Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №68/2003

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
НАШИ КОНСПЕКТЫ

Педагог играющий

Привычная мизансцена школьного урока: педагог рассказывает – дети внимают. Педагог спрашивает – дети отвечают. А что потом? Что остается у большинства детей и учителей от такой системы обучения? Если быть честными, прежде всего – усталость. Она копится у детей годами, а у учителей десятилетиями. А еще остается чувство, что настоящая жизнь проходит где-то там, за окном, где идет снег или светит солнце.
Но ведь именно в школьных стенах дети учатся любить и ненавидеть, добиваться своего и уступать другим, именно здесь складывается их представление о собственной личности и о мире. И хотя все мы прекрасно знаем это, нам все по инерции кажется, что главное, чему должна научить школа, – это правила и формулы.
Спросите себя, а что вы сами помните из школьной программы по тем предметам, к которым после выпускных экзаменов не приходилось обращаться? И сдадите ли вы сами сегодня честно, без шпаргалок, выпускные экзамены после 11 класса? А после 9-го?
Но вот что мы все твердо усвоили после школы – так это «правила и формулы» соответствия. Мы знаем, как положено учиться и учить, как положено вести себя старшим и младшим, как работать и развлекаться. Знаем... Но это не всегда помогает нам быть успешными и счастливыми, продуктивно работать и гармонично общаться с окружающими. Потому что «правило» – только одна из рабочих моделей, которой человек пользуется для достижения своей цели.
Хотим ли мы отреставрировать памятник, создать фирму или завести семью – нам нужно уметь не только использовать существующие правила, но и подвергать их пересмотру, от иных отказываться, иные открывать самостоятельно. То есть самое главное, что нам необходимо, – уметь непрерывно учиться: самостоятельно думать, индивидуально чувствовать и принимать решения. И вот тут-то чаще всего выясняется, что школа этому нас почти не научила.
Однако есть и другая школа – когда разрушена мизансцена фронтального противостояния ученика и учителя, когда дети и взрослые вместе ищут новое решение значимой для каждого из них задачи. Школа, которая учит учиться. Школа, которая и есть жизнь, сложная, неоднозначная, увлекательная.
Уроки, на которых учителя и ученики реально проживают процесс поиска решения научной задачи, художественного образа, утраченного знания, часто называют игровыми. Методику игровой работы с детьми в последнее время все чаще называют театральной. В этом есть некоторый смысл, хотя и путаницы с подобными неустоявшимися терминами достаточно.
Нидерландский культуролог Йохан Хейзинга в книге «Ноmo Ludens» (Человек играющий) писал, что смысл игры не исчерпывается никаким результатом, ибо ее основной смысл – сам процесс с его риском, радостью, неожиданностями. Игра старше культуры и творит культуру. И это один из самых веских аргументов, чтобы называть педагогику, направленную на активизацию творческого начала, «игровой».
А «театральной» такую педагогику называют, наверное, потому, что театр наиболее законченная форма игры в культуре. Кроме того, театр оказывается удобной образовательной моделью, поскольку он синтетичен, предполагает коллективное творчество, функции общения и познания являются для этого вида искусства базовыми составляющими.
Однако когда мы говорим про игровую и театральную педагогику, важно не смешивать метод с внешней формой. Урок, построенный с применением подобной методики, далеко не всегда требует распределения ролей или костюмирования и уж совсем не допускает предварительного заучивания ролей. Такой урок больше напоминает начальный репетиционный процесс, протекающий в канонах русской театральной школы рубежа XIX–XX веков, нежели спектакль. Это поиск: фактов, смыслов, связей, образов, способов их выражения через фиксированные знаки или собственное тело. Важно, что в такой урок личность включается полностью: интеллект, душа, чувства и эмоции, тело – все участвует в процессе познания. А потому информация приносит радость, гораздо дольше и целостнее удерживается в памяти, становится фактом пережитого личного опыта.
Безусловно, подготовка подобного урока требует от учителя больше сил и времени. А на самом уроке – смелости, открытости, импровизационного самочувствия. Но и награда велика. Прежде всего чувство удовлетворения оттого, что на каждом таком уроке жизнь кипит в классе, а не проходит за окном. В процессе сотворчества и учитель, и ученики личностно востребованы. А поэтому принципиально меняются отношения. В классах, где так работают, бывает шумно, атмосфера может быть эмоционально очень напряженной, но нет хамства и вражды. И процесс обучения из повинности превращается в личностно значимое дело.

Александра НИКИТИНА,
кандидат искусствоведения


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru