Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №74/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ

Создание учебника: от А до Я

В сентябре Национальный фонд подготовки кадров и Московский государственный университет печати провели ряд семинаров под общей темой «Правовая и организационная база, научно-методические основы и современные технологии учебного книгоиздания». Слушателями семинаров стали работники ведущих учебных издательств (редакторы, специалисты маркетинговой службы), а также начинающие авторы.
В качестве лекторов, руководителей практических занятий и мастер-классов были приглашены ведущие специалисты – теоретики и практики – в области общего среднего образования и полиграфии. В работе семинара участвовали также международные эксперты в области учебной книги из Германии и Великобритании. В предложенном организаторами учебном плане оказались отражены практически все стороны современного учебного книгоиздания, начиная с самых общих и заканчивая конкретными аспектами написания и издания учебника. Место учебной литературы в книжном рынке России, особенности маркетинга учебной литературы, современный учебно-методический комплект и новые жанры учебной литературы, роль иллюстрации в учебной книге, проблемы композиции учебника и многое-многое другое стало предметом лекций, практических занятий, мастер-классов.
Несколько материалов выступлений, которые мы решили предложить вашему вниманию, представляет непосредственный интерес и для учительской аудитории.

Кто и как покупает учебники

Министерство образования оценивает общую потребность в новых учебниках в 110 млн экз., заказ издательствам, выпускающим учебную литературу для школ, в прошлом году составил 76 млн экз. Достаточно простые расчеты показывают, что при такой схеме на каждого ученика приходится в среднем до пяти новых учебных изданий (учебников и учебных пособий) в год. При этом учитывается, что значительная часть школьников использует учебники повторно. Однако, по данным РКП, в 2002 г. было произведено 169,4 млн экз. учебной литературы. Стало быть, школы, исходя из скудного финансирования, примерно половину учебной литературы стремятся пустить в повторный оборот. И вместе с тем издательства в рыночных условиях едва ли будут производить учебники, чтобы они не реализовались.
Следовательно, в расчет о потенциальных потребностях в учебных изданиях, видимо, целесообразно закладывать более высокие показатели. Например, не пять, как сегодня, а 7–8 новых учебных изданий на одного школьника. Тогда и реальная потребность в учебной литературе возрастет до 160–180 млн экз. Примерно столько же учебных изданий и выпускалось в России в 80-е годы для школы. Вариативность не изменила их числа, она просто увеличила число наименований учебников в комплекте школьных изданий в четыре раза.
И еще два важных вывода можно сделать из сопоставления цифр статистики печати и Министерства образования. Во-первых, видимо, родители все же тратят значительно больше средств на обеспечение школьников учебной литературой, чем об этом говорят официальные цифры. Во-вторых, ситуация на рынке школьных учебников, если исходить из их выпуска в последние 2–3 года, коренным образом изменилась и сегодня близка к насыщению рынка. Вопрос только в том, кто их купит. На наш взгляд, основные средства сегодня на это затрачивают родители. (…)
Министерство образования всегда рассматривало учебник как важнейшее средство реализации государственного образовательного стандарта. Ставилась цель – гарантировать доступность качественной учебной литературы каждому школьнику. В этой связи большая работа была проделана министерством в 2001–2002 годах по формированию нового подхода к Федеральному комплекту учебников. Если в 2001 году он включал 1240 названий учебной литературы, то в прошлом году и в проекте нынешнего на очередной 2003/04 учебный год их количество сократилось почти в два раза.
Новый подход к списку рекомендуемых школам учебников исходит из того, что школам предлагается два списка – Перечень и Каталог. В Перечень включаются учебники, прописи и рабочие тетради для начального образования, учебники для основного общего и среднего (полного) общего образования, получившие гриф Министерства образования России «Рекомендовано» или «Допущено», имеющие программно-методическое сопровождение и обеспечивающие реализацию федерального компонента образования. При этом к ним предъявляется требование – обеспечить концептуальное единство дидактических подходов к реализации курсов и возможность изучения предмета за то количество часов, которое предусмотрено Базисным учебным планом.
Каталог состоит из трех разделов. В первый включаются программы, учебные пособия для учащихся, методические пособия для учителей и т.п., составляющие учебно-методический комплект с учебниками, входящими в Перечень. Во второй раздел включаются учебники, хотя и получившие грифы, но в полной мере не соответствующие критериям отбора в Перечень. В третий раздел попадают учебники с теми же грифами для углубленного изучения предмета, для факультативных занятий, для изучения предметов по новым методикам изложения их курсов.
Перечень учебников Министерство образования рассматривает как рекомендацию школам. Школы могут выбирать для себя, как заявила зам. министра образования Е.Чепурных, «другие ориентиры, но им и отвечать за содержание образования».
Таким образом, государственная политика в сфере учебного книгоиздания сводится теперь к следующим главным компонентам. Оно должно обеспечить возможность вариативного подхода и качества в обучении на основе государственного образовательного стандарта. Что касается Федерального комплекта учебников, то это как раз та база, которая призвана обеспечить реализацию подобных подходов.
В вопросах финансирования государственная политика пока опирается на постепенный переход к платному комплекту учебников при поддержке начальной школы и малообеспеченных семей. При этом основное внимание государство уделяет частичному финансированию выпуска программ учебников нового поколения, в том числе электронных, а также формированию единого информационного пространства по выпуску учебной литературы, отдельных других программ. Государство поддерживает выпуск учебной литературы для слепых и слабовидящих, для учащихся коррекционных учебных заведений, а также для народов Крайнего Севера и Дальнего Востока.

(Из выступления Б.Есенькина, Юрия Майсурадзе «Книжный рынок России»)

Что такое электив?

Концепция профильного обучения предполагает включение образовательного блока “Элективные курсы” (обязательные курсы по выбору учащегося) в обязательный учебный план образовательного учреждения. В этот блок могут входить нетрадиционные для школы дисциплины. Принципиальной в этой идее является установка на формирование свободной личности, способной сделать выбор, умеющей осознанно строить свою индивидуальную траекторию развития. (…)
Учащиеся получают возможность заниматься час или два в неделю в малых группах, сформированных по принципу интереса. Такие курсы ориентируют учащихся в выборе будущей профессии, расширяют и углубляют их представления об интересной для них области знаний. Такая система позволяет, не нарушив принципы единого образовательного пространства и посильности учебной нагрузки, учитывать индивидуальные особенности ребенка, создавать условия для самоопределения личности, для ее творческой деятельности, для наиболее полного раскрытия ее потенциала. Система элективных курсов отражает тот или иной профиль образовательного учреждения и должна постоянно корректироваться в соответствии с запросами учащихся.
Предложим одну из возможных классификаций элективных курсов.
Курсы, не зависящие от основной программы по предмету, включенному в Базисный учебный план. (Например, “История политических институтов России”, “Поэтика”, “Основы художественного перевода”, “Математическая логика”, “Основы психологии” и проч.)
Курсы, программа которых строится параллельно основной программе по соответствующим предметам, включенным в Базисный учебный план. (Например, “История античности”, “Практикум по решению задач” и проч.)
Курсы, призванные обобщить полученные учащимися знания по традиционной дисциплине школьного цикла (такие курсы помимо задач развития учащихся ставят прагматические задачи подготовки учащихся к вступительным экзаменам, отчасти решают проблему преемственности ступеней образования школа–вуз).

В качестве иллюстрации приведем схему, представляющую систему элективных курсов в лицее № 1535 г. Москвы.

Математика
Математическая логика (8 кл.)
Практикум решения задач (10 кл.)
Избранные вопросы математики (9 кл.)
Решение параметрических уравнений и неравенств (10 кл.)
Математика: обобщающий курс (10–11 кл.)

Иностранные языки
Страноведение: Китай (8–10 кл.)
Проекты на английском языке с использованием информационных технологий (8 кл.)
Основы художественного перевода (10–11 кл.)
Анализ текста на английском языке (10 кл.)

Русский язык
Практическая стилистика (8 кл.)
Трудные случаи русской орфографии и пунктуации. Обобщающий курс практической грамотности (11 кл.)
Теоретический курс русского языка: подготовка к устному экзамену в вуз (11 кл.)

География и естествознание
География Востока (10 кл.)
Основы экономики (8–10 кл.)
Города России (8–9 кл.)
География: обобщающий курс (11 кл.)
Моделирование физических задач (8, 9)

МХК
Мировая музыкальная культура
Культура Востока
Русская культура (9 кл.)
История мировой цивилизации

Наддисциплинарная область знания
Основы логики (8 кл.)
Этикет и культура общения (8, 11 кл.)
Риторика (1–10 кл.)
Основы психологии (8–10 кл.)
Основы психологии и философии (9 кл.)

История
Античность: история и культура (10 кл.)
История Востока (9–10 кл.)
История Индии (8 кл.)
От великого переселения народов к современному обществу (8–9 кл.)
Власть и политическая культура в Западной Европе XIV–XVI вв. (9–10 кл.)
Загадки русской истории (8–10 кл.).
История культуры и быта России XVIII–XIX вв. (9–10 кл.)
Российская цивилизация (10–11 кл.)
История политических институтов России (9–10 кл.)
Археология (8–9 кл.)
Право (9 кл.)
История: обобщающий курс (10–11кл.)

Литература
Литература Востока (8–9 кл.)
Поэтика: искусство анализа художественного текста (9–10 кл.)
Зарубежная литература (8–9 кл.)
Поэтика Ф.М.Достоевского (9–10 кл.)
Звучащее слово: выразительное чтение как средство анализа художественного произведения (8–9 кл.)
Гуманистические искания русской классической литературы (10 кл.)
Творческий путь Александра Блока (11 кл.)
Искусство написания сочинения (11 кл.)
Литература: обобщающий курс (10–11 кл.)

Указанные задачи элективных курсов должны найти свою реализацию в учебных книгах, обеспечивающих подобные курсы.
Необходимо констатировать, что принципиальных отличий между УМК для факультативных и УМК для элективных курсов нет. Разница заключается в том, что последние являются обязательными курсами по выбору. Выбор как элективного, так и факультативного курса совершается по инициативе ученика, поэтому авторы таких курсов должны точно представлять себе ту группу учащихся, которые будут заинтересованы в предлагаемом пласте знаний или в формировании определенных умений.
Элективные курсы связаны с идеей профильного обучения. Они могут либо расширять и углублять знания, которые даются учащемуся в рамках основных курсов (например, «Поэтика художественного текста», «Лингвистический анализ художественного текста», «Английская литература на английском языке», «Математическая логика»), либо выходить за пределы традиций школьного образования, решая задачи подготовки к будущей профессии или расширяя круг своих знаний, не решая при этом прагматических задач (например, «Основы архитектуры», «Математическое моделирование в экономике», «Кинематографическое искусство»).
Возможны два подхода к созданию учебной литературы по указанным курсам. При одном решении можно создавать полноценный УМК, включающий программу, учебное пособие, методику для учителя. Такой подход представляется добротным, но экономически трудноосуществимым, т.к. тиражи на программу и методику будут очень малы. При другом решении создается одна книга, в которую включается программа и которая имеет такой методический аппарат и систему дополнительных материалов, который позволяет учителю сформировать методическую концепцию курса без дополнительной методической брошюры. Отметим, что второе решение делает учебную книгу интереснее для ученика, но требует более творческого подхода к реализации задач курса от учителя.
Учебно-методическое обеспечение элективных курсов – насущная потребность современного образования, без решения этой проблемы нельзя миновать множества тупиков на пути реализации системы развивающего обучения, нельзя сделать следующий шаг к системе индивидуально-ориентированного обучения.

(Из выступления Елены Зининой, Лидии Рыбченковой «УМК по предмету»)

Главное – стиль

Особенности стилистики учебных изданий для начальной школы – предмет особого разговора. В пределах данного исследования приходится ограничиться анализом двух учебников. Требование к изданиям для младших классов таковы: лексика должна быть предметной, довольно ограниченной по составу, только постепенно может происходить ее усложнение. Редактору в данном случае следует оценивать не только словоупотребление, но и художественные качества языка. Поэтому необходимо совершенствовать языковые средства выражения в учебнике, тщательно отбирать лексику.
Между тем в одном из учебников первыми словами, которые должен прочесть ребенок, являются тигр и топор (топор почему-то кочует со страницы на страницу в текстах и рисунках). Малышам предлагаются цепочки слов топор – тело – дело – перо, вызывающие странные ассоциации с преступным миром. Из этого учебника дети узнают, что слово «карта» означает игральную карту и никакую иную, а чтобы первоклассники не ошиблись, авторы поместили тут же изображение короля пик. Вместо Пушкина ученикам предлагается знакомиться с образчиками творчества поэта В. Шендеровича: «И соседке Марьиванне строил глазки, лежа в ванне» (это о крокодиле из стихотворения «Зеленая мечта»).
Учебник играет большую роль в формировании языковой и общей культуры учащихся. Однако в учебнике «Граждановедение» для седьмого класса большинство материалов посвящено описаниям различного рода преступлений (аморализму, вымогательству, безнаказанности, преступным группам и т.д.) под лозунгом «От сумы и от тюрьмы не зарекайся» и направлено, по словам автора учебника, на профилактику правонарушений. Подобные сведения вряд ли направлены на формирование общей культуры учащихся, и кроме того, вряд ли все семиклассники являются правонарушителями, с которыми требуется заняться профилактикой. Самые важные, по мнению автора, мысли в учебнике взяты в рамочки: «И внушают: тебе ничего не будет, ты малолетка» (стр. 120), «Недоказанное преступление – не преступление» (стр. 154). Традиция восприятия (когда взятый в рамочки фрагмент текста принимается как наиболее важный, содержащий какое-либо правило) превращает данные фразы, по сути, в откровенные подталкивания к преступлениям. Семиклассникам предлагаются подробное изучение уголовных статей, а также практические задания, предусматривающие высказывание своего отношения к смертной казни, заучивание соответствующих понятий: разбой, грабеж, кража, условно-досрочное освобождение. Такое «обогащение» словаря школьника представляется сомнительным. Подписи под рисунками: «Первая анонимка, а как складно-то вышло» (с. 95), «Среда во всем виновата, ну не получается у меня по средам воровать» (стр. 43) – говорят о низком языковом уровне автора учебника и о недостаточной работе редактора над этим изданием.

(Из выступления Ольги Лощук «Особенности стилистики учебных изданий для общеобразовательной школы»)


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru