Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №71/2003

Третья тетрадь. Детный мир

ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ 
 

Ирина ГРУЗИНОВА

«Я аплодирую твоими ресницами»

Можно ли остановить бессвязный речевой поток, который обрушивается на нас и наших детей с экранов телевизоров, из радиоприемников и даже из книг известных издательств?

Глаза, уши и память подростков испытывают постоянное мощное воздействие безграмотности массовой культуры. Я не буду говорить сейчас об эстетическом качестве или нравственном уровне масскульта. Нет, только об элементарной грамотности написанного или пропетого. Так вот, даже минимальных приличий в обращении с русским языком там не обнаружить. Речь не об ужасающей грубости попсовых песен или коммерческого чтива, не о грязно-просторечных или прямо нецензурных выражениях, которыми масскульт переполнен, речь об орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых и смысловых ошибках.
Мои юные соседи, вернувшись из школы, сразу включают магнитофон и часами его слушают. Я невольно слушаю вместе с ними через стенку с никуда не годной звукоизоляцией: «И за твои ресницы хлопать, и за твои ладони брать, за стеклами прозрачных окон за твои губы умирать». Я спросила: что значит «за твои ресницы хлопать»? Как понимать «за твои ладони брать»? Парнишка объяснил так: «Он готов все делать вместо нее, даже хлопать ресницами и брать в свою ладонь то, что она хочет взять в свою». А девочка сказала: «Нет, он хочет трогать ее ладони и аплодировать ее ресницами». И они засмеялись: «Глупость, конечно». Посмеяться-то посмеялись, но в памяти у них засели-таки эти безграмотные строчки.
А детективы и фэнтези, поглощаемые подростками в огромном количестве?! Изумляешься: зачем в книжках названы имена редактора и корректора, если они не дают себе труда выправить безграмотные тексты? Поставить на место запятые, разобраться с правописанием и значением слов...
Вот фантастический роман про драконов и оборотней. «Волчье сердце» называется. Ребята читают, передают друг другу. Беру красный карандаш и начинаю подчеркивать бесчисленные ошибки. «Почти все из вас», «повелитель волков инкогнито принялся ждать», «прощенья не спросив», «туманной пасти огненный зрачок», «матерые волки вели себя порой, словно щенки у мамкиного вымя». А ведь у этого сочинения тираж пятнадцать тысяч экземпляров!..
«Изящные башенки, тонкие контрфорсы между ними и искусной кладкой стен». Можно предположить, что автор воображает, будто контрфорс (мощная опорная стена, опорный выступ) – что-то вроде мостика или галереи, но почему именительный падеж вдруг сменяется творительным, и догадаться невозможно.
Предел нелепости в этом романе – поведение победителя дракона. «Постылый шлем сорвав с десницы»... дальше по тексту он готов был, оказывается, вновь «всей грудью» встретить опасность (хотя «всей грудью» человек обычно дышит). От смеха долго не удавалось прочесть следующую строчку. Ясно представилось, что не только шлем на десницу, но заодно уж «вместо шапки на ходу он надел сковороду.
Безграмотный вздор выписывать быстро надоедает. Жалко бедных юных читателей, увлеченных приключениями оборотней. Они невольно засоряют память бесконечными искажениями русского языка.
Если ученик упомянет в сочинении «несъедобные» деревья, не станет склонять слово «вымя», запутается в падежах или употребит слово «десница» в значении «голова», то оценку он получит соответствующую ошибкам. Тогда он знаете что сделает? Раскроет перед экзаменатором какое-нибудь «Волчье сердце» и скажет: «Почему вы ставите мне двойку из-за ошибок, которые растиражированы в книге, написанной членом Союза писателей и выпущенной известным издательством? Почему писателям можно искажать русский язык, а мне нельзя? Мне, между прочим, простительно: это они изуродовали мой русский язык своими безграмотными текстами».


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru