Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №71/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ 
 

Надежда ТЕКУЧЕВА
Ростов-на-Дону

Великий, могучий, забытый...

Десять лет учим родному языку, а выпускники пишут “палажение” и терпят “порожение”

Мы – предметная комиссия по русскому языку, принимаем вступительные экзамены на вечернее и заочное отделения в университет. Через нас проходят письменные работы абитуриентов всех факультетов. Когда-то сочинение было единственным видом вступительного испытания. Теперь факультетам предоставлен широкий выбор: диктант, тесты, изложение, изложение с творческим заданием, сочинение.
Но, к сожалению, вне зависимости от формы испытания все тексты изобилуют ошибками. Допустимая норма ошибок для оценки 3 (три) – это пять орфографических при одной негрубой. А в работах десять, двенадцать орфографических да столько же пунктуационных.
Какие же это ошибки? В работах, где их двадцать или около того, ошибки делаются в орфограммах на самые простые правила правописания: проверяемые безударные гласные в корнях слов, приставки на «з»–«с», гласные после шипящих и «ц», спряжение глаголов, мягкий знак в глагольных формах, падежные окончания существительных. Встретились три варианта ошибочного написания слова положение, столько же – слова поражение. Комиссия долго не могла понять, что это за слово логти (оказалось – локти). А как вам такой перенос: всадник-ов? Переносов типа по-дкинуть не счесть. Удивил и перенос сня-ть.
Ошибки допускаются в словах, которые в повседневной жизни встречаются на каждом шагу. И в написании отнюдь не сложных слов, подчиняющихся, казалось бы, широко известным правилам, легко запоминающихся: ели-ели (еле-еле), муровейник, выкарабколась, от части (в значении «несколько»), увидет, увидив, прилитит. Один абитуриент, похоже, не мог решить, как образуется глагол прошедшего времени совершенного вида, и оставил пробел после «н» на усмотрение комиссии. Еще было лутшь, подприще и подчерк.
Может быть, наша орфография так трудна, что ученики не могут ее выучить?
Конечно, в правилах русского языка есть трудные положения, которые требуют теоретического осмысления, но я об этих случаях не говорю сознательно. Ошибки наших абитуриентов – на элементарнейшие правила.
А с правилами расстановки знаков препинания абитуриенты, похоже, и вовсе не знакомы. Ошибки в простейших случаях: обособление деепричастий и деепричастных оборотов, неповторяющийся союз и при однородных членах и однородных придаточных, в примерах типа он понял, что. Излюбленный знак препинания – запятая после обстоятельств в абсолютной препозиции (вдруг, в этот день, в лесу), а также запятая между подлежащим и сказуемым. Запомнилось предложение: свою мать (запятая) Федя (запятая) любил.
Может, причина в излишнем волнении? Похоже, нет. Абитуриенты имеют право вместе с родителями посмотреть после проверки свою работу и обсудить ее с членом комиссии. Юноша написал двадцать третий слитно. Увидев отмеченную ошибку, заявил: «Здесь не нужен мягкий знак. Нет, нет, здесь лишнее ть». Родители горестно сказали, что они написали бы
лучше.
Неграмотному письму соответствует невразумительное содержание. Цитирую: от части успокоенная тем, что яхта нашлась, Ассоль возрилась на него глазами. Или: его седые кудри безразборчиво выпали из-под шляпы.
Хороших работ единицы. А вот троечных очень много. По количеству и качеству ошибок они близки к двоечным.
Как же так, десять лет учим родному языку, а ученики пишут палажение. И терпят порожение...


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru