Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №70/2003

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ В ИНТЕРНЕТЕ

Чтобы первый поход в музей не оказался последним

Методика ненасильственного приобщения к прекрасному

Елена. Мой ребенок ни в какую не хочет ходить в музеи. Но ведь надо же как-то приобщать его к прекрасному! А как?
Ирина Хоменко. Конечно, ни с того ни с сего ребенок страстью к искусству может и не воспылать... Однако если нагрузить его этим самым искусством очень сильно, то можно отбить охоту навсегда.
На мой взгляд, есть несколько принципов приобщения детей к миру прекрасного.
Принцип первый: связь искусства с жизнью ребенка.
Например, не нужно говорить: “Пойдем в юсуповский дворец на экскурсию”. Лучше: “Пошли посмотрим, где люди жили в старые времена. И еще там елку устраивали для детей, а прямо внутри дома есть ма-а-аленький театр”.
Принцип второй: разнообразие и предметность экспонатов.
Для начала лучше выбирать такие места, где тематика экспонатов существенно различается. Например, Русский музей, где преимущественно картины и скульптуры, значительно уступает Музею связи, где куча всяких технических средств и предметов.
Принцип третий: камерность.
Начинать показывать ребенку редкие вещи лучше в небольших помещениях. Тогда он будет больше сосредоточен на экспонатах, чем на “умении хорошо себя вести”.
Принцип четвертый: добровольность.
Не нужно использовать музей как поощрение или наказание. Все же люди должны иметь особый настрой для того, чтобы воспринимать прекрасное не на фоне утреннего скандала или вечернего рева, а как приятную потребность.
Покупка машинок и другие «завлекалки» тоже не лучший способ формирования адекватного отношения к культуре. Искусство – это то, что человек выбирает САМ. Неверная тактика в начале знакомства с ним может негативно повлиять на все дальнейшее восприятие и убьет потребность желать чего-то нематериального.
Возникает естественный вопрос: “Как эту потребность разбудить?”
А для этого существует пятый принцип: личный пример.
Можно сделать так.
Сказать: “Я в такой-то музей хочу сходить. Ты идешь со мной или нет?” Хорошо бы пару раз действительно сходить куда-то самим, чтобы ребенок понял: вы были где-то, где очень интересно.
И вообще лучше демонстрировать свои вкусы, чем тащить его в сферу искусства под конвоем :)).
Принцип шестой: подготовленность ребенка к восприятию картин или реликвий.
Лучше, если вы пойдете в музей не просто так, а для того, чтобы взглянуть на что-то конкретное, о чем уже читали или узнали.
Например, мы с сыном пошли в Русский музей только после того, как неоднократно изучали картины Айвазовского (нравилось ему море). Так что лучше бы немножко подготовить малыша – встреча со знакомым всегда более приятна.
Принцип седьмой: мера.
Не нужно стараться впихнуть в ребенка побольше впечатлений. Мышление у детей только формируется, оно калейдоскопично, а потому не исключена возможность, что слишком большое количество экспонатов сольется для него в один пестрый клубок.
Поэтому вполне подходящим можно назвать такой вариант – пойти посмотреть только одну картину, скульптуру и т.д. Так и сказать: “Пошли посмотрим одну картину Васнецова”. И обязательно выполнить свое обещание.
Понимаете, ребенок не готов еще к получению удовольствия только от созерцания. Сама обстановка в общественном, строгом месте его сковывает.
Да, это будет не очень долгая поездка, но зато ребенок поймет, что культпоход – это не занудство. Да и побаловаться как следует в музее за это время он не успеет. За бабушек-смотрительниц можно не волноваться.
Приятных впечатлений!

По материалам сайта www.inter-pedagogika.ru
Консультант – Ирина ХОМЕНКО,
к.п.н., доцент кафедры педагогики РГПУ им. А.И.Герцена
Санкт-Петербург

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru