ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
Сколько ни читай, а стандарт все тот же...
На 17 октября в Думе запланировано
второе чтение по законопроекту
«О государственном стандарте общего
образования»
Идею образовательного стандарта пытаются
узаконить вот уже 12 лет. А государство
по-прежнему не несет никакой ответственности за
школу, и закон о стандарте вряд ли изменит это
положение.
Ко второму чтению в Думе официальное
представление о сущности стандарта не
изменилась: «Государственный стандарт общего
образования – нормы и требования, определяющие
обязательный минимум содержания основных
образовательных программ общего образования,
максимальный объем учебной нагрузки
обучающихся, уровень подготовки выпускников
образовательных учреждений».
Как мы знаем, на определение обязательного
минимума содержания образования были потрачены
огромные деньги. И все впустую – выявить этот
минимум так и не удалось. Попытки создать
методику определения уровня подготовки
выпускников тоже оказались безуспешными – они
невозможны без системных изменений в содержании
образования. А максимальный объем учебной
нагрузки обучающихся уже определен санитарными
врачами в другом нормативном акте – СанПиНе.
Но все это не останавливает ни депутатов, ни
чиновников – как Карфаген должен был быть
разрушен, так и закон о стандарте должен быть
принят. Правда, к сегодняшнему дню в нем нет самой
важной части – самих стандартов, которые теперь
будет утверждать правительство, а не Дума.
О них, кстати, вообще ничего не известно. После
бурных дискуссий по поводу программ по
литературе и математике, выплеснувшихся на
страницы газет и на экраны телевизоров, никто в
министерстве не может ответить на простой
вопрос: где проект стандартов, который
необходимо будет представить в правительство?
Впрочем, можно предположить, что в правительстве
не очень жаждут утверждать стандарт.
Столкнувшись с необходимостью разбираться в
тонкостях школьных программ по истории или по
математике, не говоря уже о литературе, члены
кабинета министров могут попросту отказаться
ставить свои подписи под стандартом.
Тогда появится новая статья в Законе «Об
образовании»: о том, что стандарт принимается
Министерством образования. С чего начали, тем и
закончат.
Зачем нужен закон в его нынешнем виде?
По замыслу депутатов, стандарт направлен на
обеспечение:
равных возможностей для всех граждан в
получении качественного общего образования;
единства образовательного пространства
Российской Федерации;
защиты обучающихся от перегрузок и сохранения их
психического и физического здоровья;
преемственности основных образовательных
программ общего образования, возможности
продолжения обучения на всех ступенях общего
образования, возможности получения
профессионального образования;
социальной защищенности обучающихся;
социальной и профессиональной защищенности
педагогических работников;
прав граждан на получение полной и достоверной
информации о государственных нормах содержания
общего образования, требованиях к содержанию
общего образования и уровню подготовки
выпускников образовательных учреждений;
основы для расчета федеральных нормативов
финансовых затрат на предоставление услуг в
области общего образования, а также для
разграничения образовательных услуг в сфере
общего образования, финансируемых за счет
средств бюджета и за счет средств потребителя, и
для определения требований к образовательным
учреждениям, реализующим государственный
стандарт общего образования».
С нашей точки зрения, из всего перечисленного
работать будут только две последние нормы:
расчет федерального норматива и требования к
школам.
Расчет на основе стандарта приведет к увеличению
нагрузки на учеников или к уменьшению
финансирования – выбирайте, что вам больше
нравится. А проверки школ на предмет выполнения
ими стандартов возродят старую добрую
процентоманию.
При этом обратим внимание на пункт 3 статьи 4
законопроекта:
«Государство гарантирует общедоступность и
бесплатность общего образования в
образовательных учреждениях в пределах,
определяемых государственным стандартом общего
образования».
Никакого механизма выполнения этих гарантий на
деле не существует.
Кто станет отвечать за невыполнение этой нормы
закона? Неужели Министерство образования?
Оно не имеет к этому никакого отношения.
Тогда, может быть, губернатор?
Но он вроде бы и не учредитель, его дело передать
деньги из федерального трансферта учителям на
зарплату.
А на муниципальном уровне и государство как
таковое уже закончилось, началось местное
самоуправление.
Подмена требований
Среди положительных сторон законопроекта о
стандарте можно выделить лишь две. Во-первых,
закон устанавливает 11-летний срок обучения –
чтобы ведомство в явочном порядке не ввело
12-летку. Во-вторых, наконец-то вводится понятие
«основных требований к обеспечению
образовательного процесса в образовательных
учреждениях общего образования», за что наша
газета долго боролась. Правда, мы считаем, что эти
требования и есть стандарт. А все остальное
должно быть предметом
общественно-образовательного договора.
Утешительный приз для инновационного движения в
этом законопроекте тоже предусмотрен, в статье 11
– «Федеральный базисный учебный план для
образовательных учреждений».
В последнем, пятом пункте этой статьи сказано:
«Образовательное учреждение вправе
осуществлять учебный процесс в соответствии с
экспериментальной образовательной программой в
порядке, определенном Правительством Российской
Федерации».
Так что маленькая возможность сохранить
инновационные и экспериментальные школы все же
осталась.
Однако при этом уже нет возможности с помощью
стандартов наладить систему финансирования
школы, создать механизм определения ее реальных
потребностей. И законодательно установить
ответственность государства за невыполнение
своих обязательств.
Если бы стандарт все это позволял, с ним можно
было бы смириться. В итоге остался один лишь кнут
– без пряника.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|