Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №74/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБИИКИ

Жертве БУПа посвящается…

wpe138.jpg (30734 bytes)

Школьное обозрение. Бюллетень учебного книгоиздания.
Методический журнал об учебной литературе. № 5, 2003

Первая статья нового номера журнала “Лучшее – враг хорошего. Часть 2” (автор Сергей Поляков) посвящена новому базисному учебному плану, который был разослан для обсуждения в регионы в сентябре и вызвал негодование педагогической общественности. Под флагом разгрузки в новом БУПе сокращается вдвое (!) количество часов на изучение биологии и географии, образовательные учреждения фактически лишаются права использовать школьный компонент образования. “БУП требует жертв” – вынесенный на обложку пятого номера журнала “Школьное обозрение” заголовок как нельзя более точно характеризует суть затянувшегося скандала в мире образования.
Вероятно, по замыслу редакции журнала, рубрика “Вокруг предмета” оказалась посвящена биологии – предмету, сокращение часов на который вызвало наибольшее (и вполне законное) возмущение.
Как всегда, в рубрике исчерпывающе представлен весь массив учебной литературы по предмету. В обзоре учебников Павла Скворцова выявляется главная проблема, видимо, актуальная не только для предмета биологии: излишнее наукообразие учебников. Интересно, что проблеме этой никак не менее 100 лет…
По мнению Павла Скворцова, “многим современным авторам учебников следовало бы унять гордыню, посоветоваться с людьми, знающими правила преподавания школьного предмета биологии” (с. 8). Ведь таких специалистов – одновременно ученых и методистов в лучшем смысле этого слова – в отечественном образовании достаточно. Представляя классификацию учебников биологии, автор обзора делит все учебно-методические линии на два направления: традиционное и развивающее, выделяя в каждом из этих направлений наиболее удачные учебники. Результаты довольно большого обзора (как всегда, его комментирует специалист Федерального экспертного совета) обобщены в удобной таблице-схеме “Примерные учебно-методические линии школьных учебников по биологии”.
О сотрудничестве авторов и российских учителей по созданию методических пособий к линии учебников рассказывает зам. генерального директора издательства “Дрофа” Вячеслав Сивоглазов. Опыт издательства в этом смысле можно назвать уникальным: в соавторстве с учителями Пскова, Петрозаводска, Санкт-Петербурга и других городов были созданы совершенно новые пособия по биологии: рабочие тетради для учителя, пособия-практикумы для лабораторных работ и др. “Главная цель нашей работы состоит в том, чтобы каждый участник образовательного процесса чувствовал себя защищенным вне зависимости от реформ, модернизаций и других катаклизмов в образовании”, – пишет В.Сивоглазов (с.16).
Обзор мультимедиа-продуктов по биологии, сделанный методистом Центра информационных технологий и учебного оборудования Надеждой Дмитриевой (“Увидеть и сразу понять”), говорит больше о существующих проблемах, нежели о достижениях. Впрочем, некоторые компьютерные разработки по биологии все же можно посоветовать использовать учителям. И совсем небезотрадно выглядит школьная биология в Интернете: в обзоре рассказывается о десяти самых интересных образовательных сайтах.
В рубрике “Экспертиза” помещены рецензии на наиболее интересные новинки учебной, дефектологической и психологической литературы – “Как научить писать грамотно” С.Штильмана, “Леворукий ребенок в школе и дома” М.Безруких, “Химия. Интересные уроки. Из зарубежного опыта преподавания” В.Головнера, “Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности детей с помощью ЛЕГО”, “Сборник задач по математике Стэнфордского университета”. Можно заметить, что отбор новинок в рубрику не случаен: в журнале анализируются и подробно представляются наиболее любопытные, нестандартные издания, а также те, потребности в которых стоит наиболее остро (например, по некоторым направлениям коррекционной педагогики). Понятно, что в этой рубрике журнала невозможно найти рецензии на новинки по всем предметам. Однако список Федерального экспертного совета (он содержит довольно подробные аннотации новых учебников и пособий, получивших гриф МО РФ) делает представление новинок в журнале как нельзя более полным. Ведь в списке ФЭС каждый предметник может найти свой раздел и ознакомиться со всеми (!) новыми изданиями.

Борис ЗАЛЕССКИЙ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru