Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №73/2003

Третья тетрадь. Детный мир

ТЕРРИТОРИЯ РИСКА 
 

Эта статья основана на материалах анкетного опроса 2983 учащихся 7, 9 и 11 классов московских общеобразовательных школ. Цель опроса состояла в том, чтобы изучить отношение учащихся к таким формам подростковой девиации (отклоняющегося поведения), как курение, употребление алкоголя и наркотиков. Полученные материалы мы сгруппировали вокруг трех сюжетов: 1) распространенность указанных форм поведения среди подростков; 2) факторы, мотивирующие подростка к указанным девиациям; 3) специфика реакций на такое поведение со стороны ближайшего социального окружения (родители, одноклассники и учителя).
В.С.СОБКИН, доктор психологических наук, академик РАО;
З.Б.АБРОСИМОВА, Д.В.АДАМЧУК, Е.В.БАРАНОВА

«Дети до...» становятся все младше

Курение, алкоголь, наркотики в подростковой среде

…и с разочарованием грустно думал:
«Верно, я еще не совсем большой,
если не могу курить, как другие,
и что, видно, мне не судьба, как другим,
держать чубук между средним и безымянным пальцем,
затягиваться и пускать дым через русые усы».

Л.Н.Толстой
«Детство. Отрочество. Юность» (глава «Я большой»)

Возрастной кризис

Первая общая тенденция для всех рассматриваемых нами видов отклоняющегося поведения состоит в том, что на рубеже 9 класса резко возрастает число учащихся, которые курят, употребляют алкоголь и наркотики (см. рис. 1).

Рисунок 1. Возрастная динамика учащихся, приобщенных к курению, употреблению алкоголя (раз в неделю и чаще) и наркотиков (% от общего числа опрошенных)

Рисунок 1. Возрастная динамика учащихся, приобщенных к курению, употреблению алкоголя (раз в неделю и чаще) и наркотиков (% от общего числа опрошенных)

Если в 7 классе курящих 7,8%, то в 9-м их уже около трети (31,0%). Доля систематически употребляющих пиво (раз в неделю и чаще) от 7-го к 9 классу возрастает с 7,4% до 22,9%.
Заметим также, что к 9 классу по сравнению с 7-м резко увеличивается доля подростков, которые систематически употребляют водку и другие крепкие спиртные напитки (в три раза) и употребляют наркотики (в десять раз), хотя в абсолютных числах таких подростков по-прежнему немного. Подобное резкое изменение числа подростков, демонстрирующих отклоняющееся поведение на переходе к девятому классу, на наш взгляд, не случайно.
Во-первых, это совпадает с этапом, когда начинается подростковый кризис. Во-вторых, это можно рассматривать как особый тип проявления подростковой субкультуры, формирование которой как раз и связано с данным возрастным этапом. Для подростка отклоняющееся поведение есть особый способ разрешения кризисной ситуации. А в современной подростковой культуре происходят фундаментальные изменения, когда отклонение становится нормой. Таким образом, для значительной части подростков девиация становится формой обряда возрастной инициации, обусловливая переход во взрослость. Отклоняющееся поведение становится не только нормой подростковой субкультуры, но и идеальной формой взрослости. Но можно ли подобный способ перехода на новый возрастной этап развития рассматривать как адекватный запросам самой культуры? В этой связи особой педагогической задачей становится выстраивание культуросообразных, культурно-позитивных моделей подростничества.

Что мотивирует?

Как сами подростки определяют мотивы своего поведения? Тем учащимся, которые сообщали о том, что они курят, употребляют алкоголь или наркотики, задавался специальный вопрос о причинах, которые побуждают их к этому.

Из таблицы следует, что мотивация к различным типам девиации совершенно различна.

Таблица 1. Мотивы, заставляющие курить, употреблять алкоголь и наркотики

Таблица 1. Мотивы, заставляющие курить, употреблять алкоголь и наркотики

Доминирующими мотивами курения выступают: эмоциональный дискомфорт («снятие напряжения» отметили 69,1% от общего числа курящих), фиксация зависимости («втянулся(ась), не могу бросить» – 38,6%) и провоцирующее влияние друзей («употребляют друзья» – 26,8%).
Что касается мотивации к употреблению алкоголя и наркотиков, здесь картина совершенно иная. При употреблении алкоголя абсолютно лидирует по значимости «желание выглядеть старше своего возраста» (57,2%); все остальные мотивирующие факторы существенно отстают. Для 27,3% алкоголь облегчает общение со сверстниками; для 25,1% употребление алкоголя является протестной формой поведения («потому что мне запрещают»), а 18,9% употребляющих алкоголь подростков отмечают «престижность» подобного типа поведения.
При употреблении наркотиков акцент ставится не столько на социальных факторах, сколько на субъективных эмоциональных состояниях: «желание получить удовольствие» (ровно половина – 50% употребляющих наркотики), «стремление уйти от реальности» (28,1%) и «желание снять стресс» (15,1%).
Полученные нами материалы показывают, что резкое увеличение на рубеже 9 класса числа подростков, склонных к таким формам девиации, как курение, употребление алкоголя и наркотиков, совпадает с существенными перестройками в субъективной мотивации. Происходит своеобразная трансформация подростковой субкультуры, когда девиантные формы поведения становятся формой разрешения внутренних мотивационных конфликтов.

Девиация в социальном контексте

Какие поведенческие тактики использует девиантный подросток, взаимодействуя со своим окружением, стремится ли он к сокрытию своих девиантных пристрастий?
На рисунках 3 и 4 приведены данные, которые касаются двух типов тактики: 1) стремление к сокрытию от взрослых (родителей и учителей) девиантных фактов; 2) отсутствие такого стремления в условиях терпимого отношения к подобного рода поведению.

Рисунок 2. Возрастная динамика увеличения числа интенсивно курящих и употребляющих пиво юношей и девушек в процентах от общего числа курящих и употребляющих пиво в каждой возрастной параллели.

Рисунок 2. Возрастная динамика увеличения числа интенсивно курящих и употребляющих пиво юношей и девушек в процентах от общего числа курящих и употребляющих пиво в каждой возрастной параллели.

Рисунок 3. Возрастная динамика взаимоотношений подростков с родителями по поводу курения, употребления алкоголя и наркотиков (% от числа подростков с соответствующим типом девиации)

Рисунок 3. Возрастная динамика взаимоотношений подростков с родителями по поводу курения, употребления алкоголя и наркотиков (% от числа подростков с соответствующим типом девиации)

Рисунок 4. Возрастная динамика взаимоотношений подростков с учителями по поводу курения, употребления алкоголя и наркотиков (% от числа подростков с соответствующим типом девиации)

Рисунок 4. Возрастная динамика взаимоотношений подростков с учителями по поводу курения, употребления алкоголя и наркотиков (% от числа подростков с соответствующим типом девиации)

С возрастом у подростков явно снижается доля тех, кто придерживается тактики сокрытия от родителей и учителей фактов курения или употребления алкоголя, а среди родителей и учителей по мере взросления подростков увеличивается доля тех, кто придерживается терпимого отношения к подобного рода девиациям.
Относительно употребления наркотиков мы имеем прямо противоположные возрастные тенденции. Так, от 9-го к 11 классу подростки все более склонны придерживаться тактики сокрытия, при этом позиция взрослых по мере взросления ребенка становится все более жесткой (число тех, кто склонен проявлять терпимое отношение, падает практически до нуля).
В связи с возрастанием терпимости к употреблению алкоголя и курению возникает вопрос о том, могут ли сами эти формы поведения рассматриваться как девиантные в современной субкультуре старшего подросткового возраста? Если девиантная форма поведения начинает рассматриваться взрослыми как норма для данного возраста, вполне возможно, что это отражает некий социокультурный сдвиг.
В этой связи особый интерес представляют взаимоотношения подростка со своими сверстниками (и в первую очередь с одноклассниками) по поводу тех форм поведения, которые отклоняются от принятой подростковой нормы. Поэтому мы просили тех учащихся, которые курят, употребляют алкоголь или наркотики, охарактеризовать реакции своих одноклассников на подобные формы поведения (см. табл. 2). Как видно из таблицы, отношение одноклассников к курению и к приему алкоголя у своих товарищей схоже. Здесь доминируют две реакции: либо они относятся «нормально», либо «безразлично». Случаи негативных реакций со стороны одноклассников на курение или употребление алкоголя указывают не более трех процентов учащихся.

Таблица 2. Мнения подростков о том, как одноклассники относятся к их девиациям (% от числа подростков, склонных к соответствующим видам девиации)

Таблица 2. Мнения подростков о том, как одноклассники относятся к их девиациям (% от числа подростков, склонных к соответствующим видам девиации)

Совершенно иная ситуация складывается относительно употребления наркотиков. Здесь процент лояльного отношения значительно ниже. Среди тех школьников, кто употребляет наркотики, процент указавших на «нормальное» или «безразличное» отношение к этим фактам со стороны своих одноклассников относительно низок. В то же время каждый девятый (11,1%) из употребляющих наркотики чувствует негативные реакции со стороны своих одноклассников («осуждают»); каждый четвертый (25,9%) склонен придерживаться «стратегии сокрытия», чтобы не быть осужденным (при курении или же употреблении алкоголя подобные ответы единичны). Особо отметим то, что почти каждый пятый (18,5%) из употребляющих наркотики старшеклассников отмечает, что одноклассники ему «завидуют» – это можно рассматривать как особый вид психологической защиты.
Важно отметить также ряд возрастных тенденций. С возрастом в подростковой среде явно увеличивается лояльность как к курению, так и к употреблению алкоголя. Если среди курящих семиклассников на безразличную реакцию одноклассников («им все равно») указывают 29,6%, то у одиннадцатиклассников таких уже 45,5%; «стратегии сокрытия» в 7 классе придерживается почти каждый десятый (7,4%), а в 11-м это лишь единичные случаи (0,7%).
Аналогичные возрастные тенденции проявляются и по отношению к употреблению алкоголя. Так, если в 7 классе среди подростков, употребляющих алкоголь, 39,1% указывают на то, что их одноклассники относятся к этому «нормально», то в 11-м таких уже 54,8%. Одновременно с 7-го по 11 класс падает и число придерживающихся «стратегии сокрытия» – от 6,5% до 0,7%. Что касается отношения к употреблению наркотиков, здесь возрастные тенденции прямо противоположны. Так, если в 9 классе около трети подростков, употребляющих наркотики, указывает на то, что их одноклассники относятся к этому «нормально», то в 11 классе таких лишь единицы. Наряду с этим растет ощущение или страх осуждающей реакции и доля тех, кто выбирает «тактику сокрытия».

* * *

Полученные нами материалы показывают, что в отношении разных видов девиации картина оказывается более сложной и противоречивой, чем это обычно описывается в большинстве психолого-педагогических работ и работ по возрастной психологии. Там наиболее часто девиацию рассматривают как извращенную форму проявления желания быть взрослым. Подросток «примеривает» на себя взрослые формы поведения и выбирает в качестве идеальных форм взрослости именно те формы поведения, которые жестко фиксируют границу между взрослым и ребенком (что позволено взрослому — недопустимо для ребенка).
Еще Л.Н. Толстой блестяще описал связь между актом прохождения возрастной инициации и обращением к девиантным формам поведения. Николенька, сдав вступительные экзамены в университет, не только получает от папеньки четыре беленькие бумажки, гнедого Красавчика и пролетку, но и едет покупать себе табак, а вечером выпивает в кругу друзей своего старшего брата Володи. Образ взрослости у мальчика-подростка явно связан в этом случае с формами поведения, на которые наложено определенное возрастное табу.
Однако, как показали материалы нашего исследования, картина обращения к девиации носит более сложный характер. Мы можем говорить о разнообразных типах мотивационной обусловленности курения, употребления алкоголя и наркотиков, притом особо значимым подобное поведение оказывается в формировании механизмов саморегуляции.
Особый акцент следует поставить на том, что в современной социокультурной ситуации такие формы поведения, как курение и употребление алкоголя, уже не оцениваются ближайшим социальным окружением как девиация. Отношение одноклассников и взрослых к подобному поведению оценивается как «нормальное». В связи с этим возникает особая психолого-педагогическая проблема формирования установок на здоровый образ жизни. Если курение и употребление алкоголя реальным социальным окружением оценивается как норма, возникает особая задача разработки психолого-педагогических оснований воспитательной программы по формированию здорового образа жизни. Приведенные данные достаточно отчетливо показывают, что по отношению к разным видам девиации должны прорабатываться разные психолого-педагогические воспитательные стратегии.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru