Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №71/2003

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ 
 

«Погоня за системой и “научностью” преподавания естествознания в средней школе привела к тому, что этот полный увлекательного интереса и глубокой поучительности предмет превратился в какую-то невозможно сухую материю, может быть, и пригодную для “гимнастики ума” (весьма сомнительной), но, несомненно, негодную для возращения в учащихся любви и интереса к природе и ее наблюдению. Уродуя без разбора бритвой и иглой красоту природы, заслоняя системой от глаз учащихся дивную гармонию, современное преподавание естествознания в средней школе не только не привлекает к природе, но, напротив, нередко даже отвращает от нее или в лучшем случае оставляет совершенно равнодушным».
Из книги Д.Н.Кайгородова “На разные темы, преимущественно педагогические”. СПб.: Изд. А.С. Суворина, 1907
Людмила БОРИСОВА

Своя тропа

Под крышей Дарвиновского музея учат читать не учебники, а книгу, в которой все мы живем от рождения до смерти

Школа без лицензии

50 лет назад страстный любитель природы Петр Петрович Смолин, не имея диплома о высшем образовании, никаких степеней и званий, сумел создать особую систему подготовки ученых-биологов. Разношерстная полубеспризорная детвора 20-х, мальчишки из послевоенных московских дворов, подростки-шестидесятники – многие поколения прошли его школу путешествий, заседаний за полночь, дурацких песен, дальних экспедиций, увлекательных открытий из жизни животных и растений. Из кружка вышло огромное количество известных ученых и просто хороших людей, умеющих пристально вглядываться в жизнь.
Продолжение этого кружка живет сейчас под крышей Дарвиновского музея. Им руководит Екатерина Преображенская, ученица П.П.Смолина, а помогают ей выросшие кружковцы, которые принимают группы юннатов в заповедниках, читают лекции, руководят детскими работами...

Эволюция “хвоста”

Работа начинается не в кабинете, не с книгой, а в лесу, в поле, в городском парке или даже на улице. Каждые выходные – в Подмосковье: учебные экскурсии, мониторинги, описания экосистем. Каждые каникулы – во все заповедники России. Подсобными рабочими, лаборантами. Главное – сначала увидеть своими глазами, удивиться, а только потом усаживаться за стол.
Идет по лесу небольшая компания, человек 5–7. Во главе кто-то опытный: учетчик. Ему может быть 12 лет, а может – 50. Главное, чтобы узнавал голоса птиц, мог определить попавшиеся на пути растения, умел интересно рассказывать. “Хвосты” – те, кто идет за ним, – слушают, спрашивают, запоминают. И в конце концов научаются отличать песенку зяблика от чириканья воробья, а трель зарянки от голоса синицы.
“Хвост” выполняет посильную работу. Записи ведет. Деревья трясет, если нужно насекомых собрать. Землю копает. Наконец, шаги считает. Кстати, не так просто, как кажется.
Вернувшись из леса, группа садится обрабатывать данные, искать нужную информацию в определителях, учебниках. Отчет представляется и обсуждается на общекружковой конференции. Пройдет несколько месяцев или лет, и бывший “хвост” поведет новичков в лес.
Когда не знаешь, что встретишь, нужно уметь наблюдать, анализировать, делать выводы относительно причин происходящего. Исследование – это интрига, детектив.
Новое, неизвестное можно обнаружить всегда. Почему пеночка-трещотка, которая всю жизнь питалась насекомыми в лиственных лесах, в Брянской области вдруг поселилась в сосняке? На эту странность впервые обратила внимание 13-летняя Оля Кривощапова и в итоге нашла ответ.

Правила жизни

История свидетельствует, что много лет назад свобода кружковцев была почти безграничной. Хочешь – ходи каждый день или приходи раз в год. Все равно тебе будут рады. Хочешь – слушай, учись, не хочешь – так болтайся.
Зато если ты брался за дело, то не для игры, не для видимости. Тема работы всегда была по-настоящему неисследованной. Значит, и работа получалась не учебной с заранее известным ответом, а вполне научной. С открытием в конце. С возможностью использовать полученные данные в дальнейших изысканиях. С гарантией качества и точности. Сегодня требования стали ниже. И строгости, четкости в организации побольше. А рвения меньше.
Кружок – это самоуправляющийся разновозрастный коллектив, живущий по простым человеческим законам.
Кружковец должен уметь жить на природе. А значит, каждый учится разжигать огонь и готовить, ставить палатку и строить шалаш, ходить на лыжах и ориентироваться по карте, по солнцу, по звездам, учится одеваться по погоде, избегать слишком тесных контактов с большими кабанами и маленькими змейками, учится мастерить снаряжение, ходить по пересеченной местности, не промокать в болоте…
Вообще вся работа, самостоятельные занятия ведутся не только ради каких-то практических целей, а потому что это и есть содержание нормальной человеческой жизни. И желание передать другим то, что узнал, – это тоже нормально. Лишь бы нашелся желающий взять твои знания и опыт. Каждый найдет своего учителя, а учитель – своего ученика.
Чем старше кружковец, тем дальше он уходит от кружка: дальние экспедиции, институты, диссертации. Но время от времени он отправляется на выезд с малышами, приходит рассказать о своей работе на вечернее заседание, помогает кому-то из начинающих описать результаты первых исследований.
Научный руководитель, учитель должен поймать момент удивления ребенка, помочь сформулировать вопрос, подобрать умную книжку, методику работы. И еще терпеливо дождаться, пока эта работа родится у ребенка. Досрочные роды – не к добру.
Сегодня престижные лицеи, гимназии нагружают детей под завязку, держат за книгами без выходных и праздников. Но начитавшись учебников, дети не умеют читать книгу природы.
А в кружке у каждого своя тема, свои книги, свои планы, свои учителя. Свой маршрут в лесу, который проходишь один, наедине с природой.
Увы, многим работникам музеев и заповедников дети мешают. Без них тихо, спокойно, можно заниматься своими важными делами, и никто не будет путаться под ногами, задавая дурацкие вопросы. Правда, лет через 10–20 уже никто не придет в музей, в заповедник, в научную лабораторию. Их закроют выросшие у закрытых дверей дети. Или сровняют за ненадобностью с землей.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru