Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №74/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ

«Тематические центры» языка и словесности

5.gif (51807 bytes)
Г.П.Соколова
Уроки русского языка и словесности. (Серия «Мастер-класс»)
М.: Дрофа, 2003

Количество разнообразных пособий и методических изданий по преподаванию словесности сейчас таково, что, казалось бы, у работающих в этой области педагогов не должно возникать никаких проблем. Однако, как показывает практика, каждая решенная проблема порождает несколько новых, грамотность не растет на глазах, орфографическая реформа по-прежнему актуальна, а репетиторы по русскому языку уступают в востребованности разве что преподавателям английского.
На фоне многочисленных, в том числе сомнительных и откровенно спорных изданий книга, которую я держу в руках, смотрится очень выигрышно. Это неудивительно: автор ее – заслуженный учитель России с огромным преподавательским стажем, и само пособие – далеко не первое.
Книгой «Уроки русского языка и словесности» открывается новая серия «Мастер-класс». Строго говоря, этой книгой и открывается новая серия, созданная, чтобы, как заявлено в аннотации, «обобщать педагогический опыт лучших учителей России». Как следует из подзаголовка «Опыт лингвистического анализа текста», разработка предлагаемых в ней уроков ориентирована в первую очередь на подробный анализ текстов классической литературы.
Книга содержит и дидактические материалы, и теоретические разработки по методике, и поурочное планирование. Одновременно эта книга – «открытый урок», книга-эксперимент, своеобразное ноу-хау автора. Книга хороша во многих отношениях. Хороша нестандартным и творческим подходом к каждому занятию, хороша тем, что методические разработки, в ней предлагаемые, оставляют широкое поле для дальнейшего экспериментирования и творческого поиска. Кроме того, «Уроки…» опираются на богатейший иллюстративный материал: больше трети книги занимают отрывки из произведений мастеров русской словесности XIX–XX вв. – от Пушкина до Твардовского. Эффективность пособия еще и в том, что основной упор в нем делается на поисковый метод, на активизацию познавательной деятельности учащихся. Каждый урок построен с расчетом на сознательное и осмысленное усвоение знаний, чтобы школьники учились самостоятельно работать с языковыми фактами и явлениями, сопоставлять их, анализировать, делать выводы.
Главное теоретическое положение, являющееся лейтмотивом всего пособия, формулируется еще в предисловии: «Только научившись погружаться в чудные законы языка, ученики придут к пониманию правил, логики, системы его…» (стр. 4). Для этого же на уроках необходима «работа с текстом больших художников слова; в такой работе будет постепенно формироваться, создаваться «твердый зрительный образ» (Л.Щерба) слова, предложения, но главное… «твердая лингвистическая подготовка учеников», а если будет сознательное осмысление законов языка и речи, будет и любовь к этому единству» (стр. 8).
Собственно, весь последующий материал направлен на то, чтобы показать, в какой значительной мере регулярное обращение к классическим произведениям на уроках русского языка способствует постижению учащимися законов и правил языка, формированию навыков грамотной речи. Различные аспекты этой задачи Г.П.Соколова рассматривает в разделах «Основные принципы работы на уроках русского языка», «Изучение частей речи» (в качестве примера здесь приводятся развернутые конспекты уроков по наречиям и частицам), «Комплексное повторение».
Важное значение автор придает понятию «тематических центров» (речь идет об уроках, текстовой материал которых объединен некой общей темой, как правило, с нравственной либо эстетической проблематикой). «Каждый урок, – пишет Г.П. Соколова, – должен иметь «тематический центр», ему, этому центру, нужно подчинить все: и вопросы, и примеры, и творческие задания…» (стр.114). Варианты названий некоторых таких центров содержатся уже в самих подзаголовках: это может быть бунинское «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…», или «Сосуд добра не исчерпать до дна» Б.Окуджавы, или просто творчество одного писателя, объединяющее материал 5–6 уроков (подразделы «На урок – с К.Д.Бальмонтом», «На урок – с А.П.Чеховым» и т.д.).
По замыслу Соколовой, для такой работы ученики могут завести и «Тематические тетради», в каждой из которых фиксируются необходимые для работы на уроке тексты определенного автора. Так, учащийся должен иметь отдельную «Пушкинскую тетрадь», а также «Гоголевскую», «Толстовскую», «Есенинскую» и т.д. Туда выписываются общие замечания о творчестве писателя (эпиграфы), отрывки из наиболее характерных в языковом отношении произведений, наблюдения других классиков (рубрика «Писатели о писателях»).
Вообще пособие проникнуто новаторскими идеями. Здесь и особый подход к словарно-семантической работе, с обязательным введением на каждом занятии новых слов и «Этимологической страничкой» в качестве элемента урока; и такие не самые обычные формы практических заданий, как самодиктант, диктант для соседа и письмо наизусть; и сравнительно недавно вошедшие в школьную практику новые формы уроков. Некоторые из них – урок-конференция, урок-семинар – Г.П.Соколова подробно освещает в главе «Комплексное повторение». Использование таких эффективных приемов, как последовательное усложнение задач, создание «ситуаций затруднения» и – главное – постоянное сотрудничество с учениками и доверие к ним, не может не дать ощутимого результата.
Но, несмотря на многочисленные несомненные достоинства «Уроков…», есть моменты, которые несколько озадачивают. Например, количество «Тематических тетрадей». Помимо перечисленных «Пушкинских», «Гоголевских», «Чеховских» и прочих учащийся должен иметь особые тетради, также объединенные по различным темам, например: «Красота спасет мир», или «Юмор, о юморе, с юмором», или «Перо Жар-птицы (о народном прикладном искусстве), или «В ней есть душа» (о природе) и т.д. Ну и разумеется, тетради для каждой из частей речи, где приводятся «примеры и анализ их разными авторами, в том числе и современными, если как-то особенно ярко и значимо выступает в тексте та или другая часть речи».
Сколько же всего тетрадей по одному предмету должен иметь учащийся и насколько это осуществимо в пределах общеобразовательной школы (а Г.П. Соколова неоднократно подчеркивает, что работает именно в средней общеобразовательной, а вовсе не в экспериментальной гимназии с гуманитарным уклоном).
Другой момент. Литературный анализ текста, несомненно, способствует изучению и усвоению программного материала, но нет ли опасности чрезмерно им увлечься в ущерб собственно теме урока? В этом плане меня удивило обобщающее занятие по обособленным членам предложения (стр.189). Тема этого итогового (сдвоенного) урока формулируется следующим образом: «Как «работают» обособленные члены предложения». И действительно, из двух академических часов где-то минут десять самой теме все-таки уделено. В остальное время учащимся предлагается заниматься самыми разнообразными вещами: подборкой однокоренных слов к слову «солнце» (тематический центр урока – высказывание Анаксагора «Я в мир пришел, чтоб видеть солнце»), рассуждениями о том, «почему так любят писатели говорить о Солнце», слушанием сообщений о статуях Дня и Ночи в Летнем саду и Франциске Ассизском, выяснением, в какой из своих шести функций выступает союз «а» в отрывке из бунинского «Стой, солнце!», подбором синонимов к слову «обрыв» и т.д. и т.п. В общем, предполагается, что урок проходит чрезвычайно насыщенно и плодотворно, но вопрос об обособленных членах предложения и их связи со всем вышеперечисленным лично для меня остался открытым. Так же, кстати, поставило в тупик задание объяснить постановку запятых в предложении «Русский язык – неисчерпаемая сокровищница несосчитанных самоцветов» (там же, стр. 192 – видимо, имелось в виду все-таки постановка знаков препинания).
Однако все это лишь отдельные недостатки, и если не принимать их в расчет (и абстрагироваться от совсем уж незначительных технических ляпов вроде систематического чередования количества инициалов при одних и тех же фамилиях), то в целом получилось очень толковое и убедительное пособие, профессионально написанное и проникнутое любовью к предмету. Будет оно... не скажу, что незаменимым, но очень желательным подспорьем для любого начинающего (и не только) педагога, стремящегося сделать свои уроки более увлекательными и эффективными.

Юлия ЛОНДЕР

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru