ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
НАШИ КОНСПЕКТЫ
Педагог играющий
Привычная мизансцена школьного урока: педагог
рассказывает – дети внимают. Педагог спрашивает
– дети отвечают. А что потом? Что остается у
большинства детей и учителей от такой системы
обучения? Если быть честными, прежде всего –
усталость. Она копится у детей годами, а у
учителей десятилетиями. А еще остается чувство,
что настоящая жизнь проходит где-то там, за окном,
где идет снег или светит солнце.
Но ведь именно в школьных стенах дети учатся
любить и ненавидеть, добиваться своего и
уступать другим, именно здесь складывается их
представление о собственной личности и о мире. И
хотя все мы прекрасно знаем это, нам все по
инерции кажется, что главное, чему должна научить
школа, – это правила и формулы.
Спросите себя, а что вы сами помните из школьной
программы по тем предметам, к которым после
выпускных экзаменов не приходилось обращаться? И
сдадите ли вы сами сегодня честно, без шпаргалок,
выпускные экзамены после 11 класса? А после 9-го?
Но вот что мы все твердо усвоили после школы –
так это «правила и формулы» соответствия. Мы
знаем, как положено учиться и учить, как положено
вести себя старшим и младшим, как работать и
развлекаться. Знаем... Но это не всегда помогает
нам быть успешными и счастливыми, продуктивно
работать и гармонично общаться с окружающими.
Потому что «правило» – только одна из рабочих
моделей, которой человек пользуется для
достижения своей цели.
Хотим ли мы отреставрировать памятник, создать
фирму или завести семью – нам нужно уметь не
только использовать существующие правила, но и
подвергать их пересмотру, от иных отказываться,
иные открывать самостоятельно. То есть самое
главное, что нам необходимо, – уметь непрерывно
учиться: самостоятельно думать, индивидуально
чувствовать и принимать решения. И вот тут-то
чаще всего выясняется, что школа этому нас почти
не научила.
Однако есть и другая школа – когда разрушена
мизансцена фронтального противостояния ученика
и учителя, когда дети и взрослые вместе ищут
новое решение значимой для каждого из них задачи.
Школа, которая учит учиться. Школа, которая и есть
жизнь, сложная, неоднозначная, увлекательная.
Уроки, на которых учителя и ученики реально
проживают процесс поиска решения научной задачи,
художественного образа, утраченного знания,
часто называют игровыми. Методику игровой работы
с детьми в последнее время все чаще называют
театральной. В этом есть некоторый смысл, хотя и
путаницы с подобными неустоявшимися терминами
достаточно.
Нидерландский культуролог Йохан Хейзинга в
книге «Ноmo Ludens» (Человек играющий) писал, что
смысл игры не исчерпывается никаким результатом,
ибо ее основной смысл – сам процесс с его риском,
радостью, неожиданностями. Игра старше культуры
и творит культуру. И это один из самых веских
аргументов, чтобы называть педагогику,
направленную на активизацию творческого начала,
«игровой».
А «театральной» такую педагогику называют,
наверное, потому, что театр наиболее законченная
форма игры в культуре. Кроме того, театр
оказывается удобной образовательной моделью,
поскольку он синтетичен, предполагает
коллективное творчество, функции общения и
познания являются для этого вида искусства
базовыми составляющими.
Однако когда мы говорим про игровую и
театральную педагогику, важно не смешивать метод
с внешней формой. Урок, построенный с применением
подобной методики, далеко не всегда требует
распределения ролей или костюмирования и уж
совсем не допускает предварительного заучивания
ролей. Такой урок больше напоминает начальный
репетиционный процесс, протекающий в канонах
русской театральной школы рубежа XIX–XX веков,
нежели спектакль. Это поиск: фактов, смыслов,
связей, образов, способов их выражения через
фиксированные знаки или собственное тело. Важно,
что в такой урок личность включается полностью:
интеллект, душа, чувства и эмоции, тело – все
участвует в процессе познания. А потому
информация приносит радость, гораздо дольше и
целостнее удерживается в памяти, становится
фактом пережитого личного опыта.
Безусловно, подготовка подобного урока требует
от учителя больше сил и времени. А на самом уроке
– смелости, открытости, импровизационного
самочувствия. Но и награда велика. Прежде всего
чувство удовлетворения оттого, что на каждом
таком уроке жизнь кипит в классе, а не проходит за
окном. В процессе сотворчества и учитель, и
ученики личностно востребованы. А поэтому
принципиально меняются отношения. В классах, где
так работают, бывает шумно, атмосфера может быть
эмоционально очень напряженной, но нет хамства и
вражды. И процесс обучения из повинности
превращается в личностно значимое дело.
Александра НИКИТИНА,
кандидат искусствоведения
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|