ЯЗЫКИ ШКОЛЫ
Александр ЛОБОК
С учителями беседовали –
Анатолий ВИТКОВСКИЙ, Наталия ИШТРИКОВА, Елена
КУЦЕНКО, Ольга ЛЕОНТЬЕВА
Буква “В”. Воспитание
Сначала – ну, просто чтобы освежить в
памяти – заглянем в любой педагогический
учебник. Что там у нас про воспитание?
«Воспитание – целенаправленное развитие
человека, включающее освоение культуры,
ценностей и норм общества. Осуществляется через
образование, а также организацию
жизнедеятельности определенных общностей. В
воспитании взаимодействуют личность, семья,
государственные и общественные институты;
учебно-воспитательные заведения, средства
массовой коммуникации, религиозные институты,
общественные организации и др.».
Вроде бы все правильно. Единственное, что не
понятно – о чем это. Не понятно, в чем нерв, в чем
проблема воспитания. Не понятно, в чем его
драматургия.
А теперь посмотрим, что думают о воспитании сами
учителя.
“Воспитание заканчивается тогда, когда
его начинают разлагать на цели и средства, на
задачи и инструменты”.
“Воспитание – это принятие, понимание,
сопровождение”.
“Если понимать под воспитанием назидание, этого
не должно и не можно делать. Ребенку претит
всякое назидание. К сожалению, большинство
коллег понимают под воспитанием вдалбливание,
принуждение, насилие”.
“Положительные изменения в ребенке происходят,
как это ни парадоксально, не тогда, когда его
ругают, отчитывают – одним словом,
«воспитывают», а тогда, когда принимают и уважают
таким, какой он есть”.
“Воспитание – не в словесных доводах и
рассуждениях. Когда твоя жизнь настолько полна и
интересна, что ребенку хочется жить такой же
жизнью, – это и есть подлинное воспитание. И
только тогда учитель становится подлинным
лидером для детей”.
“Лев Толстой говорил, что воспитание как
«делание человека по образцу» – занятие
бесперспективное, потому что люди не берут эти
образцы. Люди – такие хитрые существа, которые
ускользают от любого прямого воздействия.
Поэтому хорошо бы учить и математике, и другим
предметам, но делать это так, чтобы ребенок не
забывал про себя и думал, зачем он это делает и
кому это нужно”.
“Учитель воспитывает не действием, а скорее тем,
как он реагирует на те или иные действия своих
учеников или коллег-учителей”.
“Как бы мы ни старались воспитывать при помощи
мероприятий, мы все равно воспитываем личным
примером. Нашу суть от детей не скроешь”.
“А с целенаправленным воспитанием не
получается. Стараешься давать детям
положительные примеры, исходя из того, какими бы
хотела видеть своих детей в будущем. Но вот
проходит время, и ты действительно видишь в своих
учениках отражение себя. Но совсем не то,
которого ты добивалась. Ты узнаешь в детях те
свои стороны, которые тебе самой неприятны”.
“Как можно разделить: вот здесь я учу детей
географии, а там – учу любить людей. Если я учу
детей географии, я их все равно воспитываю”.
“Раньше я думала: как учитель я все могу. Но когда
у меня родился сын, он помог мне изменить взгляд
на моих учеников. Мой сын все делает по-своему,
часто не соглашаясь со мной, и через некоторое
время оказывается, что он прав. И благодаря сыну я
впервые научилась принимать детей такими, какие
они есть, а не такими, какими их хочется видеть”.
“Совесть – это не орган внешнего контроля, а
орган, согласующий человека с самим собой.
Никакие курсы повышения квалификации тут не
помогут”.
“Родители должны в ребенка верить. Заслужить
доверие собственного ребенка – это большой
подвиг. Дети быстрее и точнее, чем взрослые,
замечают лицемерие. А еще учитель должен уметь
прощать”.
“Результат воспитания – в умении и желании быть
внутренне свободным, в умении найти себя в жизни,
во внутренней уверенности, в умении окружить
себя любимыми и любящими людьми”.
“Измерить результаты воспитания нельзя. Можно –
заметить. И исключительно по жизни вне школы”.
“На первом родительском собрании я сказал
родителям: «Я буду учить ваших детей, а
воспитывать их должны вы, потому что это вам они
принесут в старости стакан воды». А среди
родителей оказался ректор нашего
педагогического института, и он тут же побежал на
меня жаловаться директору школы: мол, кого ты
поставил в класс моего сына – он не хочет
заниматься воспитанием. Сегодня мое мнение по
этому вопросу изменилось, и я уже не сказал бы так
никому”.
“Воспитывает все, а вот измерить результаты
воспитания действительно смогут лишь родители
сегодняшних учеников, причем лет через
пятьдесят. Или люди, которые будут жить рядом и
нуждаться в помощи. По большому счету это и есть
мера измерения”.
“Главное, чтобы наши дети оказались свободными
от каких бы то ни было идеологий. Пусть живут как
хотят, а не как им указывает какая-то светлая
идея”.
“Мы иногда от ребенка слишком многого хотим.
Создаем некий желаемый образ, к которому и
подталкиваем этого ребенка изо всех сил. Это и
называем воспитанием. Тогда как ребенок – это
личность со своим предназначением. И важно, чтобы
ребенок почувствовал уверенность в себе как в
личности. Но для этого нужно, чтобы личностями
чувствовали себя мы”.
“В воспитании, как и в жизни, граница твоей
свободы заканчивается там, где начинается кончик
носа твоего ребенка. И важно осознать
уникальность собственного носа, иначе не
научишься уважать чужой”.
“Младшие подростки сопротивляются любому
давлению со стороны взрослых, и когда помощь
предлагается слишком настойчиво, они ее
отвергают. Но это скорее говорит о неумении
взрослых найти форму помощи. Чем старше
становится ребенок, тем проще с ним договориться,
найти общий язык, понять, какая помощь ему нужна.
Старшие подростки готовы запрашивать эту помощь
и осознанно ее принимать – конечно, если они еще
не настрадались от общения со взрослыми”.
“Они сами хотят пройти свой путь. И правильно
делают: ведь чужой опыт ничему не учит. У каждого
свое представление, как ему жить, поступать. И не
надо навязывать им свои критерии, свои рамки,
свои представления о том, как правильно. Хотя
если аргументированно объяснить им, почему надо
делать именно так, большинство детей спокойно
соглашаются”.
“Если взрослые навязывают свое мнение, что же
делать, как не сопротивляться? И я бы
сопротивлялась в подобной ситуации”.
“К сожалению, к 10–12 годам дети перестают верить
взрослым. И взрослые сами в этом виноваты”.
Такой вот коллективно-собирательный
образ воспитания. Дословно воспроизведенные
реплики педагогов из Москвы и Московской
области, Санкт-Петербурга, Обнинска, Рязани,
Кирова, Воронежа, Архангельска, Гомеля...
С точки зрения любого учебника по теории
воспитания, наверное, все это поверхностно и
несистемно. Но это те акценты, которые заставляет
расставлять жизнь.
И потому хочется вчитываться в эти тезисы и
думать, предлагая свои собственные варианты
понимания того, что такое воспитание. Хочется
соглашаться или спорить и дополнять палитру
приведенных мнений своим.
Во всяком случае в этих тезисах чувствуется
дыхание реальной жизни, и потому они интересны.
Это те образы воспитания, которые всплывают в
учительском сознании в первую очередь. И потому
это тот живой материал, который и должен
становиться предметом серьезных теоретических
обобщений.
В той теории воспитания, которой еще нет, но
которую нужно создавать.
Может быть, начнем создавать эту теорию общими
усилиями?
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|