ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
НАШИ КОНСПЕКТЫ
Занавес поднимается с первым звонком!
Театральная педагогика может подойти для
любого урока. А подходит ли она вам? Чтобы понять
это, представьте, как бы прошли в вашем классе
уроки по сценариям, которые мы публикуем на этой
странице
Перед вами четыре игровых урока,
выстроенных с использованием принципов
театральной педагогики. Все они относятся к
гуманитарному и художественному циклам. Но
приемы, с помощью которых можно разбить класс на
группы, разбудить ребячью фантазию, сбросить
мышечное и эмоциональное напряжение, окажутся
совсем не лишними и на уроках геометрии или
биологии, не говоря уж о начальной школе.
Впустите в свои классы немного театрального
волшебства и вдохновения.
Урок МХК:
стиль поведения западноевропейского и русского
обществ второй половины XIX века
Урок рассчитан на факультативное или студийное
занятие с подростками (12–13 лет). Оптимальное
количество участников – 10–12 человек. Это может
быть урок этики, мировой художественной
культуры, литературы, истории или урок театра.
Цель урока – погрузить детей в атмосферу XIX века,
оживить для них мир, которым наполнены русская
литература и история.
Занятие начинается в кругу. Учитель предлагает
назвать всем по одному слову-ассоциации или
словосочетанию, которое возникает у них при
упоминании XIX века. После первой игры,
погружающей участников занятия в атмосферу
урока, педагог делит участников на пары. Это
можно сделать в игровой форме: молча и без жестов
связаться с партнером глазами. Тот, кто нашел
свою пару, поднимает руку. Когда все руки в кругу
подняты, т.е. когда все нашли свои пары, по хлопку
педагога все меняются местами и садятся рядом с
партнерами, которых они выбрали, играя в
гляделки. Далее пары должны придумать
предложение, состоящее из слов-ассоциаций,
названных в первой игре. Получившуюся фразу
нужно произнести вслух в кругу.
Следующим этапом урока будет упражнение
“Скульптор и глина”. Участникам, разбитым на
пары, раздаются иллюстрации литературных
произведений второй половины XIX века. Один
человек в паре превращается в скульптора, другой
– в глину. “Скульптор” лепит из “глины” фигуру,
которая изображена на картине, используя при
этом аксессуары и элементы костюмов,
приготовленные учителем для проведения урока
(кружевной зонт, ажурные перчатки, цилиндр,
трость, бант, веер, длинная юбка или платье). На
подготовку дается три минуты. “Скульптуры”
оживают по хлопку учителя одновременно и
начинают жить в предлагаемых обстоятельствах,
оговоренных педагогом перед упражнением,
например: “в приемной у влиятельного вельможи”,
“в гостиной перед балом”, “в парке на гулянье”
и т.д.
В то время когда “глина живет”, скульпторы
внимательно за ней наблюдают, стараясь понять,
какие действия адекватны эпохе и предлагаемым
обстоятельствам, а какие – нет. После оживления
картины все участники садятся в круг и вместе со
зрителями обсуждают манеры поведения того
времени, сравнивая его с тем, что
продемонстрировали участники этюда. По ходу
обсуждения педагог фиксирует наиболее точное
исполнение, совпадение манер. Он просит
исполнителей повторить наиболее точные жесты и
позы, подключая к активной работе и зрителей,
которым предлагается повторять движения вместе
с педагогом: поклон мужской, обращение с
цилиндром, ходьба с тростью, женский поклон,
обращение с веером, приветствия, целование руки,
типичные положения рук у дам, у военных и
штатских.
Участники и зрители встают со своих мест и
распределяются по залу, занимая пространство
таким образом, чтобы все могли видеть педагога и
повторять за ним движения. Не стоит, однако,
перегружать урок хорошими манерами, так как
гораздо легче объяснить, что такое дурные манеры,
чем определить сущность хороших.
На это и направлено следующее упражнение:
педагог кладет на стол разрезанные части трех
целых листов, на которых изложены признаки
дурных манер поведения. Общее количество
фрагментов соответствует числу участников
урока. Каждый берет по одному фрагменту текста, и
все ищут недостающее продолжение. Так собираются
три команды, у каждой – один из трех листов.
Каждая группа вслух зачитывает свой текст.
Причем каждый член команды читает свой фрагмент,
а задача группы – сделать чтение интонационно
монолитным и логически верным, как будто читает
один человек. Такая работа с текстом позволяет
активизировать его восприятие.
Следующая игра закрепляет полученные знания.
Каждая из трех групп строит живую картину, в
которой что-то неправильно, не соответствует
правилам хорошего тона. Остальные группы должны
заметить и исправить ошибку.
На этом урок можно закончить, так как с помощью
игр участники познакомились с хорошими и дурными
манерами, которые и определяли стиль поведения в
обществе второй половины XIX века.
Тексты к уроку:
Лист № 1
Мужчина никогда не должен в разговоре запускать
руку в карман. В присутствии женщин мужчина не
должен садиться верхом на стул. Ни девушка, ни
женщина не должны разваливаться на кушетке перед
мужчиной.
Лист № 2
Мужчина не должен разговаривать, зажав в зубах
сигару или со шляпой на голове. Дурной манерой
считается напевать на улице, так же как стучать
пальцами по столу и вообще производить какой бы
то ни было шум. Шептание, подавленный или слишком
громкий смех также не приняты в хорошем обществе.
Лист № 3
Нельзя сидеть нога на ногу. В разговоре не
следует брать в руки и вертеть все, что попадется.
Ничто не может быть неприятнее для хозяйки гостя,
машинально мнущего дорогую бахрому мебели и
вертящего в руках ценную безделушку. Светскость
предписывает мужчине всегда и во всем уступать
женщине.
Вера КОЛГАНОВА, Андрей ТРОЯН
Урок изобразительного искусства:
работа с образом в объемном и плоском
изображении
Наш урок изобразительного искусства может
проводиться с детьми начальной или средней школы
(7–10 или 11–12 лет) в обычном школьном классе из
25–30 человек.
Задача занятия – развитие образного мышления,
фантазии, тренировка умения увидеть, удержать в
памяти и воспроизвести образ.
Урок изобразительного искусства мы начинаем с
мышечной разминки: нам необходимо “размять”,
привести в рабочее состояние руки: кисти, локти,
плечи. Для этого мы выполняем упражнение
“звезда”. По хлопку педагога дети “взрываются”
– максимально энергично раскрываются в позу,
когда ноги расставлены, стоят на носочках, руки
раскинуты вверх, немного в стороны, пальцы
растопырены, голова слегка откинута, глаза
широко открыты, рот полуоткрыт. Все мышцы
натянуты. Далее на счет 6 постепенно
расслабляемся: опускаемся на пятки, роняем кисти,
локти, плечи, корпус – повисаем на пояснице, как
тряпичная кукла. Затем на 6 счетов медленно
раскрываемся вновь. Упражнение повторяется
несколько раз в течение двух минут.
Следующее упражнение – на освоение
пространства. Дети должны двигаться между
столами или мольбертами, не сталкиваясь с
предметами и друг с другом, равномерно занимая
пространство и при этом “превращаясь”, меняя
образы: “Мы – облака, деревья, холодная вода,
сгущенное молоко и т.д.”. На выполнение этого
упражнения отводится 3–4 минуты.
Главное упражнение в разминке – замереть в самой
замысловатой позе. Те, у кого позы получились
наиболее интересными, странными, необычными,
могут перейти к доске, чтобы все видели их
произведения и могли обсудить их. Ребята
разглядывают позы своих товарищей и угадывают,
придумывают, что это, кто это. Когда для позы
придумывается интересное “имя-название”,
увидевшему образ предлагается дополнить данную
позу, чуть-чуть изменить ее для большей
выразительности. Тех ребят, которые по-другому
увидели свой вариант образа, можно и нужно
попросить скорректировать позу по-своему –
что-то ввести или убрать лишнее, мешающие детали
(положение кистей рук, ступней, поворот головы,
выражение лица и т.д.). Зрители обсуждают, кому
какой вариант больше нравится и почему. В этом
упражнении на практике усваивается условие
выполнения следующего задания: увидеть образ и
выявить его для зрителя.
Следующее упражнение – раздача “клякс”.
“Клякса” – цветное бесформенное пятно на
отдельном листке бумаги. Такие листки, заранее
приготовленные педагогом, получает каждый
ребенок. Задание заключается в том, что нужно
дополнить кляксу линией или цветом до выявления
образа, т.е. нужно найти и нарисовать персонаж,
который “спрятался в кляксе”. Искать героев
можно по темам: 1 класс – звери настоящие и
фантастические; 2 класс – герои сказок; 3–4 классы
– портреты-ассоциации своих друзей и близких и
т.д. Ученики 5–6 классов даже при поиске “на
свободную тему” видят в основном зверей, поэтому
лучше задавать конкретное направление поиска, не
отвергая любые другие варианты проявления
фантазии. Это задание может выполняться от 3 до 10
минут.
Работа с кляксой – набросок. После дорисовки
образа в “кляксе” тот же персонаж на новом листе
бумаги дети изображают крупно и подробно,
сохраняя его характер, позу, цвет, но устраняя
лишнее, уточняя и прорабатывая подробности его
внешности: глаза, ноги, когти, горбы, крылья и т.д.,
не забывают изобразить и что делает персонаж
рисунка. Эта работа занимает около 20 минут.
Проработка образа может каждый раз “открывать”
тему программы, вплоть до разработки заданий по
композиции в старших классах. Разминка в этом
случае дается на взаимодействие в паре, тройке
или иной малой группе.
Возможно проигрывание короткого этюда, сценки, с
замиранием в максимально точно выражающей
действия и характеры персонажей позе.
Рисунок в цвете и “дополненная клякса”
рассматриваются вместе и оцениваются по
оригинальности найденного образа, лаконичности
и изяществу “завершения” кляксы, точности
использования данных пятен (варианты полной
“перекраски” не отрицаются, но рассматриваются
как упражнения в фантазии “из другого задания”);
учитывается степень “разработки” образа в
крупномасштабном рисунке и его соответствие
первоначальной идее.
Татьяна ТРОШИНА
Урок словесности: техника
стихосложения, ритм, размер
Урок может проходить как в обычном классе, так и в
студии или на факультативе. Материалы этого
урока могут быть интересны учителям литературы и
мировой художественной культуры. Возраст детей
может быть от 10 до 15 лет. Количество учеников в
классе – от 12 до 30 человек.
Цель урока: знакомство с особенностями
структурной организации прозаического и
стихотворного текста и самостоятельное создание
стихотворения.
Урок делится на несколько этапов:
1-й этап: выяснить, чем проза отличается
от поэзии (игра “Два племени”).
2-й этап: работа с рифмами (игра “Рифмы”).
3-й этап: работа с ритмом (игра “Ритмический
диалог”).
4-й этап: завершающий (“Создание шедевра”).
Игра “Два племени”
Нужно разбить класс на тройки (например,
рассчитавшись на 1–2–3). В каждой тройке один
человек (2-й номер) из одного племени, а двое
других (1–3-й номера) из другого.
Учитель обращается ко 2-м номерам: “Вы
принадлежите к племени, которое ничего не знает о
стихах, вы никогда не слышали стихотворной речи.
И вот попадаете на остров, жители которого очень
музыкальны, поэтичны и активно используют в
повседневном разговоре как поэтическую, так и
прозаическую речь, песни и танцы. Ваша задача:
узнать как можно больше о поэтической речи,
понять, что это такое”.
Учитель обращается к 1-му и 3 номерам: “Вы жители
острова, на котором постоянно звучат стихи,
музыка, народ поет и танцует, и это считается
самой обычной формой выражения своих мыслей и
чувств. Внезапно на острове появляются чудаки,
которые не имеют ни малейшего представления о
стихах. Ваша задача: попытаться объяснить вашему
подопечному разницу между прозой и поэзией. Вы
можете объяснять это не только при помощи слов,
но и при помощи жестов – любым способом, который
придумаете и который окажется эффективным”.
На выполнение этого задания дается 3 минуты.
Затем “прозаики” – члены племени, не знакомого
с поэтическими формами, собираются вместе и
делятся впечатлением от знакомства с местными
жителями, обобщая информацию так, как они ее
поняли. В результате у них должно родиться
письменное развернутое определение поэзии.
Члены “поэтических” племен занимаются тем же
самым – создают свои письменные варианты
толкований. Затем каждая из трех групп
предлагает свое определение.
В ходе беседы-обсуждения каждого из определений
педагог помогает детям выделить основные
характеристики поэзии, подводит ребят к
акцентировке таких понятий, как рифма и размер
(ритмический рисунок) как основным внешним
отличиям прозы от поэзии.
Уяснившим, что такое рифма, нашим
путешественникам надо немного потренироваться,
и “местные жители” включают их в свою
ежедневную игру. Для этого все перемешиваются и
делятся заново на четыре команды.
Игра “Рифмы”
Педагог задает слово, к которому необходимо
придумать максимальное количество рифм.
Командам на выполнение задания дается 3 минуты.
Команда, придумавшая наибольшее количество рифм,
первой зачитывает свой список. Остальные команды
отмечают совпадающие слова. Рифма, повторяющаяся
у двух и более команд, вычеркивается. Выигрывает
команда, придумавшая наибольшее количество
“оригинальных” рифм.
Игра “Ритмический диалог”
Задача следующей игры – дать участникам
почувствовать ритмику стихотворной речи. Ребята
садятся в круг. Перед началом игры можно дать им
минуту подумать и сосредоточиться, вспомнить
знакомые стихи, ощутить или выбрать настроение.
Первый участник вспоминает (про себя) строчку
какого-либо стихотворения и передает ее своему
соседу, но не с помощью слов, а с помощью
интонации и ритма, заменив слова каким-либо
слогом или сочетанием слогов. Сосед должен
ответить подходящей по рисунку фразой, используя
“язык” своего партнера и по возможности передав
подходящие случаю эмоции, чтобы получился
поэтический диалог. Первый участник отвечает
третьей строфой, исходя из ответа партнера, а не
из своего задуманного стихотворения, и второй
завершает беседу четвертой строфой. Потом он
обращается к своему следующему соседу уже с
новой строфой. Так по кругу до конца. Если мы
играем в классе, состоящем из 25–30 человек, лучше
разделить учащихся на 2–3 команды, в которых игра
проходит одновременно.
Игра “Создание шедевра”
Познакомившись с рифмой и размером, можно
приступить и непосредственно к стихосложению.
Участникам предлагается разобрать карточки, на
которых написаны две пары рифм (одинаковые для
всех) и одна из трех схем рифмовки четверостишия:
А-А-Б-Б; А-Б-А-Б; А-Б-Б-А. Таким образом, снова
получаются три группы, у каждой из которых своя
схема, следуя которой нужно сочинить свой
вариант поэтического текста.
На сочинительство дается три минуты. Все дети в
каждой из команд работают индивидуально, каждый
выдумывает свое стихотворение. Те, чье
четверостишие готово, отдают творения на
обсуждение в своей группе. На обсуждение и выбор
лучшего стихотворения отводится две минуты.
Лучшее произведение каждой из групп
зачитывается всему классу.
После игры хорошо бы собрать все сочиненные
тексты и выпустить рукописный журнал или стенную
газету, чтобы дети видели реальный результат
своих творческих усилий.
Евгения СКРЕМЕТОВА
Урок литературы:
“Принц и нищий” Марка Твена – знакомство с
героями
Это вводное занятие, на котором дети впервые
входят в мир изучаемого произведения вместе с
учителем. Наш урок рассчитан на воспитанников
театральной студии, однако по этому плану может
пройти и факультатив по литературе, и урок
мировой художественной культуры. Возраст детей
– 9–11 лет. Урок может быть рассчитан на группу в
12–15 человек или на целый класс.
Цель нашего урока – узнать, что запомнилось
детям по прочтении повести, какие образы и
картины ярче всего запечатлелись в сознании,
какие темы, проблемы показались главными. Кроме
того, на уроке мы поближе познакомимся с главными
героями книги, их характерами, манерой держаться,
речевыми особенностями. Учителя, которые захотят
воспользоваться нашим опытом, легко смогут
трансформировать урок, взяв за основу другое
литературное произведение.
Первая игра, с которой мы начинаем занятие,
называется “Теплый шар”. Вся группа становится
в полукруг. Руководитель предлагает всему
коллективу представить теплый шар, очень
приятный и мягкий. Этот шар пока у каждого свой,
он еще маленький, мы держим его в ладонях. Учитель
говорит: “Закройте глаза, постарайтесь
вспомнить и представить, что для вас значит
“Принц и нищий” как литературное произведение.
Какие ассоциации возникают у вас? Чем больше у
вас воспоминаний, чем они подробнее, красочнее,
тем больше будет становиться шар. А теперь
откроем глаза.
Передавайте шар по кругу, соединяя все шары в
один. У вас получился очень большой шар. Не
уроните его. Он хрупкий. Все вместе поставьте его
в центр, а теперь каждый по очереди вынимайте из
этого общего клубка свои ассоциации.
Рассказывайте и показывайте, кто что помнит”.
Задача упражнения – выяснить, что знают дети о
произведении, насколько владеют сюжетом, что они
считают главным в этом произведении. Но важно и
другое – создать позитивный настрой, атмосферу
тепла и общности в работе над произведением,
разбудить не только память, но и мысль, и чувство,
и фантазию. Если мы собираемся ставить с детьми
спектакль по этому произведению, станет понятно,
какая проблематика более всего волнует детей,
“ПРО ЧТО” мы будем ставить, какой разговор
затеем со зрителем. Если же мы изучаем
произведения в рамках урока литературы, мы сразу
увидим, какие элементы образной системы и
проблематики дети воспринимают легко, а над чем
следует кропотливо поработать.
Чтобы выявить, что помнят дети о героях
произведения, приступаем к следующему этапу
занятия: “Что общего между Принцем и Нищим? А в
чем их различия? Какие вопросы будет задавать
Принц Нищему и Нищий Принцу при первом
знакомстве? При более длительном общении?”
Для выполнения следующего упражнения группа
делится на две команды. Из “шляпы” (это может
быть действительно шляпа, а может быть и
коробочка или пакет), заранее приготовленной
учителем, каждый ребенок вынимает “роль”. У
одних на карточках написано “нищий”, у других –
“придворный”. “Нищие” и “придворные”
образуют две команды. Каждая команда должна
разыграть этюд на тему “Утро”: “Утро в
трущобах” и “Утро во дворце”. Дети должны
подумать о том, что будут делать придворные и что
будут делать нищие, какие вопросы они будут
обсуждать каждый в своей среде, как держаться,
какой лексикой (какими словами) пользоваться.
Дети сами решают, кто какого героя в пределах
доставшейся карточки представляет в этой игре
(среди нищих могут быть маленькие сироты, матери
и дети, старики и старухи и т.д.; среди придворных
– пажи, камеристки, церемониймейстеры, министры,
персоны разной значимости и величины). Затем от
каждой команды игроки выходят в центр помещения
и проигрывают каждый свою ситуацию. После этого
этюды обсуждаются. Дети высказываются о том, что
показалось им наиболее точным и убедительным, а
что мешало, было “из другой книги, из другой
жизни” – стилистически не соответствовало.
Если мы работаем над спектаклем, то наиболее
удачные работы следует зафиксировать и
проработать как этюды, которые могут войти в
постановку. Если нет – двигаемся дальше.
Теперь команды “Принца” и “Нищего” должны
попробовать продумать первую встречу главных
героев. Не нужно стараться досконально вспомнить
текст. Важнее понять, как мог бы прореагировать
на встречу один и другой, что интересно одному и
другому, как они старались бы держаться, какие бы
у них возникли цели и желания. Все это
продумывается в командах. Сочиняя поведение
героя, дети опираются на знание его характера,
среды воспитания и другие предполагаемые
обстоятельства. Очень полезно подумать также:
чего никогда в жизни не сделал и не сказал бы
каждый из персонажей? После подготовки на
площадку выходят представители от каждой из
групп – они разыгрывают встречу
импровизированно. Учитель может прервать этюд
хлопком и попросить следующую пару начать этюд
заново или продолжить разыгрывать ту ситуацию,
которая сложилась у предыдущих игроков.
Если занятие ведется в малой группе (12 человек),
то через игру должны пройти все дети. Если игра
проходит в целом классе, дети сами выдвигают из
своих команд по 5–6 основных игроков. Зрители же
внимательно следят за исполнением этюдов,
фиксируют не только наиболее точные слова,
действия, манеры, но и самые грубые ошибки. После
показа можно предложить детям перечитать по
книге сцену встречи, а потом уже устроить
обсуждение этюдов. Во время обсуждения важно
понять, какие этюды оказались ближе книге по
духу, а не по букве и почему дети думают именно
так.
Благодаря этой игре мы войдем вместе с учениками
в живой мир книги, сумеем просто и доступно
поговорить о таких сложных понятиях, как
стилистика и проблематика художественного
произведения.
Любовь МАТВЕЕВА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|