ТОРЖЕСТВА
Академический юбилей
6 октября Российская академия
образования отметила свое шестидесятилетие
Открывая торжественное заседание,
президент РАО Николай Никандров особо
подчеркнул тот факт, что храм педагогической
науки был создан в разгар Великой Отечественной
войны, когда страна жила под лозунгом «Все для
фронта, все для победы!».
Впоследствии в стенах академии работали видные
ученые – Владимир Потемкин, Иван Каиров, Василий
Давыдов, – всех и не перечислишь. Им на смену
пришло новое, не менее достойное поколение – в
последние годы более 100 сотрудников РАО были
отмечены премиями правительства и президента в
области образования.
Сегодня ученые академии принимают активное
участие в разработке стандартов, базисных
учебных планов, контрольно-измерительных
материалов для ЕГЭ, пишут концепцию профильной
школы, за что, как выразился Н.Никандров, «нередко
вызывают огонь на себя».
Характеризуя кадровый состав самой академии,
Н.Никандров был вынужден признать, что средний
возраст большинства сотрудников – пенсионный. А
для привлечения молодежи необходимы серьезные
материальные стимулы. В ближайшей перспективе
планируется переход к финансированию НИР на
конкурсной основе – сегодня же действует старая,
еще с советских времен установленная
планово-распределительная система.
Далее Н.Никандров перешел к будням
педагогической науки, которая, по его словам, все
больше ориентируется на проблемы и нужды
практики. О чем свидетельствует тот факт, что
только в 2002 году сотрудниками РАО было выпущено
529 программ, учебников и учебно-методических
пособий. Президент РАО посетовал на то, что
«авторы школьных учебников неизвестны широкой
аудитории, хотя они достойны популярности не
меньше, чем эстрадные звезды».
Свой доклад президент РАО закончил на мажорной
ноте: «Академия вернула себе общественное
признание, и мы можем с оптимизмом смотреть в
будущее».
Вслед за Николаем Никандровым выступил Владимир
Филиппов. Его речь была краткой и неожиданной. С
одной стороны, он отметил, что российское
образование – лучшее в мире. И в этом заслуга
педагогической науки. С другой стороны, наши
учащиеся показали самые плохие результаты по
сравнению с другими странами в международном
исследовании PISA в 2000 году.
«Мы вместе отвечаем за модернизацию
образования», – предупредил министр. И пообещал,
откликаясь на жалобу о безвестности, в которой
пребывают авторы школьных учебников, что страна
«вскоре узнает своих героев», поскольку
Министерству образования предоставили эфирное
время на телевидении.
Еще Владимир Филиппов обнадежил собравшихся,
сказав, что «деньги будут». Правда, не уточнил,
когда именно золотой дождь прольется на головы
ученых. Зато приглашенные на торжество
представители Счетной палаты поспешили заверить
присутствующих, что они обязательно
проконтролируют расходование этих средств.
В отличие от Н.Никандрова и В.Филиппова
вице-президент РАО Владимир Борисенков выступил
с сугубо деловым и критическим докладом. В
частности, он подчеркнул, что «уровень и качество
взаимодействия педагогической теории и практики
никого сегодня не может удовлетворить». По
мнению В. Борисенкова, недостаточное внимание
ученые академии уделяют поликультурному
образованию и сексуальному просвещению
подрастающего поколения.
Больше никому слова не дали. Жанр юбилея диктовал
свои условия: все остальное время было посвящено
праздничным мероприятиям.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|