РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ В ИНТЕРНЕТЕ
Чтобы первый поход в музей не оказался
последним
Методика ненасильственного
приобщения к прекрасному
Елена. Мой ребенок ни в какую не
хочет ходить в музеи. Но ведь надо же как-то
приобщать его к прекрасному! А как?
Ирина Хоменко. Конечно, ни с того ни с
сего ребенок страстью к искусству может и не
воспылать... Однако если нагрузить его этим самым
искусством очень сильно, то можно отбить охоту
навсегда.
На мой взгляд, есть несколько принципов
приобщения детей к миру прекрасного.
Принцип первый: связь искусства с жизнью ребенка.
Например, не нужно говорить: “Пойдем в
юсуповский дворец на экскурсию”. Лучше: “Пошли
посмотрим, где люди жили в старые времена. И еще
там елку устраивали для детей, а прямо внутри
дома есть ма-а-аленький театр”.
Принцип второй: разнообразие и предметность
экспонатов.
Для начала лучше выбирать такие места, где
тематика экспонатов существенно различается.
Например, Русский музей, где преимущественно
картины и скульптуры, значительно уступает Музею
связи, где куча всяких технических средств и
предметов.
Принцип третий: камерность.
Начинать показывать ребенку редкие вещи лучше в
небольших помещениях. Тогда он будет больше
сосредоточен на экспонатах, чем на “умении
хорошо себя вести”.
Принцип четвертый: добровольность.
Не нужно использовать музей как поощрение или
наказание. Все же люди должны иметь особый
настрой для того, чтобы воспринимать прекрасное
не на фоне утреннего скандала или вечернего рева,
а как приятную потребность.
Покупка машинок и другие «завлекалки» тоже не
лучший способ формирования адекватного
отношения к культуре. Искусство – это то, что
человек выбирает САМ. Неверная тактика в начале
знакомства с ним может негативно повлиять на все
дальнейшее восприятие и убьет потребность
желать чего-то нематериального.
Возникает естественный вопрос: “Как эту
потребность разбудить?”
А для этого существует пятый принцип: личный
пример.
Можно сделать так.
Сказать: “Я в такой-то музей хочу сходить. Ты
идешь со мной или нет?” Хорошо бы пару раз
действительно сходить куда-то самим, чтобы
ребенок понял: вы были где-то, где очень
интересно.
И вообще лучше демонстрировать свои вкусы, чем
тащить его в сферу искусства под конвоем :)).
Принцип шестой: подготовленность ребенка к
восприятию картин или реликвий.
Лучше, если вы пойдете в музей не просто так, а для
того, чтобы взглянуть на что-то конкретное, о чем
уже читали или узнали.
Например, мы с сыном пошли в Русский музей только
после того, как неоднократно изучали картины
Айвазовского (нравилось ему море). Так что лучше
бы немножко подготовить малыша – встреча со
знакомым всегда более приятна.
Принцип седьмой: мера.
Не нужно стараться впихнуть в ребенка побольше
впечатлений. Мышление у детей только
формируется, оно калейдоскопично, а потому не
исключена возможность, что слишком большое
количество экспонатов сольется для него в один
пестрый клубок.
Поэтому вполне подходящим можно назвать такой
вариант – пойти посмотреть только одну картину,
скульптуру и т.д. Так и сказать: “Пошли посмотрим
одну картину Васнецова”. И обязательно
выполнить свое обещание.
Понимаете, ребенок не готов еще к получению
удовольствия только от созерцания. Сама
обстановка в общественном, строгом месте его
сковывает.
Да, это будет не очень долгая поездка, но зато
ребенок поймет, что культпоход – это не
занудство. Да и побаловаться как следует в музее
за это время он не успеет. За
бабушек-смотрительниц можно не волноваться.
Приятных впечатлений!
По материалам сайта www.inter-pedagogika.ru
Консультант – Ирина ХОМЕНКО,
к.п.н., доцент кафедры педагогики РГПУ им.
А.И.Герцена
Санкт-Петербург
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|