ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Новые книги
БЕНЕДИКТ САРНОВ.
ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ,
или Новые похождениz знакомых героев.
Книга для школьников и учителей.
Москва. “Текст”, 2003
Книга Бенедикта Сарнова – это настоящее
литературное расследование, в котором в живой и
доступной форме раскрываются секреты
писательского ремесла. Насыщенная примерами из
школьной программы, она рассказывает о
взаимоотношениях прототипа и персонажа,
разъясняет, чем фабула отличается от сюжета,
показывает, как в художественном отражении
реальности воплощается авторская мысль.
В первой части книги секреты творчества
раскрываются в беседах Шерлока Холмса и доктора
Ватсона – это занимательная стилизация:
расследования знаменитых сыщиков,
переквалифицировавшихся в литературоведов. В
главе “Прототип и литературный герой” Бенедикт
Сарнов устами Шерлока Холмса говорит: “…Многие
писатели, наверное, и понапридумывали обо всех
этих персонажах своих книг. Но ведь что-то же,
наверное, все-таки было? С кого-то же срисовывали
они все эти портреты, как это делает
портретист-живописец, когда рисует, как говорят в
таких случаях, с натуры? Но писатели работают не
так, как живописцы или скульпторы. Никаких
“натурщиков” и “натурщиц” у них не бывает…
Художественная литература – это ведь не физика и
не математика... Пыль впечатлений слежалась в
камень. И из этого камня художник высекает тот
образ, который сложился в его душе”.
На примерах жизненных ситуаций и характеров
исторических лиц (Наполеона, Кутузова,
Багратиона…) и неисторических героев (князя
Андрея, Пьера Безухова, семейства Ростовых…)
романа Л.Н.Толстого “Война и мир” Бенедикт
Сарнов показывает, как преображается реальная
натура под пером писателя. Он приобщает читателя
к тонкому литературоведческому анализу, кажется,
совершенно понятных классических произведений
русских писателей и показывает, что эта
“понятность” иллюзорна, что требуется высокое
интеллектуальное напряжение для того, чтобы
освободиться от поверхностных взглядов и
банальных рассуждений.
В главе “Жизненный факт и художественный сюжет”
раскрываются не только истоки сюжетов “Анны
Карениной” Л.Н.Толстого и “Сказки о Золотом
петушке” А.С.Пушкина, но и рассказывается о
драматических ситуациях в жизни великих
писателей. О том, как эти ситуации и переживания
писателей вплетаются в канву их произведений, о
том, как можно вслед за Анной Ахматовой
разглядеть “второй семантический план” детской
сказки. Привлекая к своим рассуждениям первый
вариант “Войны и мира”, Бенедикт Сарнов
раскрывает не только художественные причины
изменения первоначальных планов писателя, но и
юридические, и бытовые особенности жизни людей
прошлых веков, о которых современный читатель
мог и не подозревать.
Во второй части книги “Магический кристалл”
собеседником автора становится воображаемый
“Тугодум” – неистощимый на вопросы дотошный
читатель. Здесь обсуждаются очень важные для
понимания литературы проблемы – различие между
фабулой и сюжетом, особенности законов
художественного творчества, динамика авторской
мысли, соотношение между правдой частного случая
и правдой жизни.
На примерах пушкинской “Капитанской дочки”,
драмы Л.Н. Толстого “Живой труп”, романа
Александра Дюма “Граф Монте-Кристо” Бенедикт
Сарнов показывает, как сюжет взаимодействует с
характерами героев произведения, помогает этим
характерам выясниться, проявиться. И с другой
стороны, “не только сюжет проявляет характер, но
и характер, проявляясь, все отчетливее
вырисовываясь в сознании художника,
видоизменяет, ломает, а иногда так даже и
взрывает первоначально придуманный писателем
или взятым им прямо из жизни сюжет”.
В главе “Художественный образ” Бенедикт Сарнов
пишет, что “художественный образ – это не просто
отражение или воссоздание средствами искусства
некой жизненной реальности, но прежде всего –
запечатленная, воплощенная в этом
художественном отражении реальности авторская
мысль”. И показывает это на примерах тех
художественных образов, имена которых стали
нарицательными. Это Гамлет, Обломов, Базаров,
Хлестаков, даже Остап Бендер – живые люди,
характеры которых не укладываются ни в какие
рамки.
В воображаемых спектаклях-расследованиях,
которые достойны постановки в школьных театрах,
автор убедительно доказывает, что бессмысленны
попытки подогнать художественный образ под
какую-то одну мысль, под какое-то одно
определенное суждение, что надо отказаться от
любых этикеток, ярлыков, любых готовых
определений. “Художественный образ по самой
природе своей – многозначен. И в этой
многозначности как раз не слабость его, а сила”,
– пишет автор.
В заключение автор пишет, что художественный
образ рождается у каждого – и у писателя, и у
читателя – свой. Потому-то и существуют всемирно
известные – “бродячие сюжеты” и продолжаются
дискуссии читателей – школьников и учителей,
коллег-писателей и литературоведов о вечных
спутниках человечества – принце Гамлете,
Дон-Кихоте, Родионе Раскольникове…
Книга Бенедикта Сарнова приобщает и учителей, и
школьников к ведущимся веками обсуждениям, может
оказать неоценимую помощь учителям словесности
практически в любых классах средней школы.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|