Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №72/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА

Семейное чтение


Ю.М. ОРЛОВ.
САНОГЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ.
Составители А.В. Ребенок, О.Ю. Орлова.
Серия: Управление поведением, кн. 1. –
М.: Слайдинг, 2003

«Мы привыкли думать, что наше здоровье зависит от питания, медицины, экологии и, наконец, от человеческих отношений. Но мало кто знает, что наше здоровье и благополучие зависят от жизненной философии, составляющей принципы нашего мышления» – так начинает Ю.М.Орлов свою книгу о саногенном мышлении, в которой он раскрывает психическую структуру эмоций человека с точки зрения «поведения ума».
Ход наших мыслей, когда мы воспринимаем, оцениваем и переживаем возникающие в нашей жизни события, может разрушать или, наоборот, улучшать человеческие отношения, здоровье, сопутствовать или препятствовать достижению успеха.
Все учителя человечества предлагают укротить такие эмоции, как гнев, зависть, гордость, страх, не культивировать их. Человек не может устранить эмоцию, если она есть. Он может только не выражать ее. Важно не подавлять эти эмоции, а добиться того, чтобы они не были сильными и не стали хроническими. В условиях нашей культуры семейной жизни имеются готовые программы гневного поведения: шлепок, окрик, упрек. Наша культура использует нас для самореализации и экспансии. Но мы не только продукт культуры – каждый из нас, сам того не подозревая, является инструментом культуры. «Поэтому, – пишет Ю.М.Орлов, – если культурные стереотипы начинают автоматически программировать поведение человека, то он немедленно оказывается в эмоциональном стрессе, из которого не может найти выход».
В книге Ю.М.Орлова противопоставляются два различных стиля мышления: наиболее распространенное – патогенное, усугубляющее любую сложную ситуацию в отношениях людей, и саногенное, снижающее напряжение и стресс, способствующее разрешению конфликтных ситуаций и достижению согласия с окружающими и с самим собой.
Эта книга – о мудрости, о судьбе, о философии обыденной жизни. Ю.М.Орлов говорит об искусстве правильного употребления знаний, об умении отличать вещи, зависящие от нас и не зависящие. По его словам, задача человека состоит в том, чтобы «потенциал мудрости», заключенный в знаниях различного рода, сделать действующей мудростью.
Мудрость, по словам Ю.М.Орлова, состоит в том, чтобы заранее распознавать скрытые ошибки не только ориентировки (плана), но и исполнения любого поведения. «Обычно говорят, что глупец умен задним умом. Это не так. Он глуп даже задним умом. Мудрый человек может извлечь пользу, поняв свои неудачи и ошибки, а глупый – не может. Он по преимуществу набирается глупости задним умом… Приобретение мудрости возможно благодаря саногенному мышлению, которое усмиряет страсти и эмоции».
Плохие эмоции – ревность, обида, страх и т.п. – возникают от автоматизма мысли, которая включает автоматизм реализации гнева. Когда включается гнев, суживается, а иногда даже отключается сознание. В саногенном мышлении этот круг может быть разорван, но не отключением эмоций, а осознанием их скрытых умственных механизмов. «Эмоция должна длиться ровно столько, сколько нужно для осознания своей ошибки, разрушающей сознание», – пишет Ю.М.Орлов.
В заключение автор приводит свои ответы на вопросы, которые ему часто задают. Так, на вопрос: «Почему плох, как вы говорите, союз семьи и школы?» – Ю.М.Орлов отвечает: «Любой союз плох, если используется для слежки, насилия и принуждения. Но этот союз может быть хорошим, правда, трудно на это надеяться при современном состоянии школы. Лучше самому установить союз не со школой в целом, а с учителем вашего ребенка в целях мира и благополучия ребенка, а не слежки и контроля».
А на вопрос: «Как избежать конфликта отцов и детей, если дети не оправдывают ожиданий родителей?» – Ю.М.Орлов отвечает: «Надо строить правильные ожидания, реалистичные».

Владимир СЕВРЮГИН

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru