УЧЕБИИКИ
Жертве БУПа посвящается…
Школьное обозрение. Бюллетень
учебного книгоиздания.
Методический журнал об учебной литературе. № 5,
2003
Первая статья нового номера журнала “Лучшее –
враг хорошего. Часть 2” (автор Сергей Поляков)
посвящена новому базисному учебному плану,
который был разослан для обсуждения в регионы в
сентябре и вызвал негодование педагогической
общественности. Под флагом разгрузки в новом
БУПе сокращается вдвое (!) количество часов на
изучение биологии и географии, образовательные
учреждения фактически лишаются права
использовать школьный компонент образования.
“БУП требует жертв” – вынесенный на обложку
пятого номера журнала “Школьное обозрение”
заголовок как нельзя более точно характеризует
суть затянувшегося скандала в мире образования.
Вероятно, по замыслу редакции журнала, рубрика
“Вокруг предмета” оказалась посвящена биологии
– предмету, сокращение часов на который вызвало
наибольшее (и вполне законное) возмущение.
Как всегда, в рубрике исчерпывающе представлен
весь массив учебной литературы по предмету. В
обзоре учебников Павла Скворцова выявляется
главная проблема, видимо, актуальная не только
для предмета биологии: излишнее наукообразие
учебников. Интересно, что проблеме этой никак не
менее 100 лет…
По мнению Павла Скворцова, “многим современным
авторам учебников следовало бы унять гордыню,
посоветоваться с людьми, знающими правила
преподавания школьного предмета биологии” (с. 8).
Ведь таких специалистов – одновременно ученых и
методистов в лучшем смысле этого слова – в
отечественном образовании достаточно.
Представляя классификацию учебников биологии,
автор обзора делит все учебно-методические линии
на два направления: традиционное и развивающее,
выделяя в каждом из этих направлений наиболее
удачные учебники. Результаты довольно большого
обзора (как всегда, его комментирует специалист
Федерального экспертного совета) обобщены в
удобной таблице-схеме “Примерные
учебно-методические линии школьных учебников по
биологии”.
О сотрудничестве авторов и российских учителей
по созданию методических пособий к линии
учебников рассказывает зам. генерального
директора издательства “Дрофа” Вячеслав
Сивоглазов. Опыт издательства в этом смысле
можно назвать уникальным: в соавторстве с
учителями Пскова, Петрозаводска,
Санкт-Петербурга и других городов были созданы
совершенно новые пособия по биологии: рабочие
тетради для учителя, пособия-практикумы для
лабораторных работ и др. “Главная цель нашей
работы состоит в том, чтобы каждый участник
образовательного процесса чувствовал себя
защищенным вне зависимости от реформ,
модернизаций и других катаклизмов в
образовании”, – пишет В.Сивоглазов (с.16).
Обзор мультимедиа-продуктов по биологии,
сделанный методистом Центра информационных
технологий и учебного оборудования Надеждой
Дмитриевой (“Увидеть и сразу понять”), говорит
больше о существующих проблемах, нежели о
достижениях. Впрочем, некоторые компьютерные
разработки по биологии все же можно посоветовать
использовать учителям. И совсем небезотрадно
выглядит школьная биология в Интернете: в обзоре
рассказывается о десяти самых интересных
образовательных сайтах.
В рубрике “Экспертиза” помещены рецензии на
наиболее интересные новинки учебной,
дефектологической и психологической литературы
– “Как научить писать грамотно” С.Штильмана,
“Леворукий ребенок в школе и дома” М.Безруких,
“Химия. Интересные уроки. Из зарубежного опыта
преподавания” В.Головнера, “Формирование
навыков конструктивно-игровой деятельности
детей с помощью ЛЕГО”, “Сборник задач по
математике Стэнфордского университета”. Можно
заметить, что отбор новинок в рубрику не случаен:
в журнале анализируются и подробно
представляются наиболее любопытные,
нестандартные издания, а также те, потребности в
которых стоит наиболее остро (например, по
некоторым направлениям коррекционной
педагогики). Понятно, что в этой рубрике журнала
невозможно найти рецензии на новинки по всем
предметам. Однако список Федерального
экспертного совета (он содержит довольно
подробные аннотации новых учебников и пособий,
получивших гриф МО РФ) делает представление
новинок в журнале как нельзя более полным. Ведь в
списке ФЭС каждый предметник может найти свой
раздел и ознакомиться со всеми (!) новыми
изданиями.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|