ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ
Молчание ребят
Одна из причин речевой неграмотности
детей – полное отсутствие собеседников, считает
Ольга Лабухина, директор санкт-петербургского
Центра правильной речи и грамотного письма
Почему выпускник школы не способен
самостоятельно, без помощи репетиторов или
подготовительных курсов написать на хорошую
оценку вступительное сочинение, изложение или
диктант? Отчего так заметно упала грамотность
наших детей? Чем тут помочь и как? Ведь помогать, и
как можно скорее, надо. Это очевидно.
В чем же корень беды? Еще каких-нибудь десять лет
назад ученики справлялись с курсом русского
языка и выходили из школы пусть не идеально
грамотными, но без катастрофических проблем с
письменной речью.
Ольга Аркадьевна Лабухина убеждена:
беда очень серьезна и корней у нее много.
– Происходит вымывание русского языка из школы.
Часов, отведенных на русский язык, совершенно
недостаточно. А ведь мы в России живем, в
Петербурге, и любовь к родной стране, к родному
городу прямо связана с любовью к родному языку.
Разве может патриот плохо говорить и писать
по-русски? Это же абсурд! Но простым увеличением
программных часов проблемы не решить.
– Сегодняшняя школа агрессивна?
– Дети приходят к нам зажатые, боящиеся русского
языка. «Я хочу прицепиться к последнему вагону и
уехать в Харьков к бабушке, – написал один наш
воспитанник, когда пришел к нам. – Русский не
получается, с чтением плохо, учитель требует. Я
больше не могу! Я же стараюсь...»
Ребенок не виноват, и помочь ему можно.
Многие дети приходят в первый класс с проблемами
звукопроизношения. Неразличение гласных и
согласных, перестановка звуков и слогов –
типичные трудности. Все это напрямую скажется на
правописании.
С каждым ребенком обязательно должен поработать
учитель-логопед. Но родители часто говорят:
«Моему логопед не нужен. «Р» он выговаривает, а
глупые ошибки – от невнимательности». И невдомек
им, что это не глупые ошибки – таких вообще не
бывает. Это дисграфия, нарушение письменной речи.
К сожалению, не только родители, но и многие
учителя считают дисграфические ошибки нелепыми
и объясняют их личностными качествами ученика –
небрежностью, отсутствием прилежания.
Наказывают ребенка, да что толку-то?! Дисграфию
наказаниями не исправишь. Ее причины более
серьезны – несформированность
фонетико-фонематической и
лексико-грамматической сторон речи.
Первоклашек страшно подгоняют: скорей, скорей...
Букварный период сжат донельзя. Многим ученикам
такой темп не по силам. А нынешние дети куда
слабее здоровьем. Я двадцать лет работаю и вижу:
то, что сейчас считается нормой, раньше было бы
серьезным основанием для перевода ребенка в
другой тип школы.
Ребят с трудностями письма и чтения – с
дисграфией и дислексией – все больше и больше,
чему немало способствовала компьютеризация.
Ребенок пришел из школы, родители пустили его к
компьютеру и рады, что он занят и не мешает. Да,
компьютер – атрибут эпохи, но во всем нужна мера!
Родители мечтают о красивой богатой речи
ребенка. Но с кем ему разговаривать – с
картинками на компьютере? Дети молчат. Родители
пропускают речевые проблемы у сына или дочки, а
потом артикуляторные затруднения препятствуют
формированию у ребенка беглого и правильного
чтения, овладению письмом без ошибок. Экран
компьютера не должен заменять книгу.
Ребенок переходит из класса в класс, к дисграфии
добавляется дизорфография – нарушение
орфографических навыков письма. Бывают
невероятно запущенные случаи. Ребенка атакуют
двойками, а у него просто устоялось неправильное
произнесение звуков, но никто этого не слышит.
– Родители считают, что ребенок должен как
можно раньше начинать учить английский язык.
– Форсировать иностранный у ребенка, когда у
него еще не сформировалась фонематическая
система родного языка, не стоит.
Учась в англо-американском пансионе, ребенок не
совершенствует родной язык.
Мне скажут: а как же великий Набоков, который
заговорил по-английски раньше, чем по-русски? Но
Набоков сам признавался, что у него были
трудности с произнесением звуков русского языка
и всю жизнь он говорил по-русски со специфическим
акцентом.
Один гувернер удивился, что его воспитанник не
изучает родной язык и не вполне понимает, зачем
он ему нужен. Я, говорит, за границу уеду. Но у
твоей семьи, втолковывает гувернер, бизнес в
России, как ты контракт прочтешь? А мне его,
отвечает малыш, заместитель прочтет! Такая вот
трагикомедия родительской недоработки...
В Петербурге много разноязычных семей. Детям из
таких семей требуется целенаправленная помощь в
овладении правильной русской речью – устной и
письменной.
– Как вы относитесь к тому, что в выпускных
классах нет уроков русского языка?
– В старших классах детям нужна помощь в
повторении всего курса русского языка. Я считаю
ошибкой, что в старших классах прекращают
преподавать этот предмет. Русский язык нужно
изучать каждый день.
Показатель нашей работы – успехи ребенка и
радость родителей. Семья справляется с очень
трудной и болезненной проблемой. Значит, наш
центр выполнил свою главную задачу.
Я мечтаю, чтобы такие центры появились в каждом
городе.
Адрес Центра правильной речи и грамотного
письма: 191002, Санкт-Петербург, ул. Рубинштейна, 21/13.
Телефон: (812) 117-44-22.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|