Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №74/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ

Предпрофильное обучение: новые песни о старом

«Предпрофильное обучение – это латание советской системы профориентации», – считают специалисты

В октябре после большого летнего перерыва в издательстве «Просвещение» состоялось очередное заседание общественного совета по проблемам школьных учебников.
На этот раз собравшиеся обсуждали различные аспекты предпрофильного обучения, эксперимент по введению которого начался в сентябре этого года примерно в 10 территориях.

Семью-то не приметили

20 августа Министерства образования выпустило рекомендации об организации эксперимента – текст этого документа и послужил отправной точкой дискуссии.
Начнем с того, что цели предпрофильной подготовки министерством определяются очень широко: это не только выбор направления дальнейшего обучения – в старшей школе, ПТУ, ссузах, но и выбор профессии.
Школа должна создать условия «для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом».
По мнению участников дискуссии, фактическое отождествление предпрофильной подготовки с профориентацией и есть главная ахиллесова пята министерской позиции.
Удастся ли привести систему предпрофильной подготовки в соответствие со структурой рынка труда в том и или ином регионе? Насколько посильно выполнение этой задачи для рядовой школы в ближайшие годы? По словам гендиректора издательства «Просвещение» Александра Кондакова, даже федеральные проекты образовательных стандартов ни в коей мере не отражают потребности современного рынка труда и ориентируют выпускников исключительно на поступление в вузы.
Участники дискуссии ставили вопрос за вопросом. Каким категориям учащихся должна быть адресована профориентационная подготовка?
Кто будет ее проводить: учителя или люди со стороны? Сегодня некому и не за что это делать, и влияние школы на самоопределение подростков минимально. Например, по данным опросов, проведенным в Московской области, только 3% учащихся выбирают профессию под влиянием школы. Такие цифры привела ректор Института повышения квалификации работников образования Московской области Людмила Олиференко. Из чего следует, что профориентационная работа без привлечения родителей окажется совершенно неэффективной.
Заметим, что в обсуждаемом документе роль семьи никак не обозначена.

Перегрузки неизбежны

Зато подробнейшим образом описана система организации предпрофильной подготовки в 9 классах. Она состоит из трех основных компонентов:
– элективных курсов, расширяющих знания учащихся по тому или иному предмету;
– краткосрочных ориентационных курсов, призванных помочь подростку в выборе того или иного профиля обучения в старшей школе;
– информационной работы, направленной на ознакомление девятиклассников с местными образовательными учреждениями, с условиями приема в них и т.д.
Объем учебного времени, предусмотренный на все эти виды деятельности, составляет 100 часов в год, или три часа в неделю – за счет школьного компонента, на который отводится… два часа в неделю.
Однако авторов документа подобные нестыковки ничуть не смущают. Поскольку, как отмечается в рекомендациях, «при пятидневной учебной неделе возможности предпрофильной подготовки весьма ограниченны, информационную и профориентационную работу целесообразно совмещать с уроками технологии или проводить ее во внеурочное время (например, по субботам)».
Далее экспериментальным школам предлагается «рассмотреть вопрос о переходе на шестидневную учебную неделю в 9 классах», а органам местного самоуправления – «изыскивать возможности для финансирования дополнительных занятий, проводимых во внеурочное время».
Неудивительно, что перечисленные тезисы оказались более чем уязвимыми для критики.
По мнению Александра Кондакова, введение предпрофильной подготовки приведет либо к перегрузкам, либо к сокращению часов на изучение тех или иных дисциплин, что отрицательно скажется на качестве образования. Кроме того, по словам Александра Михайловича, «эксперимент не обеспечен кадрами и финансами, что превращает его в очередное благое пожелание».
Главный редактор издательства «Просвещение» Маргарита Леонтьева высказала сомнения по поводу ориентационных и информационных курсов: пока неясно, будут ли они оцениваться наравне с другими дисциплинами. Если нет, то дети их просто не будут посещать и указанные начинания в школе не приживутся.
По мнению руководителя проекта по разработке нового содержания школьных учебников в издательстве «Просвещение» Виктора Фирсова, самым существенным недостатком предпрофильного обучения по-министерски является его ограниченность рамками выпускного класса. При этом, по словам Виктора Васильевича, «совершенно игнорируется уникальный отечественный опыт в области формирования и развития интересов, склонностей и способностей детей во внеклассной деятельности – кружках, секциях, клубах».
Указанное направление, как отмечается в решении общественного совета, и должно стать центральным в реализации предпрофильного обучения школьников, цель которого не выбор профессии или профиля, а развитие творчества, и начинать его следует не с 9-го, а с первого класса.
Поэтому взамен специальных учебников для предпрофильной подготовки целесообразнее издавать занимательную, научно-популярную, развивающую литературу для школьников с учетом профориентационной проблематики.
Кстати, как выяснилось, министерство в своей деятельности учитывает рекомендации, принятые общественным советом при издательстве «Просвещение». Например, на одном из заседаний в прошлом году было решено выпускать учебники для старших классов не по профилям, а по уровням содержания образования – базовому и профильному. Дело в том, что количество профилей сегодня не ограничено, школам в этой сфере предоставлена полная свобода, вот и появляются на свет спортивно-юридические и другие узкоспециализированные профили, каждый из которых обеспечить литературой нереально.

Призрак малых ЕГЭ бродит по России

Одним из центральных и наиболее спорных моментов предпрофильной подготовки являются так называемые малые ЕГЭ, которые, по убеждению оппонентов, отражают «все глупости больших». «Между предпрофильным обучением и ЕГЭ нет никакой связи, поэтому их введение неоправданно, – считают участники дискуссии в издательстве “Просвещение”. – Необходимо найти более дешевые и гуманные пути отбора детей в старшие классы».
В последнее время непопулярная идея малых ЕГЭ трансформировалась в тезис о необходимости внешней, независимой от школы итоговой аттестации в 9 классах. Подобная форма проверки знаний якобы целесообразна в сетевых объединениях школ, в которых могли бы создаваться межмуниципальные комиссии для проверки экзаменационных работ. В их состав должны войти руководители местных органов управления образованием, учителя и директора разных школ, ПТУ и ссузов, методисты.

Как бы ни возражали оппоненты против малых ЕГЭ, а процесс все равно пошел. Не случайно на суд членов общественного совета был вынесен вопрос о новой форме итоговой аттестации по математике в рамках предпрофильной подготовки учащихся.
Докладчик и автор предлагаемого нововведения – старший научный сотрудник лаборатории обучения математике РАО Людмила Кузнецова – рассказала о том, что экспериментальный экзамен развивает все то лучшее, что есть в традиционном, сохраняя его принципы и идеологию.
Отличия не столько в содержании заданий, сколько в их форме.
Первая часть экзаменационных материалов, нацеленная на проверку базового уровня знаний, будет представлена в виде теста с выбором ответа. Вторая, призванная проконтролировать продвинутый уровень, будет включать задания, требующие развернутого письменного ответа. По мнению Людмилы Кузнецовой, данная структура экзамена позволит глубже дифференцировать выпускников по уровню их подготовки и ввести вместе с пятибалльной более широкую рейтинговую шкалу оценки. В качестве одной из ее составляющих наряду с отметкой за выпускной экзамен предлагается использовать портфолио – совокупность индивидуальных образовательных достижений учащихся за все годы обучения в основной школе.

К сожалению, из-за отсутствия по объективным причинам главного докладчика по этому вопросу Анатолия Пинского (советника министра образования) эта актуальная тема осталась за рамками дискуссии. Как следует из материалов, розданных членам совета, Анатолий Пинский предлагает разные модели формирования портфолио, отражающие участие ученика в олимпиадах, научно-исследовательской деятельности, проектах, творческих конкурсах.
Однако вернемся к теме введения экспериментального экзамена в 9 классе. Примечательно, что в своем выступлении Людмила Викторовна неоднократно подчеркнула коренное отличие новой формы аттестации от ЕГЭ: она проще в процедурном отношении и предполагает проверку работ на местах без применения компьютерных технологий и специальных бланков. Критерии оценки более прозрачны и открыты.
А целесообразность экспериментального экзамена Людмила Кузнецова обосновала тем, что его результаты можно использовать и как выпускную оценку за курс общего среднего образования, и как основу для приема в профильные старшие классы.
Все это еще предстоит объяснить учителям, родителям. учащимся пилотных школ, в которых такие экзамены (по математике и по русскому языку) планируется провести в конце текущего учебного года.
В январе 2004 года должен состояться семинар для представителей экспериментальных регионов, в программу которого войдет обсуждение экзаменационных материалов и критериев их оценки, подробный инструктаж по технологиям проведения новой формы итоговой аттестации. Члены общественного совета в целом спокойно, но осторожно встретили эту инициативу и с выводами не спешили. По мнению Виктора Фирсова, такая форма итоговой аттестации «вызывает серьезные сомнения, поскольку подвергает стрессу всех выпускников основной школы независимо от того, намерены ли они продолжать обучение в старших классах или за пределами школы». Поэтому более оправданным, с его точки зрения, является конкурсный набор, организуемый непосредственно в самих этих школах.
Как сказал в заключение Александр Кондаков, «мы обеспокоены скоропалительностью реформ, слишком неоправданно их силовое продавливание сверху и всеобщий одобрямс снизу».

Ольга ДАШКОВСКАЯ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru