ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН
Что нужно для того, чтобы гражданское
общество перестало быть мечтой и начало обретать
черты реальности? Мы вводим курсы
граждановедения, читаем детям лекции о том, как
важно быть гражданином. Дети прилежно усваивают
информацию, а гражданское общество... все так же
далеко, как и раньше. Потому что
гражданственность начинается вовсе не с учебных
знаний по предмету, но с чего-то совершенно иного
– того, что в принципе невозможно загнать в узкие
рамки какой бы то ни было учебной программы.
Гордясь своей образовательной системой, мы
привыкли ссылаться на те огромные объемы знаний,
которые усваивают наши дети. Западное
образование развивается по совершенно иному
пути: там хорошо понимают, что главное средство
образования личности – это не знания из учебника,
а сама система межчеловеческих отношений,
которая требует значительно больших вложений,
нежели разработка каких бы то ни было учебных
программ.
Попробуем под этим углом зрения посмотреть на
образовательный опыт трех стран.
Что поражает наших учителей в образовательной
системе Нидерландов? Вовсе не богатство
материальной базы и не финансовые возможности, а
наличие огромного простора для личной
инициативы, не подлежащей никакому иному
контролю, за исключением общественного.
Государство, чиновники здесь тактично занимают
второстепенные места, доверившись тому, что мы
называем общественным самоуправлением – хорошо
образованным, заинтересованным в успехе
гражданам.
А можно ли представить, чтобы российский
предприниматель обратился к начальнику
районного управления образования с заказом на
разворачивание программы по воспитанию
целостной и уверенной в себе личности, а
начальник управления тут же откликнулся бы на
это предложение? Оказывается, для школьных
округов Америки это совершенно нормальное
явление: качественная гражданская инициатива не
требует многоступенчатого бюрократического
опосредования.
Или вот репортаж из французской «мастерской для
трудных подростков». На первый взгляд все как у
нас. Однако есть как минимум два принципиальных
отличия от столь знакомых нам «классов
выравнивания». Во-первых, сюда никого не
приводили насильно – ученики пришли сами,
совершив осознанный выбор, подписав договор,
взяв на себя ответственность. Во-вторых, работа
мастерской заключается не в зубрежке
обязательной программы, а в том, что педагоги
помогают подростку выстроить разнообразную
деятельность, опереться на собственный опыт...
Человек начинает чувствовать себя гражданином
только тогда, когда понимает: его личная
инициатива небезразлична обществу.
Приговоренные к школе
Как во Франции помогают трудным
подросткам
В сентябре далеко не все дети радостно
спешат в школу. Некоторые подростки
категорически отказываются переступать порог
класса, несмотря на родительские и
педагогические увещевания. Что делать? Как
вернуть детей туда, где много лет они испытывали
непреодолимые трудности и разочарования?
Французское правительство решило открыть особые
мастерские для старшеклассников, где ребята
могли бы преодолеть страх, неприязнь, а по
прошествии нескольких недель вернуться в школу.
В прошлом году во Франции 158 тысяч учеников
покинули школу без какого-либо диплома, без
специальности. Новые мастерские помогают
вернуться обратно, закончить образование. Хотя
бы некоторым.
Сюда попадают из колледжа всего на четыре недели.
Группы по шесть человек. В каждой воспитатель,
два постоянных педагога и еще 2–3 приходящих
учителя. Цель – вернуть в школу, социализировать
этих всеми брошенных ребят, потенциальных
уголовников, мятежных неучей, которых долго
давил пресс единой обязательной школы. С первого
класса они отодвинуты на задние парты, на них
стоит клеймо: они разрушители уроков, дворовые
террористы.
Бруно, 13 лет, бледный, невеселый, уже крепко
насолил учителям и собрал свою порцию наказаний.
Николя 15 лет, школа для него – сплошные вражеские
козни, учителя – болтуны. Муса, 13 лет, боксер,
чемпион среди юниоров. К сожалению, часто путает
школьный двор с рингом. Кевин предпочитает улицы
классу. Алекс ненавидит преподавателя
английского. Жоэ, португалец по происхождению,
всего три года назад приехал в страну и едва
говорит по-французски.
Их всех выбрала администрация колледжа, но
каждый самостоятельно и добровольно принял
решение отправиться в мастерскую, подписал
особый договор. Последний шанс.
Здесь не ведут абстрактных разговоров, а
занимаются конкретным делом: чтение, счет,
история. Знакомство с окружающим миром – мэрия,
префектура, суд…
Сегодня Алекс и Николя отправились в свой родной
квартал вместе с учителем. Задание –
сфотографировать то, что они любят, и то, что их
раздражает. И придумать короткие подписи к
снимкам.
– Нельзя заниматься отвлеченными упражнениями с
мальчишками, которые вообще не видят смысла в
писанине, – объясняет преподаватель.
У Алекса проблема. Он не может найти то, что ему по
душе. Может, старинная башня? Зато объект
ненависти выбирает и фотографирует без
колебаний: это школа.
Две недели спустя Бруно сидит за компьютером,
набирая текст. Лицо веселое. Этот отъявленный
бездельник вдруг стал переживать по поводу своей
безграмотности.
– Мы ходили в мэрию, чтобы спросить, чем они там
занимаются. Как правильно написать слово
“занимаются”?..
Учителя играют роль родителей: спокойных,
внимательных, энергичных. Они чередуют темы –
что-то интересно для одних, но скучно для других,
стараются найти какой-нибудь увлекательный
прием. Здесь мало заботятся о правилах поведения,
что немыслимо в обычном классе...
Вчера Бруно впервые рассказал о своих проблемах.
Он вернулся из зала суда, где его отца
приговорили к трем годам тюрьмы. Алкоголик много
лет избивал жену и детей. На Бруно держался весь
дом, а уроки приходилось прогуливать, чтобы
защищать мать от пьяного отца.
– Теперь я чувствую себя свободным!
У Алекса иной противник. “Ратус – придурок”, –
заявил он удивленному педагогу. Ратус – герой
книги для чтения, с которой мучился Алекс в
первом классе.
Кевин всегда смертельно скучал на уроках. В
мастерской увлекся авиамоделями. Родилась мечта:
он станет столяром. И начал пропадать в кабинете
труда.
...Последний день перед возвращением в школу.
Настроение шутливое.
– Мы хотим остаться здесь! – кричат ученики.
– Месяц – вполне достаточно! – уверяет учитель
Андре.
На самом ли деле достаточно этого месяца занятий
в мастерской, чтобы обрести почву под ногами?
Бруно вернулся в колледж веселый, старается:
“Теперь я буду учиться”. На вопрос, что его так
изменило, он отвечает: “Во мне что-то
щелкнуло”.
– Если это поможет хоть одному ребенку, дело
стоит усилий, – говорит Андре.
Аналогичных мастерских во Франции всего 20, в этом
году появится еще 30. Жизнь преподавателей
колледжей станет легче. И все же это капля в море.
Перевод с французского Людмилы
ПЕЧАТНИКОВОЙ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|