ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Колонка редактора
Не знаю, правда ли это, но говорят, что
если поместить семечко льна в какие-то лучи, над
ним можно увидеть образ взрослого растения.
Очень красивая идея. И очень педагогическая.
Каждый новый класс – это всегда интересно.
Особенно первый. В шесть с половиной лет люди
приходят в школу так доверчиво и всерьез. Хотя
когда спрашиваешь, объяснить, чего ждут от школы,
не могут: «Ну… читать, писать, стать умным,
взрослым».
А я чего жду от этих нескольких следующих лет,
которые мы проведем вместе, в одном классе? Про
читать-писать понятно. А вот что такое быть
взрослым? Это значит, их нужно «взрастить»?
Первоклашки в сентябре больше всего напоминают
мне россыпь семян экзотических растений: в
каждом спрятаны и характер, и способности, и
темперамент. Но что именно вырастет, пока нельзя
даже предположить. Нет, даже не семена, а уже
маленькие ростки. Торчат ежиком, как первая
зелень в апреле, издали кажется – все одинаковые.
А чуть подросли – у каждого свой цвет, своя форма,
свое предназначение. Так интересно разглядеть и
угадать (но табличку не вешать – вдруг ошибка?). А
разных и растить нужно по-разному.
Вообще-то массовая школа издавна была
предназначена весь этот ежегодно пополняемый
газон подстригать на положенную высоту,
одинаково и аккуратно, чтоб глаз радовал. Для
того, наверное, и сочиняют эти нескончаемые
стандарты (а потом сетуют на ксенофобию: другой
значит плохой, а хорош тот, кто как все). Но в
любой, самой суровой, школе ребята все равно
никогда не вырастают одинаковыми.
Взрослых тоже можно понять, у них свои амбиции:
всё хотят из укропа или чертополоха престижный
баобаб вырастить. И поливают сверх всякой меры, и
за макушку вверх вытягивают. А кто сказал, что
чертополох хуже? Пусть он лучше вырастет
полноценным, здоровым кустиком, чем всю жизнь
будет прикидываться недоразвитым баобабом,
мечтая о тихом уголке на огородной грядке.
Может быть, создать как можно больше условий для
роста в разных направлениях, для выбора. И
поддерживать каждый самостоятельный шаг ребенка
по угадыванию самого себя – будущего себя.
Вдруг проявляется интерес или склонность,
способность, что-то вдруг получается. Это самое
большое чудо, к нему невозможно привыкнуть, хотя
происходит почти каждый день то с одним, то с
другим ребенком.
Оказывается, что почти все ребята из класса вели
летом дневник.
Или писали рассказы.
Кто-то сделал дома кукольный театр.
Научился печь пироги.
Умеет организовать всех без шума и ссоры.
Прочитал первую толстую книжку.
Я со своими повзрослевшими выпускниками смотрю
скачущую любительскую видеозапись первых
сентябрьских дней двенадцатилетней давности. На
экране забавные, чуть испуганные, лукавые,
серьезные детские мордашки. Такие разные. Один
забился сразу на последнюю парту, другой мамину
руку не отпускает, третий, увидев обращенный на
него объектив, тут же скрутил в трубку тетрадь и
смотрит оттуда, из детства, шкодливым глазом…
Ребята рядом со мной, вмиг сбросив всю свою
взрослость, в щенячьем восторге ищут себя, с
трудом узнают друг друга, вспоминают те первые
дни в школе. И я, глядя на них, сегодняшних, и на
себя «образца прошлого века», самонадеянно
думаю, что уже тогда что-то угадывала в тех
малышах.
Но, наверное, это неправда.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|