ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ
Надежда ТЕКУЧЕВА
Ростов-на-Дону
Великий, могучий, забытый...
Десять лет учим родному языку, а
выпускники пишут “палажение” и терпят
“порожение”
Мы – предметная комиссия по русскому
языку, принимаем вступительные экзамены на
вечернее и заочное отделения в университет.
Через нас проходят письменные работы
абитуриентов всех факультетов. Когда-то
сочинение было единственным видом
вступительного испытания. Теперь факультетам
предоставлен широкий выбор: диктант, тесты,
изложение, изложение с творческим заданием,
сочинение.
Но, к сожалению, вне зависимости от формы
испытания все тексты изобилуют ошибками.
Допустимая норма ошибок для оценки 3 (три) – это
пять орфографических при одной негрубой. А в
работах десять, двенадцать орфографических да
столько же пунктуационных.
Какие же это ошибки? В работах, где их двадцать
или около того, ошибки делаются в орфограммах на
самые простые правила правописания: проверяемые
безударные гласные в корнях слов, приставки на
«з»–«с», гласные после шипящих и «ц», спряжение
глаголов, мягкий знак в глагольных формах,
падежные окончания существительных. Встретились
три варианта ошибочного написания слова
положение, столько же – слова поражение.
Комиссия долго не могла понять, что это за слово
логти (оказалось – локти). А как вам такой
перенос: всадник-ов? Переносов типа по-дкинуть не
счесть. Удивил и перенос сня-ть.
Ошибки допускаются в словах, которые в
повседневной жизни встречаются на каждом шагу. И
в написании отнюдь не сложных слов,
подчиняющихся, казалось бы, широко известным
правилам, легко запоминающихся: ели-ели (еле-еле),
муровейник, выкарабколась, от части (в значении
«несколько»), увидет, увидив, прилитит. Один
абитуриент, похоже, не мог решить, как образуется
глагол прошедшего времени совершенного вида, и
оставил пробел после «н» на усмотрение комиссии.
Еще было лутшь, подприще и подчерк.
Может быть, наша орфография так трудна, что
ученики не могут ее выучить?
Конечно, в правилах русского языка есть трудные
положения, которые требуют теоретического
осмысления, но я об этих случаях не говорю
сознательно. Ошибки наших абитуриентов – на
элементарнейшие правила.
А с правилами расстановки знаков препинания
абитуриенты, похоже, и вовсе не знакомы. Ошибки в
простейших случаях: обособление деепричастий и
деепричастных оборотов, неповторяющийся союз и
при однородных членах и однородных придаточных,
в примерах типа он понял, что. Излюбленный знак
препинания – запятая после обстоятельств в
абсолютной препозиции (вдруг, в этот день, в лесу),
а также запятая между подлежащим и сказуемым.
Запомнилось предложение: свою мать (запятая) Федя
(запятая) любил.
Может, причина в излишнем волнении? Похоже, нет.
Абитуриенты имеют право вместе с родителями
посмотреть после проверки свою работу и обсудить
ее с членом комиссии. Юноша написал двадцать
третий слитно. Увидев отмеченную ошибку, заявил:
«Здесь не нужен мягкий знак. Нет, нет, здесь
лишнее ть». Родители горестно сказали, что они
написали бы
лучше.
Неграмотному письму соответствует
невразумительное содержание. Цитирую: от части
успокоенная тем, что яхта нашлась, Ассоль
возрилась на него глазами. Или: его седые кудри
безразборчиво выпали из-под шляпы.
Хороших работ единицы. А вот троечных очень
много. По количеству и качеству ошибок они близки
к двоечным.
Как же так, десять лет учим родному языку, а
ученики пишут палажение. И терпят порожение...
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|