УЧЕБНИКИ
Глазами художника
Коротеева Е.И. Изобразительное искусство:
Учеб.-нагляд. пособие
для учащихся 1–4 кл. нач. шк.
М.: Просвещение, 2003. – 144 с.: ил.
Современная педагогика считает, что
способности к творческому мышлению и образному
видению заложены в каждом. И главная задача
учителя – научить ребенка смотреть на мир
«глазами художника», находить в обычном что-то
не-
обычное. Конечно, не каждый школьник станет
художником, но умение чувствовать природу,
красоту, понимать и любить искусство необходимо
любому образованному человеку. Именно такие
качества хотела бы привить детям Е.Коротеева,
автор учебно-наглядного пособия по
изобразительному искусству. Являясь частью
учебно-методического комплекта, издание может
быть использовано на уроках искусства по любой
из действующих школьных программ. Кроме того, оно
может помочь учителю организовать работу на
уроках развития речи, чтения, музыки и
природоведения в начальной школе.
Пособие составлено довольно оригинально и
отличается некоторой методической новизной.
Учебный материал помещается на плотных листах
бумаги альбомного формата. С одной стороны
приводится иллюстративный материал, а с обратной
– учебный текст для учащихся, учителя и сведения
справочного характера. В целях систематизации
автор разбил содержание пособия на несколько
тематических разделов: «Образы природы»,
«Произведения изобразительного искусства» и
«Язык изобразительного искусства».
Закономерно полагая, что природа – самый мудрый
художник, Е.Коротеева в первую очередь знакомит
школьников с ее образами. Яркие фотографии
осеннего леса, гор, цветов, облаков, моря должны
помочь детям познакомиться с основополагающими
художественными понятиями: контраст, фактура,
перспектива, ритм линий, силуэт...
«Поверхность предметов можно не только
почувствовать руками, погладить ее, но и увидеть,
«почувствовать» глазами. Разный характер
поверхности называется фактурой». Такие
объяснения понятны и убедительны и дают
школьнику наглядное представление о
художественных терминах.
Логическим продолжением материала является тема
«Произведения изобразительного искусства».
Художника природа вдохновляет, и, создавая
произведения искусства, он прежде всего
старается отразить свое видение ее красоты. Этот
раздел содержит множество фотографий
архитектурных памятников, предметов
декоративно-прикладного искусства и полотен
выдающихся художников. Сопровождая «картинку»
пояснительным текстом, автор постаралась
изложить материал как можно доступнее. «Близкое
расположение холодных и теплых цветов позволяет
им проявить свои качества еще больше. Например,
теплый становится еще теплее, а холодный – еще
холоднее», – так Е.Коротеева описывает такое
сложное явление в живописи, как контрастность и
игра цветов. Может быть, это и не совсем верно с
академической точки зрения, однако детское
понимание здесь играет более важную роль. Хорошо
продуманы и методические рекомендации для
учителя: на что следует обратить особое внимание
детей, на чем остановиться более подробно. Здесь
же приводится краткая справочная информация о
художнике. Каждый художественный жанр
представлен мастером, который наиболее ярко
отразил его в своем творчестве. Что такое пейзаж,
дети понимают, изучая картины Левитана,
натюрморт – это прежде всего Грабарь и
Петров-Водкин, портрет – Васнецов и Кипренский.
Гораздо позднее школьники узнают о разных
направлениях и течениях в живописи. Сейчас для
них главное – понять, что один и тот же предмет
можно увидеть и изобразить совершенно
по-разному.
Около названия каждой картины указывается, на
каком материале и какими красками она была
написана, что особенно важно при проведении
практических занятий по предмету.
Беседы, строящиеся на материале данной части,
подготавливают детей к восприятию и усвоению
новых знаний, создают основу для осознания языка
разных видов изобразительного искусства.
Последний раздел пособия «Язык изобразительного
искусства» посвящен способам создания
выразительного художественного образа. На
примере произведений различных эпох и жанров
автор пытается показать, при помощи каких
средств можно передать настроение, фактуру и
характер изображаемого. «Учителю следует
обратить внимание детей не только на
характеристику образа, но и на методику
осуществления данного живописного приема», –
пишет Е.Коротеева.
«Нежное утреннее настроение, мягкое освещение,
плавность и тишину помогает передать белая
краска. Смешение цветов с белой краской делает их
как бы легче, придает им тихое звучание». По
мнению автора, дети прежде всего должны
научиться чувствовать нюансы в эмоциональном
изменении цвета в зависимости от его насыщения.
«Фантазией оттенков холодного цвета – синих и
голубых… М.А.Врубель создает сказочный образ
шестикрылого Серафима. Серафим словно окутан
холодным светом, холодным воздухом, словно
погружен в тайну холодных цветов», – это уже об
особенностях художественных приемов Врубеля.
Цветовые выкраски на большинстве таблиц и
демонстрация педагогом методики насыщения цвета
должны закрепить в сознании учащихся роль
ахроматического ряда в построении
художественного образа в живописи. Все основные
приемы и понятия (фактура письма, фактура
живописной поверхности, язык графики) нашли
отражение в таблицах данного методического
пособия.
Не остались без внимания и архитектурные приемы
создания образа. На примере Дмитриевского собора
автор рассказывает о конструкции здания, его
пропорциях, определяет ритм его частей и других
составляющих языка архитектуры.
Для практических занятий рекомендуется
использовать приемы лепки и бумажной пластики,
которые описаны в последних таблицах издания.
Среди достоинств этого пособия можно отметить и
качественное полиграфическое исполнение. Но все
же издание страдает некоторой информационной
неполнотой (отсутствуют материал о жизни
художников, сведения об эпохе, в которую
конкретное произведение писалось). Автор не
поясняет читателям названия картин, а также что
за люди или объекты изображены на них. Вероятно,
считает, что сначала нужно почувствовать, а потом
когда-нибудь и узнать…
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|