Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №72/2003

Первая тетрадь. Политика образования

ДОКУМЕНТЫ

Многие руководители инновационных школ в ходе проведения лицензионных экспертиз и процедур аттестации не находят взаимопонимания с методистами органов управления образованием по поводу использования нетрадиционных методов оценивания результатов образовательной деятельности. Стоящие на традиционно консервативных позициях управленцы не могут смириться с иной системой оценки успеваемости, кроме пятибалльной. Однако в соответствии с подпунктом 16 пункта 2 статьи 32 ФЗ «Об образовании» осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации относится к компетенции образовательного учреждения, а следовательно, исходя из смысла закона, во внутренних корпоративных актах, являющихся приложением к Уставу школы, образовательное учреждение самостоятельно в выборе методов и форм оценки знаний учеников. Аналогичное право каждого педагога закреплено также в пункте 4 ст. 55 ФЗ «Об образовании». Применение пятибалльной системы оценок является обязательным лишь при проведении итоговой аттестации выпускников по окончании очередной ступени образования. Кроме того, в соответствии с медицинскими рекомендациями федеральное ведомство давно запланировало переход на безоценочную систему аттестации в младших классах школы. Мы публикуем два документа: действующую в отрасли инструкцию о применении цифровой пятибалльной системы оценок, а также недавнее методическое письмо ведомства, где даны рекомендации по составлению в том числе письменной отчетности для контрольно-ревизионных служб и локальных актов школ по проблеме использования безоценочных методик.

Дмитрий РАСТИМЕШИН

СНК РСФСР 10 января 1944 г.

Постановление
О введении цифровой пятибалльной системы оценки успеваемости и поведения учащихся начальной, семилетней и средней школы

В целях более четкой и точной оценки успеваемости и поведения учащихся, повышения требовательности к качеству их знаний Совет Народных Комиссаров РСФСР постановляет:
1. Принять предложение Наркомпроса РСФСР о замене применяемой в школе словесной системы оценки успеваемости и поведения учащихся – отлично, хорошо, посредственно, плохо, очень плохо – цифровой пятибалльной системой: 5, 4, 3, 2, 1.
2. Ввести цифровую пятибалльную систему оценки успеваемости и поведения учащихся с 11 января 1944 г.
СП РСФСР, 1944, № 4, ст. 24

Утверждена народным комиссаром просвещения РСФСР
29 февраля 1944 г.

Инструкция о применении цифровой пятибалльной системы оценки успеваемости и поведения учащихся начальной, семилетней и средней школы

В связи с приказом народного комиссара просвещения РСФСР от 10 января 1944 г. за № 24 «О введении цифровой пятибалльной системы оценки успеваемости и поведения учащихся начальной, семилетней и средней школы» Управление начальных и средних школ Наркомпроса РСФСР предлагает руководствоваться следующими указаниями:

I. При оценке успеваемости учащихся

1. Балл «5» ставится в том случае, когда учащийся исчерпывающе знает весь программный материал, отлично понимает и прочно усвоил его. На вопросы (в пределах программы) дает правильные, сознательные и уверенные ответы. В различных практических заданиях умеет самостоятельно пользоваться полученными знаниями. В устных ответах и письменных работах пользуется литературно правильным языком и не допускает ошибок.
2. Балл «4» ставится в том случае, когда учащийся знает весь требуемый программой материал, хорошо понимает и прочно усвоил его. На вопросы (в пределах программы) отвечает без затруднений. Умеет применять полученные знания в практических заданиях. В устных ответах пользуется литературным языком и не делает грубых ошибок. В письменных работах допускает только незначительные ошибки.
3. Балл «3» ставится в том случае, когда учащийся обнаруживает знание основного программного учебного материала. При применении знаний на практике испытывает некоторые затруднения и преодолевает их с небольшой помощью учителя. В устных ответах допускает ошибки при изложении материала и в построении речи. В письменных работах делает ошибки.
4. Балл «2» ставится в том случае, когда ученик обнаруживает незнание большой части программного материала, отвечает, как правило, лишь на наводящие вопросы учителя неуверенно. В письменных работах допускает частые и грубые ошибки.
5. Балл «1» ставится в том случае, когда учащийся обнаруживает полное незнание проходимого учебного материала.
6. При определении четвертных и итоговых (в конце учебного года) оценок не допускается выведение их как средних арифметических.
Эти итоговые оценки должны соответствовать уровню знаний учащегося к моменту его аттестации.
7. В свидетельствах и аттестатах отметки об успеваемости обозначаются цифровыми баллами и в скобках наименованием:
5 (отлично);
4 (хорошо);
3 (удовлетворительно).

II. При оценке поведения учащихся

8. Балл «5» ставится за безупречное поведение учащегося в школе и вне ее.
9. Балл «4» ставится за заметное нарушение поведения учащегося. Оценка поведения баллом «4» допускается только в одной четверти.
В случае неисправления ученика педагогический совет рассматривает вопрос о дальнейшем снижении ему отметки за поведение.
10. Балл «3» ставится за серьезное нарушение поведения учащегося и служит ему предупреждением о возможном исключении из школы.
В случае неисправления ученика в установленный для него испытательный срок педагогический совет обсуждает вопрос о возможности оставления его в школе. При решении вопроса об исключении учащегося его поведение оценивается баллом «2», и ученик исключается из школы. Решение педагогического совета об исключении учащегося из школы утверждается районным (городским) отделом народного образования.
11. Выдача свидетельств аттестатов допускается только при отличном поведении ученика (балл «5») со следующей записью: «при отличном «5» поведении».
12. Учителя и классные руководители должны обеспечить регулярный просмотр дневников и четвертных ведомостей успеваемости и поведения учащихся родителями или заменяющими их лицами.
О каждом снижении отметки по поведению доводится до сведения родителей.

Сборник материалов о работе школ.
Вып. 10. М., 1944, с. 10–112

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru