Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №69/2003

Третья тетрадь. Детный мир

СЕДЬМЫЕ СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ 
26 - 27 СЕНТЯБРЯ. МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ДОМ УЧИТЕЛЯ 

«Мой ребенок – старшеклассник»

Ведущий: С.Д.ПОЛЯКОВ, профессор кафедры психологии УГПУ, заведующий кафедрой
воспитательных проблем образования Ульяновского ИПКиПРО, г. Ульяновск

Что знать о старшеклассниках педагогам и родителям полезно, желательно? Чего знать нежелательно, не нужно? Что об этом думают сами старшеклассники?

Учителя. Хочу знать их ценностные ориентиры, в зависимости от них буду сотрудничать. Хочу знать увлечения своих ребят, через них могу приохотить к своему предмету. Особо – с кем жестоко обращаются дома.
Я не хочу знать результаты его учебы на соседних страницах журнала. Я не хочу знать, как он относится к школе, ко мне, и никогда не буду это выпытывать, захочет – сам скажет. Не хочу знать семейные тайны. Начинаю предвзято относиться к ребятам, если узнаю что-то об их интимной жизни, поэтому – нет, не надо.
Родители. Хочу знать проблемы, которые у моих детей возникают, кто для них авторитет. Хочу знать, как они оценивают разные события, знать, какие решения они принимают в той или иной ситуации, понимать, почему они такие. Хочу знать о своих детях все, как бы ни было трудно и больно. Знать, но не показывать, что знаю, и помогать.
Бывает, мы навязываем свою помощь людям, а особенно своим собственным детям. У взрослых много тайн, а значит, и у наших детей есть право на тайну, и не надо туда стучаться, как бы любопытно ни было. Не надо лезть в их проблемы, если они нас об этом не просят, надо останавливать себя.

А как думают сами старшеклассники? У Сергея Полякова в руках реплики десятиклассников.
Старшеклассники. Педагогам нужно знать все о наших мыслительных особенностях, способностях. Они должны знать, что все мы – хорошие. Что кроме учебы у нас есть всякое другое, на что из-за огромных контрольных не хватает сил и времени.
Педагогу ничего не нужно знать про наши школьные грехи: чего мы не выучили, кого обманули. Не нужно знать наши тайны и семейные проблемы. И еще – что мы очень зациклены на отношениях друг с другом, а не на учебе.
Родители должны знать, что я хороший человек и я люблю их. Желательно, чтобы родители знали наших друзей. Хорошо, когда родители знают и понимают мое моральное состояние, что наш период очень сложный и нас не надо в этом упрекать, а дать больше свободы и независимости, чтобы мы осознали себя.
Не нужно ничего знать о моих чувствах, переживаниях, не нужно ничего знать о том, что с нами происходит в школе.
Есть риск знания о ребенке, есть риск незнания о нем. Риск профессиональный и риск родительский – риск человеческий. И баланс между рисками знания и незнания в реальной жизни постоянно нарушается. Нет и не может быть рецепта: педагог должен знать о старшекласснике то-то и то-то и не должен знать того-то и того-то. В этом и проблема.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru