РЕЖИССУРА УРОКА
Сегодня мы публикуем совершенно
замечательное письмо. Замечательное своей
честностью – в первую очередь по отношению к
себе. Именно она не позволила истинной
масштабности поднятой проблемы превратиться в
очередную риторику. Мы благодарны автору за
смелость и откровенность: ведь что там говорить,
тема-то нынче неходовая, далекая от модных
инновационных затей. И вообще какая-то она
диковинная: при всей ее остроте и повсеместности
раньше на эту тему предпочитали не
распространяться.
Ну а наши комментарии как всегда несколько
сумбурны. Очень уж многое хотелось сказать: и
тема за живое берет, и автор письма вроде как
карт-бланш нам дает, говоря, что это только на
поверхности люди жаждут, чтоб их похвалили, а на
самом деле искренне хотят узнать, как бы то же
самое, но по-своему другой человек сделал.
Надеемся, читатели “Режиссуры урока” помнят,
что цель наших выпусков – подбивать вас на то,
чтобы вы почаще устраивали досмотр личного
скарба на своей шхуне и вовремя где парус
подштопали, где корму подлатали, где шлюпку
просмолили. Починять ведь сподручнее на берегу –
до плавания. И уж если не до сентября, так хотя бы
до урока…
Потому-то мы впрок и хлопочем, надеясь, что участь
демьяновой ухи да минует наши старания.
Вячеслав БУКАТОВ, Мария ГАНЬКИНА
Золотое дно молчания
Неужто и на уроке молчание может быть
золотом?!
Меня сейчас больше всего занимает
проблема учительского многословия. Очень
хочется получить конкретную помощь, узнать, кто и
как борется с этим “недугом”. Ведь мы, учителя,
общаясь друг с другом (даже по телефону!), иногда
замечаем, как мы устали от собеседника, который в
разговоре слышит только себя и любуется только
собой. А каково ребятам?
Валентина ГУСЕВА
с. Кладово, Ярославская обл.
Часть 1. ДВЕ ИСТОРИИ ОБ УЧИТЕЛЬСКОМ
МНОГОСЛОВИИ
Каюсь, я столько раз гордилась своим
умением “заговаривать” людей. Сначала – моих
ровесников, рассказывая им бесконечные истории с
продолжением, которые рождались в моей голове
как бы сами собой, потом учеников. Любой самый
шумный класс могла так увлечь рассказом, что в
классе наступала могильная тишина.
Честно признаюсь, что по молодости я явно
злоупотребляла красноречием, стараясь все
разжевать и разложить по полочкам, лишь бы
деточки слушали мои рассказы с упоением.
Но, взрослея и мудрея, я стала замечать, что, давая
детям образцы красивой речи, я не только не
получаю желаемого результата, но даже наоборот –
их речь по-прежнему остается бедной, в ней
отсутствует образность. Я понимала, что
ежедневно происходит невосполнимая потеря, что
от меня так и уйдут в большую жизнь дети, сами
неспособные связать двух слов.
Окончательно убедиться в неправильности
выбранного мною пути помог случай, вернее, два.
Само вдохновение!
Моя замечательная коллега из соседней
школы сняла на видео собственный урок литературы
и попросила его проанализировать, но не с точки
зрения методически выверенного анализа, от
которого учителей и так уже тошнит, а с точки
зрения элементарной человеческой
заинтересованности в самоусовершенствовании
(см. комментарий 1). Я поняла ее желание (все же
люди!) услышать, чем хорош этот урок, потому что
она сама его разработала, сочинила и ей хотелось,
чтобы заинтересованная аудитория все эти ее
находки, открытия – сделанные давно,
выстраданные – заметила и отметила.
А второе желание (тайное!) – услышать не столько о
том, что у нее не получилось (ведь, согласитесь,
нет глупее ситуации, когда методист начинает
разбирать недостатки твоего урока и учить, как
надо делать, хотя методисту невдомек, что, может
быть, эти так называемые недостатки и есть самые
главные достоинства), сколько о том, как
коллега-словесник все бы это же самое сделал, но
по-другому, по-своему (браво!). Ей хотелось
провести своеобразный “мозговой штурм” и
получить массу отзывов, чтобы что-то,
согласившись, принять, а что-то напрочь отмести.
Урок был чудесный, учительница – само
вдохновение (чистый портрет меня
тридцатилетней). Но когда пришел черед отвечать
мне, я произнесла наболевшее: “Я бы постаралась
на уроке меньше говорить”. Именно постаралась,
потому что учителю бывает очень трудно
удержаться от пространных комментариев, ему,
бедному, все кажется, что дети такие глупые –
очевидных вещей не понимают. Вот он и бьется
целый урок, будто рыба об лед, сам устает, и ребята
от него устают.
О том, что учителя-говоруны безмерно изматывают
ребят, знаю из вполне достоверных источников –
из уст самих учителей. Ведь они, как только
сойдутся вместе, ни о чем, кроме школы, говорить
не умеют. Вот во время одного из таких
“педсоветов” я и услышала вторую историю.
Точно попал!
Учительница, зная о том, что к празднику 8
Марта дети будут писать ей бесконечное
количество открыток с пожеланиями “успехов в
работе и счастья в личной жизни”, попросила
сделать конкретные пожелания, которые касались
бы преподавания предмета и отношений с
учениками.
Разбирая потом открытки, хохотала до упаду, когда
читала пожелания вроде этих: “Не спрашивать
меня, когда я не хочю!”, “Не называть меня
зайчиком, а то девчёнки издразнились”, “Не
черкайте на каждой строчке красной пастой, я не
могу искать ошибки, потому что после кино у меня
слипаются глаза и в них что-то рябит”...
Но одно пожелание врезалось в память, и вот уже
двадцать лет носит его учительница в своей душе,
в самом заветном уголочке, потому что мальчик,
написавший его, погиб в Афганистане. А пожелание
осталось: “Не говорите долго о том, что и так
понятно”. Вот как точно попал! Не говорите! Юная
категоричность, почти приказ: не говорите,
слышите, не говорите, мы устали от вашего голоса,
мы устаем, потому что давно уже знаем, вы
произносите очевидные вещи, не стоит тратить на
это драгоценное время – ведь жизнь слишком
коротка!
Мне почему-то вспомнилась учительница, которая
учила биологии моих девочек, она настоятельно
твердила им: “Имейте в виду – у лягушки два
глаза!” Это превратилось в анекдот, и до сих пор,
вспоминая школьные годы и старенькую биологичку,
они смеются – до такой степени очевидны были
вещи, на которые тратилось драгоценное учебное
время.
И хоть порой нам кажется, что дети этим временем
ничуть не дорожат, на поверку выходит обратное –
дорожат, да еще как! И недостатки наши
учительские прекрасно видят, только вот не
решаются о них вслух сказать, а у нас не всегда
хватает ума и смекалки (а еще мужества), чтобы их
об этом спросить. Та учительница – сегодня один
из лучших словесников нашего района. Дети у нее
получаются и говорящие, и пишущие, потому что она
вовремя поняла, что слова – серебро, а молчание –
золото, научившись наступать на горло
собственным словам и эмоциям и слушать мнения
ребят, сколь бы нелепы и несуразны (по содержанию
и форме) они ни казались.
Да и я тоже все учусь уходить от многословия на
уроках, только у меня самой не всегда получается,
у ребят прошу помощи.
Часть 2. ДВЕ ИГРЫ-ВЫРУЧАЛКИ ДЛЯ
УЧИТЕЛЕЙ-ГОВОРУНОВ
“Крестики-нолики”
Оказывается, эта детская игра очень
помогает поддерживать нужную температуру урока,
стоит только с ребятами договориться. Вернее,
я-то с ними лишь насчет крестиков договорилась.
Сказала им:
– Если я буду рассказывать вам о том, что вы уже
знаете, не шумите и не отвлекайтесь, а просто
сложите пальцы крестиком и поднесите к губам, я
все пойму и плавно перейду к следующему вопросу
(см. комментарий 2).
– А если Димка назло будет подносить свои
крестики?
– Во-первых, один Димка мне не указ, я подожду,
когда отзовется хотя бы половина класса, а
во-вторых, Дима ничего не умеет делать назло, он
же у нас такой добрый (см. комментарий 3).
Было сначала страшновато: не скрою, заботилась о
том, не превратится ли весь урок в игру. Наверное,
оттого-то было вдвойне приятно, когда время от
времени высоко над партами стали взлетать
пальцы, сложенные не крестиком, а колечком: мол,
здорово, интересно, шпарь дальше!
Сейчас необходимость в этой игре почти отпала,
хотя уговоры с ребятами так и кочуют из класса в
класс. А отпала потому, что мы еще в начале урока
(на стадии вызова) выясняем, что дети знают по
данной теме. Это очень здорово помогает учителю,
и не только это.
Но мне все равно порой не удается уйти от
многословия, и тогда летят к губам скрещенные
пальчики – стоп! – и самолюбование,
самовыражение сами... сами... уходят прочь.
“В молчанку”
Игра, наверняка знакомая учителям.
Скорее всего и мною у кого-то подсмотрена или
где-то прочитана. Но уж так подсмотрена или
прочитана, что вошла в мою плоть и кровь. Если
найдется “хозяин”, прошу у него прощения, плачу
ему тем, что много лет внедряю в жизнь и получаю
порой прекрасные результаты.
Поскольку классы у нас маленькие, то всех
усаживаю в одну группу (раньше было по две и по
три). Ребята сдвигают парты (о приемчиках,
описанных в “Режиссуре урока”, знаю и помню, а
потому не буду повторяться, так как уверена, что
это помнят все, кто читает газету последние 5–6
лет (Что ж, спасибо, доброе слово и кошке
приятно…), усаживаются вокруг них. Каждый берет
лист бумаги, ручку и дает обет молчания, сложив
пальцы все тем же крестиком.
Задание: объяснить, почему слово “решётка”
пишется с буквой “ё”, а не “о”. Листы двигаются
по кругу, а я только молча слежу за потугами моих
молчунов, замечания и пояснения я делать не имею
права, так как обет молчания касается и меня.
Отмечаю только, что дело движется в правильном
направлении, поднимаю вверх большой палец.
А у них в ходу и корни, и суффиксы, и ударение, и
шипящие (вижу, что рядом с ними гусь нарисован –
вытянул шею вверх, шипит, значит; а “художник”
лукаво так на меня посматривает: мол, поняла ли
намек? Поняла-поняла, да только и глазом не
моргнула!).
А вот и решето появилось, листок передвигается, и
у соседа возникает большой вопросительный знак.
Что? Про решето не слыхивал? Здорово. Ну,
посмотрим, как следующий объясняющий назначение
этого самого решета объяснит. Еле сдерживаюсь,
так бы и подсказала, но не могу, развожу руками –
что, мол, делать? А он уже и сам догадался,
нарисовал пирог, а от него стрелочку провел в
сторону ведра (квашня, значит?), а в это ведро из
решета сыплется мука (умничек, у мамы подглядел!),
посмотрим, что-то дальше будет? А дальше
мужичок-лесовичок и того больше учудил –
нарисовал дом, на доме сидит дядька и кроет крышу.
Я даже сама растерялась, спрашиваю взглядом: “А
при чем тут мужик и крыша?” Он мне стрелочками на
доски показывает, которые как-то редко на этой
крыше лежат, ничего понять не могу, да и сосед его
тоже, поэтому листочек так и двигается дальше.
Это уже потом, подводя итоги урока, я спросила:
– А при чем здесь все-таки мужик и эта дырявая
крыша?
– Да не дырявая она вовсе, – разъяснил
мужичок-лесовичок. – Это дядя Леша крышу на своем
новом доме обрешетил, сейчас крыть начнет. А
иначе к чему же он шифер будет приколачивать?
– Логично. Ты прости меня (см. комментарий 4), а
слово-то хорошее, редкое, теперь такое и не
услышишь – мало стали нового жилья строить.
Такой урок кому-то покажется тоже пустой тратой
времени, недостатком в моей работе, а спросите
ребят через год или через два – они все наши
восторженные монологи напрочь забудут, а вот то
“решето” – ни за что и никогда. (Молодчина!
Просто здорово!)
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|