СЕДЬМЫЕ СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ
ЧТЕНИЯ
26 - 27 СЕНТЯБРЯ. МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ДОМ УЧИТЕЛЯ
«Мой ребенок – подросток»
Ведущая: И.А.ХОМЕНКО, кандидат педагогических
наук, доцент кафедры педагогики РГПУ им.
А.И.Герцена
Разговор начинается с описания
драматизма подросткового существования.
Подросток – это существо, которое преодолевает в
себе ученическую покорность и начинает строить
себя самого на свой страх и риск. Если человек не
пройдет полноценно испытания подростковостью,
он застрянет в собственном инфантилизме. Таких
случаев не перечесть. Но почему мы не умеем
видеть в подростковом возрасте ценность, а видим
только множество проблем, мешающих нам жить? Да,
подростковость – это испытание для взрослого
мира. Но может быть, боятся подростковости те, кто
сам не пережил этот возраст как полноценный?
Подростковые комплексы, подростковые страхи,
подростковая неуверенность в себе,
маскирующаяся внешней бравадой, – с чем это
связано? С тем, что в подростке зарождается новая
жизнь, которая ему неподвластна. Сплошные
проблемные зоны, вовлекающие зал в неторопливую
интеллектуальную медитацию.
Но тут в зал заглядывает Виктор Федорович
Шаталов, берет в руки микрофон, и... Сила его
личности такова, что уже через несколько минут
возникает ощущение, что нет никакого «круглого
стола» про подростков, а есть встреча с
выдающимся педагогом. Кажется, что в зале не
остается ничего, кроме бьющей со сцены
шаталовской энергии и его рассказа об
изобретенных им методах обучения, позволяющих
научить любого ребенка любым премудростям
школьной программы в невероятно короткие сроки.
Впрочем, когда микрофон попадает в руки Виктору
Зарецкому, заявленному в программе соведущим
«круглого стола», акценты существенно меняются.
Усвоение школьной программы, подчеркивает
Зарецкий, – это не самоцель. Вопрос не в том,
чтобы усвоить школьную программу, а в том, чтобы
научиться строить собственную траекторию
развития. Подросток, осознавший собственные
трудности и научившийся с ними работать, – это
гораздо более предпочтительная модель развития,
нежели подросток, эффективно и быстро освоивший
школьную программу по предложенной учителем
схеме. В первом случае учебные проблемы тоже
будут решены, но на основе развития детской
«самости». С точки зрения общих задач развития
личности это более предпочтительный вариант.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|