Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №70/2003

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ЛЮБИМЫЙ ГОРОД
ПРОГУЛКА

Столица деревьев

Если смотреть на Брянск из самолетного иллюминатора, то обнаружишь этот город словно погруженным в непроходимый лес. Само по себе это, в общем, не оригинально – многие русские города могут похвастаться таким соседством. Но в случае с Брянском лес зашел гораздо дальше. Время от времени он прорастает прямо в центре города. Архитектурные и исторические памятники здесь перемежаются настоящими лесными массивами. Речь идет не о парках и скверах – об истинных чащах, подобных той, где поджидал свою добычу Соловей-разбойник.
И в этом отношении Брянску нет равных. Во всяком случае среди региональных центров нашей необъятной родины.

Проспект Ленина

Проспект ЛенинаГлавная улица города называется проспектом Ленина. Именно с нее лучше начать нашу прогулку.
Проспект Ленина – признанный центр. Именно с ним связаны и вешки брянского прогресса, и, напротив, всяческие неурядицы.
Первое брянское шоссе возникло в середине позапрошлого столетия в соответствии с царским указом от 1852 года: “Предназначив устроить шоссе от Орла через Брянск до Рославля, повелеваю: в тех случаях, когда представится необходимым обратить под сие шоссе или под дорожные на нем сооружения частные земли и др. имущества, входить в надлежащее сношение с владельцами оных и в вознаграждении их за отчуждаемую собственность поступать на точном основании существующих узаконий об имуществах, отходящих из частного владения по распоряжению правительства”.
Так что первое шоссе прокладывалось, что называется, по живому.
Памятник ЛенинуПрошло сравнительно немного времени, и в 1871 году выходит новый указ государя-императора: “Ввиду крайнего неудобства существующего сообщения литейного в гор. Брянске Арсенала с станциею, расположенной близ этого города Орловско-Витебской ж. д., утвердив проект сооружения новой каменной, на означенном протяжении, мостовой (3 версты 50 саж.), повелеваем: в тех случаях, когда представится необходимым обратить под означенную дорогу частные земли и др. имущества, входить к владельцам оных в надлежащее сношение и, в вознаграждении их за отчуждаемую собственность, поступать на точном основании существующих узаконий об имуществах, отходящих из частного владения по распоряжению правительства”.
Сопоставив эти два указа, понимаешь, что в действительности русский император не сочинял все эти документы, а всего-навсего подписывал довольно типовые и не меняющиеся десятилетиями формулировки. Можно предположить, что иначе жизнь русского императора была бы адовой.
А тем временем газета “Брянский вестник” стращала жителей такими сообщениями: “Зима на нынешний раз вышла снежная, снегу выпало чрезвычайно много, и местами сугробы до того велики, что идешь чуть не по грудь в снегу, словно в траншее”. “Не только трудно, а иной раз решительно невозможно шагу сделать на крутых подъемах наших гор, не рискуя сломать или, по крайней мере, вывихнуть себе руку или ногу”. “Что представляет собой Базарная площадь, особенно осенью – поистине неописуемо и несказаемо”.
ТеатрВпрочем, некоторые новшества благоприятно сказывались на всех без исключения брянских жителях. К примеру, это: “В чрезвычайном собрании Брянской городской думы 2 октября минувшего 1905 г. состоялся торжественный акт по принятию от братьев Могилевцевых устроенных ими на свой счет водопровода и электрического освещения в гор. Брянске, согласно предложения их, заслушанного и принятого думою в заседании 3 апреля 1904 г…
1) Водопровод, обслуживающий ныне нужды города, в гигиеническом и противопожарном отношениях вполне обеспечивает водою нагорные части города, подавая свыше 44 000 чистой питьевой воды в сутки.
2) Электрическое освещение, устроенное вместе с водопроводом, обслуживающее улицы центральной части города. Общая стоимость этих двух сооружений, по определению устроителя их инженера Мейера, выражается в сумме 125 000 руб.”.
Гостиница “Чернигов”А в 1907 году в городе Брянске появился первый автомобиль. Как ни странно, это был не частный экипаж, как в большинстве российских городов, а некое коммерческое предприятие, практически автобус. Его хозяин, купец Ветров, писал в Брянскую управу: “Для представления жителям города, а в особенности детям, учащимся в местных училищах, удобной и доступной платы за проезд сообщения, я вознамерился открыть автомобильное движение между городом и станциями Брянск Риго-Орловской и Московско-Киевско-Воронежской железных дорог. Предполагаемый мною для сего автомобиль на резиновых шинах будет состоять из обогревающегося вагона с сидениями для 21 пассажира. Центральная стоянка его назначается против Покровского собора”.
Автомобиль, естественно, был заграничный, с двигателем мощностью 25 лошадиных сил. 21 пассажир действительно могли сидеть, а шестеро – стоять. Ветров вложил в автомобиль двенадцать тысяч рублей, а за проезд брал всего лишь 15 копеек. Видимо, прибыли автомобиль не приносил – спустя два года предприятие закрылось.
Начать прогулку по проспекту Ленина лучше от гостиницы “Десна”. Некогда на месте этого отеля стояли корпуса технического училища, а в наши дни это одна из популярнейших гостиниц города. Рядышком с ней стоит памятник Ленину. Площадь ПартизанКстати, в отличие от большинства российских городов (тем более таких масштабных) в Брянске памятник главному большевистскому вождю поставили довольно поздно. Лишь спустя пять лет после смерти Владимира Ильича здесь наконец-то свершилось открытие первого ленинского монумента. “”Брянский рабочий” писал: “Близится самый торжественный момент. Два года тому назад по инициативе рабочих нашего округа был заложен памятник гениальному организатору и вождю мирового рабочего класса Ленину. Сегодня мы открываем этот памятник. Имя Ленина связано с нашими успехами, с успехами мировой революции. Вечная память нашему любимому организатору и руководителю. Да будут жить на всем земном шаре ленинские заветы и идеи”. С этими словами председатель горисполкома подымается на ступеньки пьедестала и осторожно тянет шнур, сдерживающий покрывало”.
Памятник партизанамО причинах столь странной медлительности в газете сказано не было.
Несколько дальше от проспекта Ленина отходит небольшой бульвар Гагарина. Он ведет к стадиону, выстроенному на месте бывшей Ярмарочной площади, и парку имени А.К.Толстого, одному из оригинальнейших российских парков. В одном путеводителе советских времен значилось: “Городской парк-музей имени А.К.Толстого известен в нашей стране и за рубежом благодаря уникальному собранию деревянных скульптур, выполненных из стволов погибших деревьев народными умельцами”. Как ни странно, это правда. Парк и вправду уникален и достаточно известен за пределами города Брянска.
Сразу же за входом в парк располагается своеобразнейшая композиция, названная “Гимн труду”. В ней участвуют Кузнец, Закройщик, Стекольных дел мастер, Деревянных дел мастер, Пекарь и Мукомол. Кроме того, там расположены черти, сказочник, Козьма Прутков, русалочка, кикимора, князь Роман Брянский и довольно странное произведение “Брянская Мадонна”, посвященное полету Юрия Гагарина.
А поэт Валентин Динабургский посвятил парку-музею трогательное стихотворение:

В парке среди лабиринта аллей
в газонах, где сумрачно-тихо,
некогда жил бетонный олень
с бетонной своей оленихой.

И высился рядом бетонный гимнаст
и два пионера бетонных.
И далее – сколько хватало глаз:
бетона, бетона тонны!

Но были, как сказки, имеют конец.
Бетонный закончился праздник.
Подобно смычку прикоснулся резец
к мертвому телу вяза…

Рождается песня. Изгибами линий
колдует стамеска над ликом богини
с загадочным взглядом, с земною улыбкой.
Струится за кадром мелодия скрипки…

Над “Брянской Мадонной” ветер зеленый
и неба глубокая даль.
И тихо роняют осенние клены
звенящие листья на черный асфальт.

АрсеналЗа бульваром Гагарина стоит драмтеатр, а напротив расположена одна из главных площадей города Брянска – площадь Карла Маркса. Именно здесь, на месте нынешней гостиницы “Чернигов”, находилось здание городской думы и управы, где решались и политические, и экономические, и бытовые вопросы. А вопросы эти, как мы уже говорили, были очень даже не просты. Вот, например, доклад гласного думы А.Баженова о состоянии городской больницы, сделанный в 1898 году:
Торговая школа“1) Воздух в больнице, вследствие отсутствия правильной вентиляции, настолько тяжел, что нужно удивляться, чем больные там дышат. Происходит это оттого, что в общих палатах лежат труднобольные и тут же в палате совершают все естественные надобности. Форточки больные не охотно отворяют, боясь холода, особенно больные в лихорадочном состоянии, а в некоторых помещениях нет даже и форточек. Для вытяжки испорченного и для притока свежего воздуха необходимо устроить правильную вентиляцию во всей больнице с таким расчетом, чтоб на каждую кровать вытягивало в час не менее 5 куб. саж. воздуха и столько же поступало свежего, причем скорость вытягивания не должна быть более 2 футов в сек.
2) Для отопления каменной пристройки устроена центральная печь, которая, потребляя массу дров, тепла почти не дает, и потому отапливаемые ею помещения зимою не могут быть заняты. Необходимо устроить новую печь, уничтожив старую.
Концертный зал “Дружба”3) Ватерклозеты настолько неудовлетворительны, что из верхнего клозета нечистоты просачиваются в нижние...
4) В больнице нет ванных комнат, что крайне вредно отзывается как на успехах лечения больных, так, в особенности, на чистоте и опрятности содержания их. Всем известно, в каком виде поступают чернорабочие в больницу, и при отсутствии ванной комнаты их приходится класть со всей их грязью и со всеми находящимися на них насекомыми, которые расползаются по палате и переселяются на других больных. Кроме того, ванны необходимы и как лечебное средство. Устройство водоснабжения и ванных комнат обойдется, по исчислению инженера-технолога Боровича, в сумму до 800 руб.
Храм5) В больнице нет отдельного помещения для заразных больных, и такие больные помещаются вместе с незаразными, почему возможна передача болезни от соседа к соседу. Необходимо имеющийся при больнице флигель освободить от находящихся там старцев, которые помещены не для лечения, а лишь в силу того, что по дряхлости они требуют за собой особого ухода, например разбитые параличом и одержимые старческим недугом, и потому было бы желательно устроить их хотя и при больнице, но на ином, более дешевом содержании, а занимаемый ими флигель приспособить для заразных больных”.
Естественно, одним постановлением решить подобные проблемы было сложно.
От площади Карла Маркса проспект Ленина идет к другой крупнейшей площади города Брянска – площади Партизан. Правда, по сторонам не так много исторических памятников, зато есть магазины (в том числе несколько книжных). Кроме того, по дороге можно завернуть на улицу Емлютина и посетить художественный музей.
На площади же Партизан турист вознаграждается зрелищем колоссального памятника народу-победителю и возможностью побродить по залам Брянского краеведческого музея. Кстати, здесь же расположен краеведческий отдел брянской библиотеки.

Улица Калинина

Мемориал РозановуУлица Калинина располагается в нижней части центра города, совсем рядом с рекой Десной. Путешествие лучше начать с улицы Арсенальной, на которой находится древний Покровский собор. А напротив Арсенальной улицы находится собственно брянский Арсенал.
Его история ведется с 1783 года, когда Екатерина Великая сочинила указ о возведении в городе Брянске литейного двора: “На построение в Брянске литейного двора с потребною машиною и могазеинами на литье орудия и так же на зделание лафетов с заготовлением потребных снарядов подлежащую по смете сумму 149 тыс. 400 руб. повелели мы отпустить в ваше ведомство из Санкт-Петербургского для остаточных сумм казначейства, возлагая на попечение ваше в приеме и употреблении сих денег зделать зависящее от вас распоряжение”, – писала царица генерал-поручику артиллерии И.Меллеру.
Одной из основных причин был вывод Арсенала из Москвы – первопрестольная часто страдала от пожаров. В Брянске же была возможность разместить столь специфическое производство в безопасном месте – на берегу Десны. И уже в январе 1785 года в новом Казенная гимназияАрсенале были отлиты первые орудия. Артиллерии майор И.Иванов рапортовал И.Меллеру: “О произведении работ вашему высокопревосходительству имею честь донесть прошедшего литья пушки из ямы вынуты и снаружи оказались довольно глаткими… На будущей неделе будем обрезывать также и другея 2 фурмы. Зачнут изнутри выжигать и ставить в яму”.
Арсенал довольно быстро сделался известным предприятием. В 1824 году “Украинский журнал” сообщал: “Завод пушечный, называемый здесь Арсеналом… после С.-Петербургского есть лучший в России… Должно заметить, что лучшего порядка, чистоты и исправности трудно где-либо найти, какая здесь наблюдается при нынешнем начальнике сего завода”.
Но в 1903 году рабочие забастовали. Харьковский прокурор об этом доносил: “3 минувшего сентября мастеровые слесарной мастерской Брянского местного арсенала, в числе 150–170 человек, по звону в колокол, произведенному слесарем той же мастерской Сергеем Гончаровым, прекратили работу и заявили прибывшим вследствие этого в мастерскую и [исполняющему] д[елопроизводство] начальника Арсенала полковнику Волосатову и начальнику означенной мастерской полковнику Укке, что они не могут работать по существующим чрезвычайно низким расценкам и просили восстановить расценки, существовавшие в прошлом году.
Бежицкие трубыПолковник Волосатов и полковник Укке обещали увеличить расценки и затем приступили к опросу о причинах недовольства каждого мастерового в отдельности, вследствие чего работы в слесарной мастерской в зтот день не возобновились…
В ночь на 5 того же сентября в Арсенале и на дороге, по которой арсенальные рабочие ходят на работу, появились гектографированные воззвания.
В ночь на 8 сентября ротмистром Петровым произведены были в порядке положения о государственной охране обыски у мастеровых Брянского арсенала, относительно которых имелись сведения, компрометирующие их в политическом отношении, а именно, у Сергея Гончарова, братьев Лиферовых и у состоящего под гласным и особым надзором полиции Михаила Степанова Биценко, на которого падало подозрение в агитации среди рабочих Брянского арсенала и в изготовлении прилагаемого воззвания, но таковыми обысками ничего преступного не обнаружено.
Названный Гончаров при допросе объяснил, что слесарный цех Брянского арсенала решил заявить свое недовольство расценками потому, что заработная плата настолько понизилась, что существовать семейному рабочему при такай плате почти нельзя, например, он, Гончаров, зарабатывает в настоящее время в месяц 15–16 руб., и что ударил он в колокол с отчаяния, когда ему показалось, что слесаря, согласившиеся просить повышения расценок, готовы молчать по-прежнему”.
Бежицкие магазиныПосле революции старый и добрый Арсенал был переименован в Брянский механический завод и заодно переквалифицировался в соответствии с задачами эпохи. В частности, в 1928 году Буденный лично благодарил рабочих вот за что: “Несмотря на отсутствие на заводе соответствующих приспособлений для выполнения заказа, завод в короткое время наладил нормальное производство тачанок, чем и превзошел все наши ожидания”.
А после Великой Отечественной бывший Арсенал стал всего-навсего заводом дорожных машин.
Дальше по улице Калинина (дом № 125) находится один из памятников истории брянского образования – трехклассная Торговая школа. Она была основана по инициативе купцов Павла и Семена Могилевцевых, которые подали в думу следующее обоснование: “Жители среднего сословия г. Брянска, состоящие из мелких торговцев, содержателей небольших промышленных и ремесленных заведений, приказчиков и мелких служащих в разных учреждениях, не могут удоволетворяться только элементарным образованием своих детей… И дети остаются без достаточного запаса знаний для самостоятельной жизни”.
Вообще же в истории брянского образования было немало интересных моментов.
На другой стороне улицы – один из культурных центров Брянска, концертный зал “Дружба” (с трогательным деревянным храмиком недалеко от входа). А несколько далее, в доме № 91, находилась прогимназия, в которой простым преподавателем служил Василий Розанов. Он сокрушался по поводу того, что в городе ну совершенно не читают Пушкина, более того, его нигде не продают. Розанов обратился в Москву, но из первопрестольной столицы ответили, что Александр Сергеевич не продается и там, “за полным отсутствием спроса”. Розанов в этом винил модных в то время литераторов, которые якобы сговорились, чтобы весьма своеобразным способом одержать верх над великим поэтом: “Как же сделать? Встретить его тупым рылом. Захрюкать. Царя слова нельзя победить словом, но хрюканьем можно...
Бежицкое зодчествоТак “судьба” и вывела против него Писарева. Писарева, Добролюбова и Чернышевского. Три рыла поднялись к нему и захрюкали.
Не для житейского волненья,
Ни для того, ни для сего.
– Хрю! Хрю!
– Хрю.
– Еще хрю.
И пусть у гробового входа.
– Хрю.
– Хрю! Хрю!
И Пушкин угас”.
Да, Розанову было несладко учительствовать.
Этим не заканчивается список культурно-просветительных учреждений улицы Калинина. В частности, в доме № 66 располагалась Брянская казенная гимназия, а в доме № 85 в 1891 году открылся первый в городе книжный магазин (впоследствии при нем была организована и типография). Но есть смысл продолжить прогулку в городе Бежице.

Бежица

Бежицкие музеиВ наши дни Бежица входит в административные границы Брянска. Тем не менее формировался он как самостоятельное поселение и остается таковым фактически до наших дней. Градообразующим предприятием стал для него Брянский рельсопрокатный, железоделательный и механический завод (сегодня – просто Брянский машиностроительный завод) в семидесятые годы позапрошлого века. Впрочем, что сегодня, что тогда достаточно произнести “Брянский завод”, и сразу делается ясно, что речь идет именно об этом предприятии.
У истоков этого завода стояли знаменитый предприниматель Петр Ионович Губонин и гораздо менее известный инженер Виктор Федорович Голубев. Они и учредили “Общество Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода для выплавки чугуна, выделки железа и стали, приготовления из них изделий на продажу, построения всякого рода машин и принадлежностей для железных дорог и судостроения, выделки и прокатки рельсов и добычи всякого рода металлов и минералов”.
Об основателе довольно ярко отзывался граф С.Витте: “Я встречался в Петербурге с Губониным, который представлял собой толстопуза, русского простого мужика с большим здравым смыслом. Губонин начал свою карьеру с мелкого откупщика, затем сделался подрядчиком, затем строителем железных дорог и стал железнодорожной звездой”.
Бежицкий почетЭто было (и является сегодня) одним из крупнейших предприятий государства, но для туриста главное другое. Бежица – уникальный заповедник, этакий рабочий городок, в котором местами сохранился дореволюционный колорит. Здесь то и дело набредаешь на старые заводские корпуса, на проходные, на магазины, на домишки для рабочих или на особнячки для тех, кто смог “выбиться в люди”. Своеобразен и неповторим уют этого места. Казалось бы, что интересного и романтичного можно найти в простых пролетарских кварталах? Но здесь тем не менее можно. В Бежице убеждаешься, что существует настоящая рабочая романтика. Невзирая на то, что условия жизни работников Петра Губонина были очень даже далеки от идеальных.
И кстати, в Бежице находится еще один брянский музей – художников братьев Ткачевых (улица Куйбышева, дом № 2). Правда, они жили и писали при Советской власти, но музей расположился в особняке начала прошлого столетия. Так что у посетителей имеется возможность побывать в одном из домиков той, дореволюционной эпохи.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru