УЧЕБНИКИ
Павел СКВОРЦОВ,
доцент кафедры методики преподавания биологии
Московского института открытого образования,
кандидат педагогических наук
Первая колонка
В настоящее время учение в школе
рассматривается и родителями, и обществом с
меркантильных позиций. Родители исходят из того,
насколько ценны на рынке труда знания,
получаемые в школе. Общество же считает, что
маленькие «потенциальные правонарушители»
должны хотя бы часть дня находиться под
присмотром.
Переубедить в подобном отношении к обучению и
родителей, и общество трудно, но необходимо.
В первую очередь следует объяснить, что
современный ребенок, обитающий и посещающий
школу в крупном городе или мегаполисе, –
интересный продукт цивилизации. Он мало читает,
плохо понимает, слабо запоминает, часто не умеет
вести себя в коллективе и при этом считает
насилием над личностью любое замечание,
сделанное ему взрослым. Он такой есть. Он
результат воспитания нашим с вами обществом.
Эволюцию учащегося от пионера-комсомольца конца
80-х годов до тинейджера (teen-ager – англ. подросток)
начала XXI века легко проследить. Исчезновение
СССР, а вместе с этим деградация детских и
юношеских общественных организаций привела к
тому, что уже более десяти лет детьми реально
никто не занимается. Следствием этого стал
помимо всего прочего крайний индивидуализм
подрастающего поколения. Отсюда – неумение
работать коллективно. Ребенок не привык делить
работу на операции, а тем более делиться с кем-то
ее результатами.
Одновременно с исчезновением Советского Союза
открылись информационные шлюзы. На головы детей
обрушился вал информации. Количество информации,
поступающей к ребенку современному, в десятки и
сотни раз выше, чем это было в начале 90-х годов ХХ
века. Возникло даже понятие «информационный
бум».
Взрослый человек, представляющий собой в
подавляющем большинстве случаев вполне
сформировавшуюся личность, просеивает
поступающую информацию с помощью мировоззрения,
своих взглядов, характера, отвергая ненужную, не
укладывающуюся в его представления. Потому-то
всегда труднее переучивать, чем учить заново.
Организм ребенка, все его органы чувств и
анализаторы, напротив, настроены на получение
информации. Он впитывает ее как губка. Этому
явлению есть свое объяснение: ребенок для того,
чтобы стать человеком, вынужден с рождения
учиться у взрослых. Поэтому для детей так
характерна исследовательская деятельность, то
есть работа по выяснению основных
закономерностей окружающего мира, часто
проявляющаяся в вопросе «почему?».
Начало XXI века принесло новую проблему:
количество информации, приходящей к школьнику,
зачастую превышает возможности органов чувств
по восприятию этой информации. Число источников
информации постоянно растет вместе с объемом
поступающей к ребенку информации. Организм
борется с этим переизбытком как может. А может он
не много. Имеется лишь один способ преодоления
обилия информации – это забывание. Весь объем
сведений, превышающий возможности восприятия,
просто не воспринимается, а воспринятая
информация быстро забывается, чтобы освободить
место вновь поступающим сведениям.
Выходит, что школьник плохо понимает и слабо
запоминает вовсе не потому, что лентяй. Он
подсознательно пытается бороться с переизбытком
информации. Ясно также становится, отчего
ученики мало читают: вновь поступающие сведения
раздражают нервную систему, перегружают мозг.
Опять же подсознательно ребенок пытается
избежать перегрузки.
Что же школа? Школа вновь и вновь, как в прежние
информационно спокойные времена, требует от
ученика запомнить, сделать по образцу, по
алгоритму, повторить то, что сказал учитель.
Совершенно несовременные требования. Поэтому
школа перестает быть источником знания, а
превращается в «клуб по интересам», куда
учащиеся ходят потому, что заставляют родители, а
вместо учебы активно общаются.
Вместе с тем положение учащегося в современном
обществе приводит к необходимости обучения его
умениям самостоятельного поиска нужной
информации из самых разнообразных источников.
Обеспечить решение этой задачи возможно, создав
в обучении ситуацию, в которой ученик вынужден
пользоваться несколькими источниками
информации. Поэтому современное обучение – это
учение не столько по учебнику или со слов
учителя, сколько самообучение, основанное на
избирании информации по крупицам отовсюду.
Ученик, как маленький член общества, уже привык к
тому, что информация приходит из разных
источников: СМИ, видеофильмов, компьютера,
Интернета и пр.
При этом особенность информации, полученной в
быту, в том, что она направлена на непроизвольное
запоминание, без приложения усилий: не хотел, а
запомнил. Учение во все века было основано на
волевых усилиях. Таким оно остается и будет. Без
воли нет учения. Стало быть, важно создать не
просто привычную ситуацию разноисточниковости
поступления информации, но и научить прилагать
усилия для выискивания ее разными способами,
основанными на произвольном внимании и волевом
усилии.
Потому-то на уроках учителю просто необходимо
использовать другие источники информации,
помимо классических – слова учителя и учебника.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|