Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №69/2003

Первая тетрадь. Политика образования

СЕДЬМЫЕ СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ 
26 - 27 СЕНТЯБРЯ. МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ДОМ УЧИТЕЛЯ 

«Дистанционное образование: новые возможности для учеников, учителей, родителей»

Ведущий Василий КОЛЬЧЕНКО

Василий Кольченко, имея большой опыт преподавания биологии в американских колледжах, впервые в этом году вел курс заочно, не видя своих студентов и общаясь с ними при помощи компьютера.
Понятно, что когда каждый ученик сидит у себя дома перед компьютером, учителю не приходится следить за дисциплиной. А для ученика возникает проблема самодисциплины: нет звонков на урок, на перемену, и ты сам усаживаешь себя за уроки. Зато читать текст лекций, выполнять задания и контрольные тесты можно в удобное для себя время.
Появляется огромный простор для выбора образовательных программ и преподавателей: ты теперь не обречен на единственную школу в поселке, пространство перестало быть непреодолимым препятствием. Но преподаватель никогда не может быть уверен, сам ли ученик заполняет контрольные тесты или попросил приятеля-отличника. Кроме того, учитель и ученики не видят лиц друг друга.
Василий Кольченко сравнивает это ощущение с тем, как если бы учителю, ведущему урок, завязали глаза. Для общения остается только текст. Учитель выкладывает на сайт лекции и задания, ученики выполняют их, обсуждают, пишут письма педагогу и друг другу.
Никогда раньше ученики не были вынуждены столько писать. Навык письменной речи развивается. Если хочешь быть понятым, учись выражать свои мысли. Но при этом теряется грамотность, на ошибки перестают обращать внимание.
Безусловный минус – большое количество времени, проводимого перед монитором. К тому же Интернет – великий соблазн. И информация там самая разная, в том числе и та, что совсем не предназначена для детских глаз. Множество недостоверных сведений, трудность поиска из-за астрономического количества источников.
А еще – нашел готовый реферат на нужную тему и легким движением мыши присвоил его. Правда, преподаватели тоже не лыком шиты – появляются программы, позволяющие определить, украден текст или написан самостоятельно. (Надо думать, на них ушлые студенты вскорости напишут «антипрограмму».)
А учитель, его-то время экономится? Ничего подобного. Учитель затрачивает раза в три больше времени по сравнению с традиционной формой обучения. Ведь тексты нужно внимательно прочитать и дать внятный, содержательный ответ на каждый. А это занимает гораздо больше времени, чем обмен устными репликами на уроке.
Главный минус дистанционного обучения – отсутствие непосредственного общения, которым пронизана вся жизнь в обычной, не заочной, школе. Чтобы преодолеть это, Василий Кольченко завел дискуссионную доску, где студенты общаются уже не по поводу биологии, а просто так. Разговор открыт для всех, но можно написать и адресно, конфиденциально. Поэтому Василий первым делом с утра «бежит» в Интернет, читает появившиеся сообщения. Первое время сильно опасался, что гадости станут писать. Это ведь не классная доска, не пристыдишь безобразника. Стереть, конечно, можно, но как-то неловко. Очень, говорит, трудно учителю, привыкшему работать в классе: теряешь ощущение контроля за ситуацией.
С другой стороны, люди, не видящие мгновенной реакции одноклассников, гораздо откровеннее в своих высказываниях. И перед учителем меньше робеешь, когда видишь всего лишь экран монитора, а не его нахмуренные брови и пальцы, постукивающие по столу. Поэтому пишут педагогу многие, даже те, кто в классе всегда молчал бы.
Конечно, компьютер не только отнимает учительское время. Большую часть работы он позволяет сделать во много-много раз быстрее, чем раньше. Методические материалы, планы уроков, иллюстрации, видео-, аудиоматериалы по любой теме для любого класса – остается только выбрать из множества вариантов. Не нужно пятьдесят раз напоминать о предстоящем празднике или родительском собрании, достаточно вывесить сообщение на виртуальной доске объявлений, как и расписание, оценки и множество другой информации для учеников и родителей.
А ученики, которые не могут выполнить домашнее задание, могут обратиться за консультацией в службу помощи. Если никак не можешь разобраться в трудной теме, тебе поможет консультант из учителей-волонтеров, работающих бесплатно.
То есть компьютер все равно остается только средством. Чтобы ребенок научился чему-то, ему необходим другой человек.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru