ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН
Долгий побег от «палочной» дисциплины
Путешествие по зарубежным школам
через полтора века после Льва Толстого
В 1860 году Лев Николаевич Толстой
отправился во второй в своей жизни раз за границу,
чтобы изучить методику школьного воспитания в
крупных зарубежных странах. Он назвал эту
поездку “путешествием по школам Европы”. По
возвращении писатель собирался выступить с
развернутым докладом на съезде народных
учителей России, с тем чтобы рассказать о
позитивном и негативном опыте обучения в
западноевропейской школе. Путешествие было
весьма обширным: Толстой посетил тогда Германию,
Францию, Швейцарию, Англию, Бельгию в поисках
образца “идеальной” школы. Но поездка оставила
в душе русского писателя много неразрешенных
вопросов. Свои впечатления от увиденного он
выразил словами: “Я мог бы написать целые книги о
том невежестве, которое видал в школах Франции,
Швейцарии и Германии”.
В школах, которые посетил Толстой во
время своей поездки, царила, что называется,
палочная дисциплина, применялись телесные
наказания, преобладало механическое
зазубривание. Побывав в народной школе города
Киссенгена, Толстой отметил в дневнике 17 июля:
“Был в местной школе. Все возмутительно и ужасно.
Молитва за короля, побои, все наизусть,
испуганные, изуродованные дети”.
А вот не менее мрачная картина, которую писатель
наблюдал в одном из французских приютов:
“Семилетние дети по свистку, как солдаты, делают
эволюции вокруг лавок, по команде поднимают и
складывают руки и дрожащими и странными голосами
поют хвалебные гимны богу и своим
благодетелям...”
По мнению писателя, Россия накануне отмены
крепостного права имела более благоприятную
картину в сфере нравственного воспитания
школьников. В то время Лев Николаевич увлекался
идеями общественного переустройства.
Прогрессивный мыслитель и общественный деятель
жаждал процветания России, но плохо знал дела в
школьной провинции и несколько идеализировал
положение со школами в родной стране. Народные
учителя выслушали доклад писателя и не смогли
ничего сказать в защиту российской школы. В
русских школах методы нравственного обучения
тоже традиционно склонялись к палочной
дисциплине, хотя и были направлены на то, чтобы
воспитывать детей в духе религиозности и
“послушания старшим и хозяевам”. Однако
усугублять картину педагоги гуманно не стали и
вслед за Толстым сделали единодушный и отчасти
утешительный для российской школы вывод:
“Палочная педагогика в Европе повсеместна,
знания дети приобретают стихийно, в основном
дома или на улице, но только не в школе”.
Попробуем в поисках идеальной дисциплинарной
системы проследовать тем же маршрутом, что и Лев
Николаевич, и узнать, как сегодня в тех или иных
странах решают вопрос с дисциплиной в
образовательных учреждениях.
Общая картина, впрочем, известна всем: палочная
дисциплина давно исчезла из европейских школ, а
сам школьный уклад здесь один из самых
либеральных в мире. Детям предоставлена немалая
свобода. И со школьной дисциплиной вроде бы дело
обстоит неплохо, хотя здесь уже общая картина
разбивается на отдельные фрагменты. В каждой
стране – свои, специфические “школьные законы”,
свои достижения и свои проблемы.
На протяжении, может быть, сотни лет самой
благополучной в сфере дисциплины остается
Швейцария. Факт вполне объяснимый: здесь
множество дорогих частных школ, здесь
практикуется разнообразие и автономность
образовательных систем, делается упор на
активный отдых и систему “мягкого
стимулирования” учеников. А вот учащиеся
шведских школ – одни из самых
недисциплинированных среди школьников 31 страны
мира. Об этом говорят результаты исследования,
проведенного Организацией экономического
сотрудничества и развития. Правда, еще в пяти
исследованных странах дела с дисциплиной в
школах обстоят хуже, чем в Швеции. В эту пятерку
входят и скандинавские соседи – Дания и
Норвегия. Причем все это весьма благополучные
страны с крепкими национальными традициями и
развитой педагогической системой.
По мнению специалистов, самой
“школьно-дисциплинированной” из северных стран
является Финляндия. Считается, что
потенциальными нарушителями дисциплины в школах
Финляндии становятся лишь те дети, кто не хочет
учиться в принципе и все равно покинет школу не
доучившись. Но доля “недоучек” здесь составляет
менее 7% (это очень хороший показатель для
европейских школ). Однако и тут с дисциплиной, по
мнению сторонних наблюдателей, все не просто. Вот
что рассказывает один из педагогов (приехавший
на стажировку в финскую школу из Канады): “Мне
довелось быть на практике в Финляндии. Вот бы
этих “ученичков” в наши канадские школы! Могут
прийти на урок с опозданием от 5 до 20 минут.
Учитель хоть и спросит причину, но вовсе не
строго, а с улыбкой, только слегка повысит тон или
дружески пожурит. На уроках можно встать
спокойно, размяться, попить водички из крана или
подточить карандаш. Можно запросто перебить
учителя какой-нибудь ерундой. Один раз учитель
при мне довольно строго сказал ученику, что со
звонком тот должен сидеть за партой, а не за
компьютером, а потом… извинялся перед ним за то,
что повысил голос! Я была просто в шоке! Я уж не
говорю о том, что местные учителя обращались ко
мне за помощью, подзывали, просили вмешаться.
Ведь я не учитель в этой школе, поэтому могла
довольно резко поставить распоясавшихся на
место. У меня было 11 таких “деток” от 14 до 17 лет.
Этого месяца мне хватило понять, что в школу
работать здесь я никогда не пойду!”
Разумеется, в этой реплике сквозит непонимание
чужих традиций и уклада европейской школы, но,
возможно, проблема несколько глубже, и ее корни
уходят в историю. Либеральное устройство
нынешних европейских школ отчасти реакция на ту
самую “палочную дисциплину”, которую некогда
увидел Лев Толстой. Канадская и американская
школы были изначально устроены чуть более
либерально, да и история у этих стран несколько
короче – и слово “дисциплина” не ассоциируется
там с муштрой. Поэтому и борьбы за свободу детей
там меньше.
Ну а если смотреть совсем в корень, то по существу
градус дисциплинарной педагогики часто задают
политики. В нарушениях детьми и подростками
общественных дисциплинарных норм они нередко
видят грозящие социальные проблемы. Так,
европейская картина борьбы за нравственный
порядок в душе подростка была бы неполной без
Британии, где специалисты всерьез обеспокоены
сексуальным воспитанием школьников и раздают
бесплатно презервативы всем детям с 11-летнего
возраста. И это в пуританской когда-то Англии, где
само слово “секс” не должно было звучать в
школьных стенах! А в Германии весы уже качнулись
в другую сторону: там озабочены тем, что вне школы
подростки разучились вести себя так, как
подобает благовоспитанным немцам, –
сквернословят, дебоширят, плюются. Политики
настаивают на введении уроков этикета в
обязательную школьную программу обучения, чтобы
хоть как-то приструнить неотесанное молодое
поколение.
И все-таки если искать более понятный для
отечественных педагогов школьный уклад, то
следует отклониться от маршрута Толстого и
пересечь океан, потому что ситуация с
дисциплиной в российских школах теперь больше
всего похожа на ситуацию в США и Канаде. Первая
причина, по которой дисциплина в школах США
по-прежнему оставляет желать лучшего, – разброс
и низкий качественный уровень преподавания.
Вторая – сокращение числа учителей. Сегодня, по
оценкам специалистов, в средних школах их не
хватает около 2 миллионов. Еще в конце
восьмидесятых американская общественность
стала бить в набат, когда из школ стали уходить
учителя, не удовлетворенные уровнем своей
зарплаты. Качество образования резко снизилось.
По мнению экспертов, американские дети слишком
много времени проводили у телевизора – в среднем
25 часов в неделю. Школьные советы подвергались
критике за то, что платили учителям слишком мало.
Те, в свою очередь, обвиняли учителей, утверждая,
что они выбирали для школьников материал
полегче, дабы каждый смог получить диплом. Вопрос
о дисциплине и вовсе не стоял на повестке дня.
Журналисты все это издевательски окрестили
“кретинизацией” учебной программы.
Ситуация не раз обсуждалась в конгрессе, и в
конце концов Джордж Буш (старший) при помощи
сенаторов определил новые цели внутренней
педагогической политики. В 1989 г. президент
поставил перед школой новые задачи, с тем чтобы
американские учащиеся обладали лучшими в мире
знаниями по математике и естественным наукам,
чтобы 90% оканчивали ее, и еще ряд других “чтобы”,
в том числе “чтобы в школах не было наркотиков и
насилия и соблюдалась дисциплина,
способствующая учебе”.
Правительство обратилось за помощью к
европейским специалистам, и те охотно
откликнулись. Так, в 1998 году в Нью-Йорке высадился
небольшой венский десант из 25 человек, а сегодня
в школах города трудятся уже 1500 человек, причем
не только из альпийской республики, но и из
других 12 стран Европы. “Да, дисциплина в местных
школах даже очень хромает, – говорит
преподаватель из Вены, – зато какой
приобретается опыт! Поверьте, но я ни на минуту не
пожалела, приехав на работу в Нью-Йорк”.
Европейские педагоги признаются, что работать в
Нью-Йорке сложнее, чем на родине. Например,
преподаватель с 23-летним стажем из Германии
отмечает, что американские школьники отличаются
от немецких (которые с куда большим уважением
относятся к своим учителям). Порой бывает очень
сложно найти контакт с классом, говорят
европейские педагоги, но не собираются
сдаваться, просто к местным ученикам нужно
подыскать свой подход. Кто выдерживает первый
год, тот продолжает работать дальше.
А довольны ли американцы тем, как следят за их
детьми в школах иностранные специалисты?
Представьте себе, нет. Они считают, что те не
способны установить необходимую дисциплину в
школах. Иностранные учителя очень часто
становятся в тупик, когда ситуация подсказывает,
что нужно принять кардинальные дисциплинарные
меры.
И все-таки у американских учителей есть
необходимые рычаги, которые в разной степени, но
способствуют поддержанию нужного
дисциплинарного градуса. Картина в каждом городе
и в каждой школе разная: где-то перенимаются
европейские методики, где-то принимаются свои, не
всегда адекватные, но максимально приближенные к
местным условиям. Вот как описывают родители
типичную “жесткую” схему школьной дисциплины
(она называется “detention” и, похоже, их полностью
удовлетворяет): “У нас, а живем мы в северном
пригороде Чикаго, во-первых, все сразу сообщается
родителям провинившегося подростка. О каких-либо
тяжелых нарушениях дисциплины становится
известно всем. Приходит из школы письмо, где
подробно расписано, что произошло, кто виноват,
какие приняты меры. Самое страшное наказание –
исключение из школы на 10 дней для младших и
навсегда для High School”.
Меньше дисциплины, больше – в каждой конкретной
американской школе этот вопрос решается
по-разному. Дисциплинарные методы, которые
предоставляют ученикам больше свободы, нежели
вне школьных стен, все менее популярны. Но и
строгую дисциплину в школах укоренять никто не
спешит. Та же система detention пользуется поддержкой
далеко не везде. По признанию многих американцев,
она иногда доходит до маразма и сильно отдает
формализмом. Хотя в общем-то detention чем-то
напоминает наши дневники, в которых записывались
замечания за малейшую провинность и родители
должны обязательно расписываться.
В Канаде картина примерно такая же: в борьбе за
школьную дисциплину практикуются довольно
жесткие, “неевропейские” методы. Вот еще один
рассказ родителей: “У нас в Монреале опоздание в
школу считается самым серьезным нарушением.
Ученик может войти после звонка в класс, пока
преподаватель не закрыл дверь, все остальные
считаются опоздавшими и должны отметиться в
офисе. Иногда за это только звонят родителям,
иногда снижают отметки, иногда выгоняют из
школы”. Согласимся, что нечто подобное
существует и в российских школах.
Правда, и в американских, и в канадских школах
письменные извещения на дом – почти всегда
единственная форма давления на учеников. И
достаточно мягкая. В записках очень часто даже не
сообщают, кто виноват в том или ином
дисциплинарном проступке. Пишут, что все
конфликтные ситуации улажены. Только дети, как
правило, одни и знают, что произошло на самом
деле. Разумеется, это касается тех проступков,
которые не повлекли за собой серьезных
последствий.
Еще один штрих, общий для дисциплинарных
портретов американской и канадской школ, –
распространено мнение, что дисциплина зависит от
контингента учащихся. В местах проживания
коренного населения, и особенно там, где родители
большинства учеников работают в сфере
производства духовных благ (т.е., по-нашему,
интеллигенты), – и школы более успешные, и
дисциплина в них лучше. Поэтому хорошая школа для
американцев сегодня та, что гарантирует
морально-нравственную атмосферу, при которой
асоциальные аспекты поведения сведены до
минимума. Не случайно у американцев вторая по
распространенности причина переезда в другой
район или город – выбор новой школы для ребенка
(первая причина, разумеется, работа). И главный
критерий “хорошей” школы – не качество
образования, а ее комфортность и уклад.
Американцы считают, что хотя смена школы не
исключает возможности каких-либо происшествий,
но все-таки значительно снижает риск, поскольку
всегда есть надежда, что рядом будут дети
родителей, неравнодушных к процессу воспитания
детей.
А как видят проблему дисциплины американские
политики? Сегодня в США решили по-новому взяться
за ту категорию учеников старших классов и
студентов, которая потенциально может забросить
учебу. Для этого на помощь призваны новейшие
технологии. Все инциденты отныне будут
прогнозироваться компьютером. Предполагается,
что уже нынешней зимой в каждой государственной
школе и вузе США будет создана новая база данных.
Преподаватели и администрация смогут
проанализировать посещение учениками уроков, их
дисциплинированность, выяснить иммиграционный
статус, уточнить уровень знаний и
экзаменационные оценки. Вся эта информация будет
храниться в единой базе. Представители
министерства образования США говорят так: “Все
студенты будут знать, что за ними постоянно
следят, интересуются ими и заинтересованы в их
успехе”.
Прошло без малого сто пятьдесят лет с той поры,
когда Лев Николаевич Толстой изучал опыт
зарубежных школ. Как и в его эпоху, сегодня далеко
не весь этот опыт подходит для России и далеко не
всегда зарубежная школа может стать примером для
подражания. Более того, как мы убедились,
педагоги разных стран понимают школьную
дисциплину совершенно по-разному. И все-таки тот
международный культурный обмен в сфере
педагогики, который практикуется в американских
и европейских школах, безусловно, ведет к
созданию нового школьного уклада. Универсальным
он, конечно, не будет никогда, но, возможно, даст
всем нам шанс сделать еще один шаг в сторону от
“палочной дисциплины” – от которой, что ни
говори, все-таки за сто пятьдесят лет школам всех
стран удалось уйти довольно далеко… И
возвращаться к ней уже не желает никто.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|