Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №74/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ

История литературы для интеллигентных читателей

3.gif (113826 bytes)
Баевский В.С.
История русской литературы XX века. Компендиум.
М.: Языки славянской культуры, 2003

Книга известного специалиста по русской поэзии Вадима Баевского является учебным пособием как для студентов и преподавателей филологических факультетов, так и для школьников и учителей выпускного класса школы. Разумеется, книга Баевского достаточно субъективна, и охват всех явлений русской литературы 1890–1980-х годов не является ее целью. Автор сосредотачивается на тех из них, которые считает главнейшими и которые лучше знает. Первое издание этой книги внимательно прочел и одобрил академик Дмитрий Лихачев. В своем письме автору он подчеркивает, что написано его сочинение “ясно и прозрачно” и что “особенно хороши персональные главки, хотя и обзорные тоже написаны ясно, четко и содержание четко организовано”. С этими оценками вполне можно согласиться. Стоит добавить только, что лучше всего удались Баевскому главы, посвященные поэтам. Некоторые определения в книге поражают яркостью и лаконичностью. Например: “Парижская нота – это акмеизм, перенесенный вместе со скудным эмигрантским скарбом с берегов Невы на берега Сены”.
Автор определяет свой труд как историю русской литературы XX века в самом сжатом изложении. Причем историю, написанную “так, чтобы ее могли прочесть все интеллигентные люди”. Она написана простым языком, заведомо доступным школьникам, без нарочитого злоупотребления малопонятными терминами, чем грешат литературоведы структуралистской школы. Она также совсем не перегружена датами, чем грешат учебники по гуманитарным предметам, написанные школьными учителями. Более всего любезна Баевскому поэзия модернистская, от Серебряного века до Бродского. Как отмечает автор, для русской литературы XX век наступил вместе с модернизмом в 1892 году. А вот к литературному авангарду Баевский относится настороженно. Своих пристрастий автор нисколько не скрывает. Это проявляется даже в простом перечислении. Например – участников ОБЭРИУ: “Поэт, прозаик и драматург Даниил Хармс, замечательный поэт Николай Заболоцкий, Николай Олейников, Александр Введенский…” Характерно, что из всех обэриутов замечательным назван один Заболоцкий, чья поэзия наиболее близка к поэзии Серебряного века.
Особенно удаются Баевскому разборы конкретных стихотворений, будь то пастернаковское “Ты значил все в моей судьбе…”, блоковские “Двенадцать” или “Я входил вместо дикого зверя в клетку” Иосифа Бродского. О последнем стихотворении Баевский говорит, что здесь отразилась “довольно типичная судьба русского поэта: с беззаветным служением литературе, с беззаветной любовью к родине, с цепью преследований, безвременной смертью и посмертной славой”. Стоит заметить, правда, что у Бродского слава была прижизненная. Трагизм судьбы русской литературы и литераторов в XX веке подчеркивается приводимыми в предисловии сведениями: по далеко не полным данным, в СССР было репрессировано около 2000 писателей, из которых половина погибла, в том числе около 300 – русских писателей. Между прочим, эти цифры свидетельствуют, что острие сталинского террора было направлено все же в первую очередь не против русской, а против других национальных литератур. Как правило, в отличие от русских литераторов им предъявляли обвинение не только в антисоветской деятельности, но еще и в буржуазном национализме.
Путь русской литературы Баевский видит как результат взаимодействия народно-фольклорной традиции, традиции классики XIX века, русского языка как живого, развивающегося целого и любви писателей к России. Эти силы, как считает автор, не дали “многострадальной и прекрасной литературе XX века” распасться на отдельные не связанные друг с другом части под влиянием исторических катаклизмов.
Отметим, что по некоторым своим качествам книга Баевского приближается к хрестоматии. В ней приведены тексты ряда коротких стихотворений, отрывки из прозы, а также подробно пересказаны некоторые ключевые, на взгляд автора, эпизоды разбираемых повестей и романов. В компендиум включено также несколько этюдных исследований автора. Это, в частности, почти детективная история не увенчавшихся пока успехом попыток установить авторство знаменитого стихотворения “Легкой смерти я просил у Бога…”. Есть и пример удачной атрибуции: Баевскому удалось установить, что стихотворение “Мой товарищ, в предсмертной агонии…”, многократное цитировавшееся в произведениях военной прозы, написано фронтовиком Ионом Дегеном, стихи которого не публиковались вплоть до 1990 года.

Борис СОКОЛОВ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru