений, наблюдения других
классиков (рубрика «Писатели о писателях»).
Вообще пособие проникнуто новаторскими идеями.
Здесь и особый подход к словарно-семантической
работе, с обязательным введением на каждом
занятии новых слов и «Этимологической
страничкой» в качестве элемента урока; и такие не
самые обычные формы практических заданий, как
самодиктант, диктант для соседа и письмо
наизусть; и сравнительно недавно вошедшие в
школьную практику новые формы уроков. Некоторые
из них – урок-конференция, урок-семинар –
Г.П.Соколова подробно освещает в главе
«Комплексное повторение». Использование таких
эффективных приемов, как последовательное
усложнение задач, создание «ситуаций
затруднения» и – главное – постоянное
сотрудничество с учениками и доверие к ним, не
может не дать ощутимого результата.
Но, несмотря на многочисленные несомненные
достоинства «Уроков…», есть моменты, которые
несколько озадачивают. Например, количество
«Тематических тетрадей». Помимо перечисленных
«Пушкинских», «Гоголевских», «Чеховских» и
прочих учащийся должен иметь особые тетради,
также объединенные по различным темам, например:
«Красота спасет мир», или «Юмор, о юморе, с
юмором», или «Перо Жар-птицы (о народном
прикладном искусстве), или «В ней есть душа» (о
природе) и т.д. Ну и разумеется, тетради для каждой
из частей речи, где приводятся «примеры и анализ
их разными авторами, в том числе и современными,
если как-то особенно ярко и значимо выступает в
тексте та или другая часть речи».
Сколько же всего тетрадей по одному предмету
должен иметь учащийся и насколько это
осуществимо в пределах общеобразовательной
школы (а Г.П. Соколова неоднократно подчеркивает,
что работает именно в средней
общеобразовательной, а вовсе не в
экспериментальной гимназии с гуманитарным
уклоном).
Другой момент. Литературный анализ текста,
несомненно, способствует изучению и усвоению
программного материала, но нет ли опасности
чрезмерно им увлечься в ущерб собственно теме
урока? В этом плане меня удивило обобщающее
занятие по обособленным членам предложения
(стр.189). Тема этого итогового (сдвоенного) урока
формулируется следующим образом: «Как
«работают» обособленные члены предложения». И
действительно, из двух академических часов
где-то минут десять самой теме все-таки уделено. В
остальное время учащимся предлагается
заниматься самыми разнообразными вещами:
подборкой однокоренных слов к слову «солнце»
(тематический центр урока – высказывание
Анаксагора «Я в мир пришел, чтоб видеть солнце»),
рассуждениями о том, «почему так любят писатели
говорить о Солнце», слушанием сообщений о
статуях Дня и Ночи в Летнем саду и Франциске
Ассизском, выяснением, в какой из своих шести
функций выступает союз «а» в отрывке из
бунинского «Стой, солнце!», подбором синонимов к
слову «обрыв» и т.д. и т.п. В общем, предполагается,
что урок проходит чрезвычайно насыщенно и
плодотворно, но вопрос об обособленных членах
предложения и их связи со всем вышеперечисленным
лично для меня остался открытым. Так же, кстати,
поставило в тупик задание объяснить постановку
запятых в предложении «Русский язык –
неисчерпаемая сокровищница несосчитанных
самоцветов» (там же, стр. 192 – видимо, имелось в
виду все-таки постановка знаков препинания).
Однако все это лишь отдельные недостатки, и если
не принимать их в расчет (и абстрагироваться от
совсем уж незначительных технических ляпов
вроде систематического чередования количества
инициалов при одних и тех же фамилиях), то в целом
получилось очень толковое и убедительное
пособие, профессионально написанное и
проникнутое любовью к предмету. Будет оно... не
скажу, что незаменимым, но очень желательным
подспорьем для любого начинающего (и не только)
педагога, стремящегося сделать свои уроки более
увлекательными и эффективными.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|