Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №74/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ПОВЕСТКА ДНЯ

Итоги ЕГЭ-2003:  «вся страна три года прыгала в пустой бассейн»

Теперь ректоры и руководители образования регионов хотят других условий проведения эксперимента

Москва положила конец триумфальному шествию ЕГЭ по стране. На совещании у главы Московского департамента образования Любови Кезиной ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов заметил по поводу ЕГЭ: «Три года страна прыгала с вышки в пустой бассейн. И вот теперь в Москве в бассейн попросили налить воду». Согласитесь, ситуация неловкая. Вот и состоявшееся на днях традиционное общероссийское совещание по ЕГЭ 2003 года проходило без литавр и фанфар.
Зато выяснился ряд принципиальных вещей. Например: сроки поэтапного внедрения ЕГЭ по всей стране сдвигаются. Сначала говорилось о том, что режим эксперимента (и в том числе льготного финансирования ЕГЭ) будет действовать до 2004/05 учебного года. По итогам ЕГЭ 2003 года стало очевидным, что в 2005 году вся страна не сумеет перейти на новую форму экзамена.
Поэтому министерством образования совместно со всеми заинтересованными организациями обсуждается комплекс мер по подготовке перехода на новую форму экзамена с 2006 года. Причина задержки – отказ двух ведущих академических регионов, Москвы и Санкт-Петербурга, участвовать в ЕГЭ на общих основаниях.
С Петербургом, как сообщил Владимир Филиппов, до сих пор ведутся переговоры. А Москва выдвинула такие жесткие условия своего участия в ЕГЭ, что их принятие министерством разрушит концепцию ЕГЭ.
На совещании министр не очень удачно попытался объяснить региональным руководителям, как это будет здорово, если в России будет введен принципиально новый гибрид экзаменов – ЕГЭ по русскому языку и литературе (задания А и В по русскому языку, задание С – по литературе). Именно такого экзотического экзамена потребовала от Министерства образования для столицы глава Департамента образования Москвы Любовь Кезина.
Против этого жестко выступила заведующая Центром оценки качества образования Института общего среднего образования РАО Галина Ковалева. «Могут существовать ЕГЭ либо по русскому языку, либо по литературе, – заявила она. – И наши ученые могут дать экспертизу почему».
Присутствующим на совещании главам регионального образования позиция Москвы не понравилась. Потому что им придется объяснять у себя дома, почему Москве даны такие привилегии. И почему прежде 2–3% талантливых местных школьников поступали в московские вузы, а с введением ЕГЭ в столице их поток иссякнет.
Московский департамент образования требует, чтобы ЕГЭ принимался у детей не в особых ППЭ, а в школах, в присутствии школьных учителей.
Владимир Филиппов с этим требованием согласен.
С точки зрения представителей регионов, это нарушение процедуры ЕГЭ может означать только одно: многие московские школьники получат высшие баллы (от 90 до 100) и отнесут их в столичные вузы.
Вне зависимости от того, какие квоты выделит вузам Министерство образования – 50 процентов от специальностей или от контрольных цифр приема, половина абитуриентов, поступивших вне ЕГЭ, неизбежно окажутся жителями Москвы и Подмосковья, а большая часть поступивших по ЕГЭ – столичными жителями. Вузы, выбирая между обладателями 90-балльного свидетельства ЕГЭ, неизбежно будут склоняться в сторону москвичей: тем не нужно предоставлять общежитие.
«ЕГЭ вскрыл проблемы московских вузов: 26% – иногородние, остальные – москвичи, – признал на совещании министр образования. – А общежитий под 75% иногородних у московских вузов нет».
С введением ЕГЭ в Москве это соотношение грозит измениться к худшему: 10 иногородних на 90 москвичей. А то и меньше.
Региональные министры образования здраво оценили ситуацию: отвечать за столичный расклад придется им. Ведь если среднее количество абитуриентов из регионов, поступающих в московские вузы, уменьшится, региональные элиты будут недовольны новым экзаменом, который образовательные чиновники так нахваливали. Как показало еще в начале 90-х исследование Ульяновского социологического центра «Перспектива», около 5% выпускников готовы ежегодно штурмовать столичные институты и университеты. И это, как правило, либо победители всероссийских олимпиад, либо дети региональной элиты.
Лидеры регионального образования оказались в нелегком положении. У них остался один путь: требовать, чтобы ЕГЭ был немедленно введен по всей стране.
«Мы считаем себя ветеранами ЕГЭ, – заявил с трибуны совещания Леонид Ковалев, министр образования Ростовской области. – Раньше была формула “казнить нельзя помиловать”. Наша формула относительно ЕГЭ – “вводить нельзя медлить”. Нет, нельзя говорить: “Ребята, вы грибочков поешьте, а мы посмотрим!” Неприемлемо. Чем быстрее мы поставим точку в понятии “эксперимент”, тем быстрее мы решим многие вопросы с ЕГЭ».
Раз уж Ростовская область во время ЕГЭ наелась «грибочков», то и других надо заставить попробовать. А если не захотят – впихнуть силой.
Выступление Ковалева завершалось криком души: «Наши ресурсы иссякают, ЕГЭ в области нужна государственная поддержка!»
О государственной поддержке говорил и другой ветеран ЕГЭ – руководитель томского образования Леонид Глок.
«ЕГЭ, – заявил он с трибуны, – дело трудное и денежное! Нас подводит также отсутствие государственного статуса для организаций, проводящих ЕГЭ. Лучше, если они будут утверждены субъектами РФ и Министерством образования РФ. В прошлом году мы пытались привлечь спецслужбы для борьбы с нарушителями дисциплины на ЕГЭ: нам вежливо отказали. Ребята, сказали нам, ваша процедура не узаконена.
Я хотел ввести ЕГЭ в Томской области по всем предметам и закрыть в будущем году тему эксперимента, а мне не дают денег! Но ведь ЕГЭ – это российский эксперимент! Нам бы статус и денег немного!»
В ответ министр образования Владимир Филиппов сказал, что с деньгами на ЕГЭ нынче туго. И сообщил: «Если в каком-либо регионе не будет софинансирования, мы не пойдем на проведение ЕГЭ в данном регионе».
Чего же хочет Глок и все остальные руководители регионального образования взамен финансирования?
Во-первых, выбирать самим технологию проведения ЕГЭ (например, между технологией Центра тестирования и технологией фирмы «Крок», которая была опробована этим летом в г. Северске Томской области).
Во-вторых, самим печатать свидетельства о сдаче ЕГЭ.
«Почему бы не передать функцию выдачи свидетельств в субъекты РФ? – негодуя, сказал Глок. – Мы же выдаем выпускникам свидетельства об образовании!»
Москва захотела автономного ЕГЭ. Регионы обиделись и потребовали равноправия.
Если же отдать на усмотрение региона технологию проведения ЕГЭ и распечатку свидетельств о сдаче ЕГЭ, то от идеи единого государственного экзамена мало что остается. Каждый ЕГЭ – от Москвы до Камчатки – станет сугубо региональным. И требования на нем будут предъявлять те же, что по сей день.
Пока вместо права проводить региональные ЕГЭ по своему усмотрению Министерство образования предлагает региональным чиновникам множество других благ. Например, восстановление системы школьных олимпиад под патронажем Совета ректоров. Или право зачислять 10 процентов выпускников в вузы на бесплатные бюджетные места по собственному желанию.
«Хотите – детей профессоров, хотите – детей пожарных», – хладнокровно прокомментировал Владимир Филиппов.
Но настроение среди региональных руководителей образования от этих посулов не улучшается. Воодушевленные примером Московского департамента образования, они, похоже, больше не хотят по приказу министерства прыгать с вышки в пустой бассейн.

Светлана КИРИЛЛОВА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru