СЕДЬМЫЕ СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ
ЧТЕНИЯ
26 - 27 СЕНТЯБРЯ. МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ДОМ УЧИТЕЛЯ
«Школа, учитель, ученик – право на
нестандартность»
Ведущая: И.Д.ДЕМАКОВА, доктор педагогических
наук,
заведующая кафедрой педагогики и психологии
АПКиПРО, г. Москва
Семинар по такой теме просто не
мог быть скучным и предсказуемым. Так и
случилось. Ведущая, Ирина Дмитриевна Демакова,
начала с того, что предложила сыграть на рояле
(«Коли уж тут оказался рояль, и не в кустах, а
прямо в зале»). Поэтому с самого начала стало
понятно: придется перестроиться на
нестандартный лад прямо сию минуту. Никто в зале
ничего не записывал старательно в блокнотах –
некогда было. Зато удалось не только услышать о
нестандартном образовании, но и побывать на
таком занятии.
Весь разговор строился как многоголосый диалог.
В нем звучали присланные Ирине Дмитриевне письма
педагогов из разных стран, строчки поэтов,
рассказы учителей из зала… Давая определение
нестандартной школе, гости пели, составляли
толковый словарь и даже создавали скульптуры –
символы стандартной и нестандартной школы. Было
высказано предположение, что стандартных школ
нет вообще: все школы разные.
И учителя тоже разные. Тот, кто подчиняется общим
правилам, может стать частью обезличенной
системы. Если же работать по-своему. И
поплатишься за это. Поскольку собрались в зале
педагоги с немалым стажем, у многих нашлось что
рассказать и об увольнениях, и о дисквалификации,
и о бесчисленных выговорах за те формы работы,
которые сейчас называют инновационными.
Некоторые студентки, присутствовавшие в зале,
слушали с явным ужасом и недоверием. Хорошо, если
бы эти рассказы так и остались для них
страшилками из далекого прошлого.
Никто не может подарить право работать
нестандартно. Только ты сам. И происходит это в
тот момент, когда ты перестаешь радоваться
послушному ученику и признаешь за каждым
ребенком право быть неудобным, уникальным.
Ирина Дмитриевна предложила сидящим в зале
вспомнить истории из собственного детства, когда
взрослые были несправедливы. Возвращаясь к
своему детству мы приходим от педагогики знания
к педагогике понимания. Вспоминая себя, мы
научаемся бережнее относиться к детям, не
вписывающимся в общепринятые рамки. А такими
почти всегда бывают талантливые ребята: и учатся
плохо, и к окружающим нетерпимы.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|