СЕДЬМЫЕ СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ
ЧТЕНИЯ
26 - 27 СЕНТЯБРЯ. МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ДОМ УЧИТЕЛЯ
«Мой ребенок – старшеклассник»
Ведущий: С.Д.ПОЛЯКОВ, профессор кафедры
психологии УГПУ, заведующий кафедрой
воспитательных проблем образования
Ульяновского ИПКиПРО, г. Ульяновск
Что знать о старшеклассниках
педагогам и родителям полезно, желательно? Чего
знать нежелательно, не нужно? Что об этом думают
сами старшеклассники?
Учителя. Хочу знать их ценностные ориентиры, в
зависимости от них буду сотрудничать. Хочу знать
увлечения своих ребят, через них могу приохотить
к своему предмету. Особо – с кем жестоко
обращаются дома.
Я не хочу знать результаты его учебы на соседних
страницах журнала. Я не хочу знать, как он
относится к школе, ко мне, и никогда не буду это
выпытывать, захочет – сам скажет. Не хочу знать
семейные тайны. Начинаю предвзято относиться к
ребятам, если узнаю что-то об их интимной жизни,
поэтому – нет, не надо.
Родители. Хочу знать проблемы, которые у моих
детей возникают, кто для них авторитет. Хочу
знать, как они оценивают разные события, знать,
какие решения они принимают в той или иной
ситуации, понимать, почему они такие. Хочу знать о
своих детях все, как бы ни было трудно и больно.
Знать, но не показывать, что знаю, и помогать.
Бывает, мы навязываем свою помощь людям, а
особенно своим собственным детям. У взрослых
много тайн, а значит, и у наших детей есть право на
тайну, и не надо туда стучаться, как бы любопытно
ни было. Не надо лезть в их проблемы, если они нас
об этом не просят, надо останавливать себя.
А как думают сами старшеклассники? У Сергея
Полякова в руках реплики десятиклассников.
Старшеклассники. Педагогам нужно знать все о
наших мыслительных особенностях, способностях.
Они должны знать, что все мы – хорошие. Что кроме
учебы у нас есть всякое другое, на что из-за
огромных контрольных не хватает сил и времени.
Педагогу ничего не нужно знать про наши школьные
грехи: чего мы не выучили, кого обманули. Не нужно
знать наши тайны и семейные проблемы. И еще – что
мы очень зациклены на отношениях друг с другом, а
не на учебе.
Родители должны знать, что я хороший человек и я
люблю их. Желательно, чтобы родители знали наших
друзей. Хорошо, когда родители знают и понимают
мое моральное состояние, что наш период очень
сложный и нас не надо в этом упрекать, а дать
больше свободы и независимости, чтобы мы
осознали себя.
Не нужно ничего знать о моих чувствах,
переживаниях, не нужно ничего знать о том, что с
нами происходит в школе.
Есть риск знания о ребенке, есть риск незнания о
нем. Риск профессиональный и риск родительский –
риск человеческий. И баланс между рисками знания
и незнания в реальной жизни постоянно
нарушается. Нет и не может быть рецепта: педагог
должен знать о старшекласснике то-то и то-то и не
должен знать того-то и того-то. В этом и проблема.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|