ТО-ТО И ОНО
Пресс-тест
Журналисты проверили единый экзамен
на себе
На прошлой неделе министр
образования Владимир Филиппов приготовил
сюрприз для представителей центральной печати,
пишущих на школьные темы. Он пригласил их
поучаствовать в сдаче ЕГЭ. Чистота эксперимента,
за которую третий год борются чиновники,
оказалась близкой к нулю. Зато было весело.
Журналистов усадили плечом к плечу за
длинный ореховый стол, за которым проходят
обыкновенно ведомственные коллегии.
Нарушение № 1: согласно инструкции, каждый
сдающий ЕГЭ должен работать за отдельной партой.
Во избежание подсказок и лишнего шума.
Затем нам раздали пакеты с заданиями. В пакетах
лежали цветные листки – голубой и розовый.
Ошибка № 2: многие дети страдают от рождения
дальтонизмом и не в состоянии различить бумаги
по цвету.
Секретные бланки, каждый из которых был
промаркирован специальным штрих-кодом,
содержали задания по русскому языку.
Осечка № 3: задание у всех 25 «выпускников» было
одно и то же, что строго запрещается. Согласно
технологии проведения ЕГЭ, у каждого ученика
должен быть свой, оригинальный вариант вопросов
и задач.
И началось... «Что такое примыкание? Этот тип
связей мы в свое время не проходили!» –
пожаловалась репортер «Московской правды». «А
если я пишу как курица лапой, вы разберете мой
почерк?» – заволновался кто-то из
телевизионщиков. «Ребята, спасайте! Шестое
задание! Как правильно: “три дочери” или “трое
дочерей”?» «Товарищ инструктор! Я не понимаю
вопроса, он звучит двусмысленно, это нечестно!»
Представитель Центра тестирования Министерства
образования РФ, милая женщина Светлана Кузнецова
лишь руками развела: «Простите, но я не имею права
консультировать. Выворачивайтесь сами...»
Бреда в тестовых материалах было много. К
примеру, зачем будущему физтеховцу знать, что
такое «последовательное подчинение в
придаточных предложениях»? Или без пяти минут
биологу – уметь распознавать в тексте
«прилагательное, образованное
приставочно-суффиксальным способом»?
Главные трудности начались, когда составители
чудо-вопросников потребовали определить
основную мысль большого текста «про веру» из
книги Симона Соловейчика «Педагогика для всех».
В эту минуту в ход экзамена вмешалась поистине
сама судьба: ведь именно основатель газеты
«Первое сентября» Симон Львович Соловейчик
больше чем кто-либо другой в этой стране
противился приходу единых тестов и стандартов в
наше образование! Его знаменитая статья «Дорогая
цена мнимого порядка» просто взбесила
тогдашнего министра образования.
«Ну что, теперь вы убедились, что не так страшен
тест, как вы сами его малюете? И что это совсем
даже не тест!» – победно обратился г-н Филиппов к
проэкзаменованной публике.
Странный вопрос: всякий тест предполагает выбор
одного правильного из нескольких предлагаемых
ответов. И в инструкциях к заданиям, которые мы
решали, было черным по белому написано: «Внесите
в таблицу буквы выбранных ответов». Да и в особых
творческих заданиях для вузов (тип «С»),
предполагающих развернутый ответ, инструкция
опять повелевает: система оценивания заданий
«должна включать... вариант (варианты, образцы)
правильных ответов и, по ряду учебных предметов,
решения».
Значит, мы все-таки сдавали тест, господин
министр?
Технологи ЕГЭ затевали экзамен для
представителей прессы в надежде превратить его в
эффектную PR-акцию. А получилась антиреклама. Так
и осталось невыясненным, сколько из 25 наличных
работников пера и диктофона выбросили свои
бланки в мусорные корзины. Хотя в кулуарах первый
заместитель министра Виктор Болотов признался,
что на подобном показательном экзамене для 300
профессоров столичных вузов в контрольную
комиссию были возвращены лишь... две работы!
Надо было видеть, с какой торжественностью
министр объявил баллы победителей («пятерки за
храбрость»), которые ровным счетом ничего не
говорили ни о качестве знаний журналистов, ни о
числе реально выполненных ими задачек. И здесь
экзаменаторами была допущена последняя, роковая
оплошность: вручая сертификаты о сдаче ЕГЭ,
министр Владимир Филиппов ничтоже сумняшеся
оценивал каждого из нас по 100-балльной шкале.
Членораздельно и громогласно, в микрофоны.
Острые споры идут в учительском стане о
сохранении анонимности работ при оглашении
итогов ЕГЭ (на то и штрих-код). А теперь взрослые
люди, среди которых было немало «золотых перьев»,
известных всей стране, на себе прочувствовали,
каково это – быть оцененным публично, при свете
софитов и под прицелом телекамер...
В общем, все было понарошку, но уж очень похоже на
правду!
Антон ЗВЕРЕВ,
“Новые Известия” – специально
для “Первого сентября”
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|